В статье изложено, что такое кадастровый паспорт и актуален ли он сейчас. Сделан краткий экскурс в историю и разъяснено, какой документ стал преемником кадастрового паспорта, а также как его получить и сколько за это нужно заплатить.
Над статьей работали:
Автор: Елена Хребтиевская; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Изменения по кадастровым паспортам
- Нужен ли сейчас кадастровый паспорт
- Где получить кадастровый паспорт
- Как получить кадастровый паспорт
- Сколько стоит кадастровый паспорт
Изменения по кадастровым паспортам
Для того чтобы недвижимость могла участвовать в гражданском обороте, в отношении нее нужно осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Кадастровый учет объекта недвижимости (земельного участка, здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства) подтверждает, что он существует с определенными характеристиками. По результатам постановки на кадастровый учет объекту присваивается кадастровый номер. В случае прекращения существования объект снимается с кадастрового учета.
Государственная регистрация, в свою очередь, подтверждает возникновение, изменение, переход или прекращение права определенного лица на недвижимое имущество (его ограничение или обременение).
С 2017 года и по настоящее время эти две процедуры сосредоточены в «одних руках» Росреестра и регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Результаты кадастрового учета и государственной регистрации прав вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Если у вас в собственности есть квартира, в ЕГРН будут и кадастровые сведения о ней (кадастровый номер, адрес, площадь), и данные о ваших правах на нее (переходах права, залоге, аресте – при наличии). Но так было не всегда.
До 2017 года кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществлялись различными ведомствами. Каждая процедура регламентировалась своим законом.
В подтверждение осуществленного кадастрового учета гражданам выдавались кадастровые паспорта. Произведенная госрегистрация прав подтверждалась свидетельством. Процедура в общем виде выглядела следующим образом:
- Правообладатель обращался в орган кадастрового учета за постановкой объекта на учет и получал кадастровый паспорт.
В отношении нежилых зданий, жилых домов, квартир до 2008 года правообладатели получали технические паспорта, поскольку учет осуществлялся организациями технической инвентаризации (БТИ). А с 2008 года в отношении таких объектов также стали выдаваться кадастровые паспорта (по аналогии с землей). Это связано с вступлением 01.03.2008 в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ст. 43 в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
- Приносил кадастровый (технический) паспорт и правоустанавливающие документы в орган регистрации прав для оформления своего права собственности (иного права, ограничения, обременения).
В результате на руках у гражданина были два документа: кадастровый паспорт (до 2008 года в отношении объектов капитального строительства — технический) и свидетельство о регистрации прав.
Вдаваться в тонкости исторического становления учетно-регистрационных процедур не будем, запомним следующее.
С 2017 года кадастровые паспорта (как и свидетельства о государственной регистрации прав) не выдаются. Факт осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (в установленных случаях осуществляются одновременно) подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости. В обиходе выписку из ЕГРН по старинке иногда называют кадастровым паспортом. Представляется, что от этого нужно отходить, чтобы не допускать путаницы. Руководствоваться следует актуальной терминологией.
Нужен ли сейчас кадастровый паспорт
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно определиться, что мы имеем в виду:
- Применяем термин в истинном значении (понимаем, что это документ, который подтверждал постановку на кадастровый учет до 01.01.2017).
Бумажный экземпляр может остаться на руках у граждан, в организациях. Для совершения сделок он не требуется (подтверждает лишь факт постановки объекта на кадастровый учет, к зарегистрированным правам отношения не имеет). Но выбрасывать его, конечно, не стоит.
Документ подтверждает существование определенных характеристик у объекта недвижимости на дату его выдачи. В некоторых ситуациях может помочь отследить историю изменений характеристик такого объекта.
К примеру, на момент постановки на кадастровый учет земельного участка, условно в 2013 году, земельный участок имел площадь 1 тыс. кв. м., категорию «Земли населенных пунктов» и вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства». Кадастровый паспорт будет содержать соответствующие сведения. Если собственник в 2015 году уточнял местоположение границ земельного участка и площади (по результатам межевания она уменьшилась до 970 кв. м), обращался в орган кадастрового учета с межевым планом за изменением характеристик, тогда он получал новый кадастровый паспорт (с актуальными сведениями о местоположении границ и площади).
Если, скажем, на квартиру изначально в 2007-м БТИ выдавало технический паспорт, а в 2014 году была перепланировка. Изменились и площадь, и количество комнат. Тогда собственнику по результатам кадастрового учета изменений характеристик был выдан более актуальный кадастровый паспорт. Наличие у собственника обоих документов поможет ему не забывать о происходящих с квартирой изменениях.
Сведения кадастровых паспортов, выданных до 01.01.2017 и сохранившихся у собственников, носят исключительно информационный характер.
- Применяем термин в значении «выписка из ЕГРН об объекте недвижимости» (что не совсем корректно, как было упомянуто выше). Тогда мы понимаем, что документ выдан после 01.01.2017 и содержит не только сведения о характеристиках объекта недвижимости, но и информацию о зарегистрированных правах на него.
