Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
Дистрибьюторский договор заключают между собой компания-производитель и дистрибьютор. Последним может выступать как оптовая фирма, так и частный предприниматель. С момента подписания соглашения дистрибьютор становится официальным представителем компании по продвижению ее товара на определенной территории. На какие моменты обратить внимание при заключении такого договора, рассказывается в нашей статье.
Дистрибьюторский договор – это возмездный гражданско-правовой договор, по которому производитель обязуется на постоянной основе отчуждать дистрибьютору товары на согласованных условиях поставки, а также предоставлять информацию в целях продвижения товаров и материалы для последующего сервисного обслуживания, а дистрибьютор, в свою очередь, оплачивает такие товары и от своего имени осуществляет их сбыт на определенной территории на согласованных условиях и содействует распространению товаров. Дистрибьютор может оказывать дополнительно маркетинговые услуги по рекламе товаров, исследованию рынка, формированию клиентской базы, организовать исполнение гарантийных обязательств изготовителя перед потребителями.
Отношения по дистрибуции не получили правового регулирования в российском законодательстве. Фрагментарное регулирование предусмотрено в рамках ЕАЭС. Например, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 80 «Об утверждении правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского Экономического Союза» установлены условия обеспечения качества при дистрибуции лекарственных средств.
С учетом экономической цели, сложившейся практики делового оборота и подходов судов дистрибуцию можно определить как предпринимательскую деятельность, направленную на организацию продаж товаров производителя на определенной территории и предоставление услуг по выводу товара и его продвижению на рынке, послепродажному сервису. Дистрибуция предполагает отношения между хозяйствующими субъектами — юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, один из которых является производителем (изготовителем, экспортером) товаров, а второй исполняет роль оптового покупателя (импортера).
Дистрибьютор приобретает в собственность товары непосредственно у производителя (изготовителя) для их дальнейшей перепродажи и размещает товары на рынке, продвигает за свой счет, самостоятельно выбирает методы сбыта и распространения товаров на определенной территории.
Условия дистрибуции определяются дистрибьюторским договором. Поскольку отсутствует его регламентация, стороны в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) определяют его содержание по своему усмотрению и с учетом ограничений, предусмотренных нормами законодательства о внешнеторговой деятельности, конкуренции и так далее.
Дистрибьюторский договор надлежит отграничивать от посреднических сделок. Основным отличием служит выступление дистрибьютора-перепродавца в обороте от своего имени, за свой счет и в своих интересах, тогда как посредник способствует заключению сделок в интересах другого лица, проводя переговоры и осуществляя иные действия фактического характера.
Дистрибьюторские договоры имеют следующие особенности:
1. Предмет договора включает обязательства сторон по организации поставок, когда дистрибьютор на систематической основе приобретает у производителя товары для их последующей перепродажи третьим лицам. А также дополнительные обязательства дистрибьютора совершать фактические и юридические действия по формированию спроса и продвижению товаров, выполнению от имени изготовителя обязательств, связанных с гарантией качества товаров (ст. 5, 6, 13, 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1). При этом производитель может предоставлять дистрибьютору права на использование средств индивидуализации, информацию и материалы для продажи товаров и их рекламы, проводить обучение. Условия поставок могут определяться в дистрибьюторском договоре. Другой вариант — когда дистрибьюторский договор выступает в качестве рамочного договора организационного характера и для исполнения обязательств стороны дополнительно заключают договоры поставки на отдельные партии товаров.
2. Отношения сторон носят длящийся характер и реализуются на постоянной или регулярной основе.
3. В большинстве случаев дистрибьюторские договоры обеспечивают привилегированное положение для каждой из сторон. Производитель, как правило, предоставляет дистрибьютору эксклюзивные права на продажу товаров и не реализует их другим лицам, воздерживается от самостоятельной продажи на определенной территории. Альтернативой может быть предоставление преимущества, когда производитель предлагает товары для продажи на этой территории в первую очередь дистрибьютору, а затем в случае отказа дистрибьютора — иным лицам.
В свою очередь, дистрибьютор имеет встречные обязательства и не осуществляет размещение конкурирующих товаров на территории. Такие условия могут ограничивать конкуренцию на рынке и требуют соблюдения положений антимонопольного законодательства. Так как они обеспечивают перемещение товаров в цепочке от производителя к конечному потребителю, дистрибьюторские договоры относятся к «вертикальным соглашениям» (п. 19 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Согласно позиции ФАС РФ соглашение между производителем товаров и его покупателем, имеющим намерение перепродавать их (дистрибьютором), следует относить к «вертикальным» и в том случае, если стороны такого соглашения реализуют товары в одних и тех же границах товарного рынка (товарных рынков) при условии, что на этом товарном рынке дистрибьютор осуществляет реализацию товаров, которые им приобретены у данного производителя, и не осуществляет производство взаимозаменяемых товаров, а также в случаях реализации дистрибьютором взаимозаменяемых товаров, производимых разными производителями (разъяснение № 2 Президиума ФАС России «Вертикальные» соглашения, в том числе дилерские соглашения», утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).
4. Договор направлен на приобретение товара дистрибьютором с целью его дальнейшего сбыта, продвижения и распространения на определенной территории. По существу такие отношения не имеют квалифицирующих признаков посредничества с точки зрения права. Каждая из сторон действует от собственного имени, в своих интересах. Косвенно за счет экономического эффекта — привлечения внимания к товарам и расширения сервисной сети происходит рост продаж, реализуются интересы каждого контрагента в получении прибыли.
5. Договор имеет возмездный характер, так как связан с предпринимательской деятельностью каждой из сторон и направлен на извлечение прибыли от дистрибуции. Обычно стороны согласуют в договоре условия о стоимости товаров, минимальной сумме выкупа, а также вознаграждение дистрибьютора. На практике вознаграждение дистрибьютора зависит от результата и определяется в процентах от стоимости приобретенных товаров или в процентах от объема продаж, реже — в фиксированной твердой сумме.
6. Договоры имеют консенсуальный характер, являются взаимными.
7. Дистрибьюторские договоры требуют письменной формы с учетом субъектного состава, а в случае внешнеэкономических отношений также из-за применяемых мер контроля (ст. 160, 161, 162 ГК РФ).
Отсутствие легального закрепления дистрибьюторского договора позволяет его сторонам по своему усмотрению определять его предмет, формулировать иные условия, устанавливать взаимные права и обязанности.
Предмет дистрибьюторского договора можно определить как организацию поставок, состоящую в систематическом обязательстве дистрибьютора приобретать товары у поставщика и продавать их третьим лицам (покупателям), а также осуществлять юридические и фактические действия, связанные с организацией продаж товаров покупателям. В отличие от посреднических договоров данные действия дистрибьютор совершает за свой счет.
Также в договоре, как правило, прописывают:
• территорию и срок дистрибуции;
• условия договоров поставки (купли-продажи), заключаемых дистрибьютором с третьими лицами;
• условия продвижения товаров;
• цену договора;
• права и обязанности сторон в зависимости от модели сотрудничества.
По ссылке можно скачать образец дистрибьюторского договора.
В судебной практике нет единообразного подхода к определению правовой природы дистрибьюторского договора. В зависимости от условий, смысла и цели соглашения, направленности воли сторон, используемых конструкций и моделей сотрудничества суды квалифицируют их:
1) как агентские договоры (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.12.2020 № Ф05-18228/2020 по делу № А40-60618/2020 (Определением Верховного Суда РФ от 01.04.2021 № 305-ЭС21-2419 отказано в передаче дела для пересмотра этого постановления в порядке кассационного производства);
2) как непоименованные или смешанные договоры, к которым применяют нормы купли-продажи, поставки и других договоров, в зависимости от условий дистрибьюторского соглашения — например, о договоре безвозмездного пользования, агентском договоре (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2020 № Ф07-2655/2020 по делу № А66-8311/2019, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 № 11АП-14035/2020 по делу № А65-14134/2020);
3) как договоры поставки, заключенные в форме рамочного договора (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2021 № Ф04-6265/2021 по делу № А03-15223/2020 (Определением Верховного Суда РФ от 10.03.2022 № 304-ЭС22-477 отказано в передаче дела для пересмотра этого постановления в порядке кассационного производства), Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.10.2021 № Ф05-25129/2021 по делу № А40-143970/2020 (Определением Верховного Суда РФ от 25.01.2022 № 305-ЭС21-28678 отказано в передаче дела для пересмотра этого постановления в порядке кассационного производства), Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.01.2021 № Ф04-6120/2020 по делу № А70-4533/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2020 № Ф07-2655/2020 по делу № А66-8311/2019).
Вы можете оставить первый комментарий