Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Изменения в утилизационном сборе в 2026 году

Грядут изменения относительно порядка уплаты и размеров утилизационного сбора, которые еще не вступили в силу, но уже успели наделать шума среди автолюбителей и спровоцировать массовый спрос на покупку нового авто. Разберемся, что же изменится и насколько сильно это может повлиять на стоимость транспортных средств.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Утилизационный сбор на автомобили — простыми словами
  2. Постановление об утилизационном сборе
  3. Кто платит утильсбор
  4. Как изменится порядок расчета утильсбора с 1 ноября 2025 года
  5. Как изменились правила уплаты утильсбора
  6. Пример расчета утилизационного сбора
  7. Риски неуплаты утилизационного сбора

Утилизационный сбор на автомобили — простыми словами

Сбор за утилизацию представляет собой обязательный платеж, который покроет будущие расходы на утилизацию автомобиля после того, как закончится срок его эксплуатации.
Кроме этого, цель взимания такого сбора направлена на компенсацию вреда, причиненного негативным воздействием транспортного средства на экологию, окружающую среду и здоровье человека (ч. 1, 9 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Постановление об утилизационном сборе

Положение об утилизационном сборе закреплено в статье 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Подробные же правила взимания указанного платежа раскрыты в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.

Кто платит утильсбор

В соответствии с указанными выше документами плательщиками сбора на утилизацию являются следующие лица (ч. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 2 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291):
• осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
• производящие транспортные средства на территории нашей страны;
• купившие авто у лица, которое в соответствии с законодательством вправе не уплачивать утильсбор, или не осуществившего рассматриваемый обязательный платеж в нарушение требований нормативных актов;
• являющимися владельцами транспортных средств, произведенных менее 3 лет назад и помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, по завершении действия которой они помещаются под иную процедуру, кроме реэкспорта.

Таким образом, обязанность по уплате сбора на утилизацию в основном ложится на организации, которые импортируют или производят автомобили, и редко касается физических лиц.

Не нужно уплачивать утильсбор на автомобили (ч. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):
• которые ввозят на территорию России в качестве личного имущества физические лица, имеющие статус:
 участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637);
 беженцев (Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1);
 вынужденных переселенцев (Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1);
• ввозимые на территорию РФ как имущество дипломатических представительств или консульских учреждений, международных организаций, которые пользуются привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудников таких представительств, учреждений, организаций и членов их семей;
• выпущенные более 30 лет назад и не использовавшиеся в коммерческих целях. При этом указанные транспортные средства имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, которые сохранены или отреставрированы до оригинального состояния. Виды и категории указанных автомобилей определены правительством (Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291);
• с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории особой экономической зоны в Калининградской области. Конкретные виды и категории указанных авто также устанавливает правительство (Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291). Исключением являются транспортные средства международной перевозки;
• ввозимые в Российскую Федерацию и помещаемые при этом под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Правительством также утвержден перечень видов и категорий транспортных средств, в отношении которых в обязательном порядке нужно уплачивать рассматриваемый сбор, а также определены его размеры (перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

Как изменится порядок расчета утильсбора с 1 ноября 2025 года

В Государственной Думе РФ на рассмотрении находится проект постановления, который предусматривает внесение изменений в том числе видов транспорта, а также размеров утилизационного сбора уже с 1 ноября 2025 года (ID проекта 02/07/09-25/00160081).

В соответствии с указанным документом планируется определять итоговую сумму обязательного платежа на автомобили категории «М «не только исходя из объема двигателя, но и его мощности (пп. «а» п. 2 проекта постановления Правительства РФ, ID проекта 02/07/09-25/00160081).

Повышенный коэффициент теперь будет установлен в отношении двигателей внутреннего сгорания мощностью свыше 160 лошадиных сил, а для электромобилей и гибридов — с мощностью двигателя более 80 лошадиных сил (аннотация к проекту постановления, ID проекта 02/07/09-25/00160081).

Для сравнения приведем пример. На сегодняшний день установлено, что в отношении электрокаров, которые ввозятся не для личного пользования физическим лицом, на 2026 год установлен коэффициент 40,04 в отношении новой машины категории «М». Если с момента его выпуска прошло более 3 лет, коэффициент составит 70,44. Указанные размеры не зависят от иных параметров авто, кроме типа двигателя. Размер сбора для нового авто составит 800 800 рублей, для 3летнего – 1 408 800 рублей.

По новым же правилам будет учитываться мощность. Так, для автомобиля, показатель мощности которого не превышает 58,84 кВт, размеры коэффициента не изменятся, а в случае превышения указанного показателя размер коэффициента вырастет. Например, для двигателя мощностью более 58,84 кВт, но не превышающей 73,55 кВт, коэффициент составит уже 49,56 для нового авто и 82,08 для выпущенного более 3 лет назад. В этом случае размер обязательного платежа для нового авто составит уже 991 200 рублей, а для 3-летнего – 1 641 600 рублей.

Как видим, размеры сбора в таком случае изменятся существенно, что вероятно, отразится и на стоимости транспорта.

Как изменились правила уплаты утильсбора

Планируется ввести и иные изменения. Так, лица, которые ввозят автомобиль на территорию РФ, а также те, кто купил его у лиц, ранее не плативших сбор, теперь обязаны будут представить в уполномоченный орган еще и письмо Министерства транспорта РФ, подтверждающее использование транспортных средств для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Потребуется такой документ в том случае, если транспортное средство будет использоваться на межмуниципальных, смежных межрегиональных, межрегиональных и международных маршрутах регулярных перевозок (пп. «а» п. 1 проекта постановления Правительства РФ, ID проекта 02/07/09-25/00160081).