В этом случае документ может потребоваться при совершении сделок в подтверждение наличия у правообладателя правомочия распоряжаться объектом недвижимости. Как раньше собственники предъявляли потенциальному покупателю свидетельство о государственной регистрации прав, сейчас может быть предоставлена выписка из ЕГРН об объекте недвижимости.
Также документ может понадобиться для оформления прописки, ипотеки, рассмотрения судебных споров и иных других целей в качестве правоподтверждающего документа.
Есть, конечно, нюансы. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости действительна на момент выдачи. Что это значит? Иван построил дом, поставил его на кадастровый учет с одновременной государственной регистрацией своего права собственности на него. Росреестр выдал ему выписку из ЕГРН на бумажном носителе. Там указано, что индивидуальный жилой дом с определенным набором характеристик принадлежит Ивану на праве собственности.
Через год Иван продал свой дом Петру. И тогда уже Петр получил выписку из ЕГРН со сведениями о госрегистрации своего права собственности. У Ивана выписку никто не забирал, она у него осталось (неактуальная). И гипотетически он может ее где-то предъявить. Успеха это, конечно, не принесет, поскольку ЕГРН ведется в электронном виде, и при совершении юридически значимых действий сведения о правах уточняются уполномоченными органами (посредством направления запросов, в том числе).
Гражданам для проверки юридической чистоты сделки рационально запрашивать свежую выписку из ЕГРН.
Где получить кадастровый паспорт
Если это документ, который подтверждает кадастровый учет до 01.01.2017, сейчас получить его в виде «кадастрового паспорта» не получится. Он не предусмотрен действующим законодательством.
Если мы понимаем под ним современный аналог – выписку из ЕГРН, то получить ее можно на бумажном носителе или в электронном виде.
Чтобы получить бумажный вариант, можно обратиться в один из офисов многофункционального центра по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Получить документ в электронном виде можно через госуслуги.
У Росреестра есть свои электронные сервисы. Они доступны через личный кабинет на сайте ведомства. Авторизация производится через учетную запись на портале госуслуг (https://lk.rosreestr.ru/my-applications). Там, в частности, можно просмотреть в режиме онлайн сведения о личных объектах недвижимости (раздел «Мои объекты). В некоторых ситуациях этого может оказаться достаточно.
Руководство пользователя личным кабинетом доступно здесь https://lk.rosreestr.ru/files/individual-user-guid.pdf
Как получить кадастровый паспорт
Если мы понимаем под «кадастровым паспортом» его современного преемника – выписку из ЕГРН, стоит учитывать следующее. Закон предусматривает два вида выписок об объекте недвижимости:
1) выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах. Она содержит:
— описание объекта (кадастровый номер, вид, наименование, площадь, этаж, протяженность, разрешенное использование, назначение, год ввода в эксплуатацию);
— кадастровую стоимость;
— информацию о правообладателе, вид, дату и номер государственной регистрации его права (ограничения);
— сведения о заявленных в судебном порядке правах требования, о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя (представителя),
— план, чертеж (схему) объекта;
2) выписка об объекте недвижимости. Это наиболее полный (расширенный) документ. Он, в частности, дополнительно включает:
— координаты объекта;
— номера «родительских» объектов (тех, из которых образован), а также номера смежных земельных участков;
— сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков.
Именно указанные две формы выписок используют для проверки юридической чистоты сделки.
Для получения документа, как мы выше говорили, можно обратиться:
- лично в один из офисов МФЦ (если нужен бумажный вариант).
- на портал госуслуг (если достаточно электронного).
Может ли получить выписку из ЕГРН об объекте неправообладатель?
Может. Но персональные данные в ней будут скрыты. Исключение – правообладатель прямо разрешил предоставлять данные о себе в составе выписок из ЕГРН иным лицам. Если хотите получить полную информацию о чужом объекте, нужно попросить правообладателя предоставить его данные неограниченному кругу лиц (через личный кабинет на сайте Росреестра или МФЦ). Если такой вариант неприемлем, запросить выписку сможет собственник и предъявить ее вам для ознакомления.
В электронной форме можно получить третий «новый» вариант – онлайн-выписку. Она бесплатная. Но получить ее может только правообладатель. Она не содержит планов, схем и графиков, а только основные сведения (информацию об объекте, владельцах, ограничениях прав, кадастровой стоимости, наименования и реквизиты документов — оснований госрегистрации прав). Ее обязаны принимать все органы и организации (как и обычную выписку). Если нужен бумажный вариант, можно обратиться в МФЦ, там ее распечатают и заверят.
Сколько стоит кадастровый паспорт
Кадастровые паспорта, как мы уже неоднократно указали, сейчас не выдают. Их современным аналогом является выписка из ЕГРН об объекте недвижимости. Чтобы ее получить, необходимо осуществить следующую оплату.
| Вид выписки из ЕГРН | Граждане | Организации | ||
| Бумажный (руб.) | Электронный (руб.) | Бумажный (руб.) | Электронный (руб.) | |
| Выписка об объекте (расширенная) | 1 740 | 700 | 5 100 | 1 400 |
| Выписка об основных характеристиках | 920 | 580 | 2 540 | 1 640 |
Вы можете оставить первый комментарий