Также при заполнении расчета суммы утилизационного сбора в графе 7 теперь нужно будет указывать не только объем двигателя, но и его мощность (пп. «в» п. 1 проекта постановления Правительства РФ, ID проекта 02/07/09-25/00160081).

Пример расчета утилизационного сбора

Для определения размера обязательного платежа на конкретный автомобиль необходимо сумму базовой ставки умножить на специальный коэффициент, установленный для конкретной позиции (сноска 3 к перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

При этом размер базовой ставки зависит от вида и категории авто. Так, для транспортных средств категории «M», а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории она составляет 20 тыс. рублей. А например, для автомобилей, которые были выпущены в обращение на территории РФ и имеют категории № 1, № 2 и № 3, в том числе и специализированные транспортные средства, базовая ставка составит уже 150 тыс. рублей (сноски 5, 8 к перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

Для наглядности приведем пример. Так, физическое лицо ввозит на территорию России автомобиль 2025 года выпуска категории «М» с объемом двигателя 11 тыс. кубических сантиметров, который необходим ему для личного пользования. Базовая ставка для указанного транспортного средства составляет 20 тыс. рублей, а коэффициент установлен в размере 0,17.

Утилизационный сбор необходимо вычислить по формуле: 20 000 х 0, 17 = 3 400 рублей.

Нужно уточнить, что транспортное средство будет считаться ввезенным с целью личного использования гражданином при одновременном соблюдении нескольких условий, а именно (сноска 6 к перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291):
• в расчете суммы обязательного платежа физическим лицом было указано, что оно ввозится для личного использования;
• транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора;
• соблюдено одно из следующих условий:
 в отношении транспортного средства таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса ЕАЭС. При этом для транспортного средства, которое было выпущено в свободное обращение нероссийскими таможенными органами, установлено дополнительное требование — с даты его выпуска до даты его отчуждения в пользу гражданина РФ должно пройти не менее 12 месяцев;
 транспортное средство приобретено плательщиком утилизационного сбора на открытых аукционах (торгах), проводимых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и (или) его подразделениями на территории Российской Федерации;
 транспортное средство ввозится на территорию нашей страны физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с освобождением от уплаты таможенных пошлин и (п. 6 приложения № 3 к Решению Совета ЕАЭС от 20.12.2017 № 107);
 транспортное средство ввозится в Россию членом семьи участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

Плательщик должен исчислить сумму сбора самостоятельно и заплатить ее в ФНС или таможенную службу, в зависимости от того, к какой категории он относится. Так, в Федеральную таможенную службу платеж должны внести (п. 3 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291):
• импортеры;
• покупатели автомобилей, которые приобрели их у лиц, освобожденных от уплаты сбора (переселенцы, диппредставительства, консульские учреждения) или не заплатившие его в нарушение требований законодательства;
• владельцы авто, не вносившие обязательный платеж в связи с помещением транспорта под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В налоговое ведомство же сбор нужно заплатить (п. 4 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291):
• производителям, осуществляющим свою деятельность на территории РФ;
• покупатели авто, если продавец был освобожден от уплаты сбора по иным причинам, например, при выпуске авто более 30 лет назад, а также в случае, когда продавец не исполнил свою обязанность по внесению обязательного платежа.

Нужно заметить, что сроки оплаты установлены только для организаций, которые признаны крупнейшими производителями. Их вносят в специальный реестр (Приказ Минпромторга РФ от 20.11.2023 № 4404).

Так, указанные компании должны заплатить сбор в следующие сроки (п. 22 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291):
• в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;
• за III квартал — в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.
• за IV квартал 2024 года и за I — III кварталы 2025 года крупнейший производитель, осуществляющий производство прицепов, должен внести платеж до 15 декабря 2025 года.

Для остальных плательщиков сроки не регламентированы, однако исходя из анализа правил, сделать это нужно до момента оформления паспорта транспортного средства, так как в него вносятся сведения об оплате утилизационного сбора (пп. 7, 8, 12(2), 15, 18 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

Риски неуплаты утилизационного сбора

В случае неуплаты сбора за утилизацию или внесение его суммы не в полном размере плательщику грозит начисление пени. Заплатить их нужно в течение 10 рабочих дней с момента предъявления уполномоченным органом соответствующего требования.

Если указанная обязанность не исполняется лицом в течение 20 календарных дней,  взыскание будет произведено в судебном порядке (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.07.2024 № АКПИ24-415).

При этом установлено, что срок обнаружения неуплаты не должен составлять более 3 лет (п. 15 (1) правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

Размер пени составляет 1/300 ставки рефинансирования, действующей на период просрочки платежа (п. 11(2) правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

Помимо этого, владельцу авто могут отказать в его постановке на государственный учет или во внесении изменений в регистрационные данные (п. 9 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ).

В отношении крупнейших производителей определено, что в случае неоплаты или внесения суммы не в полном размере уполномоченные органы смогут взыскать недоимку принудительно (пп. «а» п. 23 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

"Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете"

Бесплатный электронный сборник содержит необходимые документы, шаблоны, рекомендации специалистов с учетом требований налоговых органов.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь