Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как открыть ИП в 2024-м: пошаговая инструкция

Над статьей работали:

В последнее время государство автоматизирует порядок оказания госуслуг. Своим вниманием власти не обошли и процесс регистрации лиц в качестве предпринимателей. Теперь официально оформиться в качестве ИП можно в кратчайшие сроки, не выходя из дома. Однако, подавать документы на регистрацию только ради приобретения этого статуса, не имея намерения фактически заниматься бизнесом, не стоит. Дело в том, что до момента исключения ИП из ЕГРИП он должен выполнять все возложенные налоговые обязанности, даже при отсутствии доходов. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту регистрации ИП, нужно заранее продумать последствия этого шага и оценить возможные риски.

Как выбрать ОКВЭД для ИП

Перед тем, как получить статус ИП, физлицу стоит определиться со сферой своего бизнеса. При этом следует учитывать, что некоторыми видами деятельности ИП заниматься запрещено. Например, производством и продажей алкоголя, военной и космической техники, лекарств, авиаперевозками, трудоустройством лиц за рубежом, работой инвестиционных фондов и частных охранных предприятий. При этом на некоторые виды деятельности нужно получать лицензию.

Для подтверждения профиля своей деятельности ИП потребуется получить ОКВЭД. Кодирование бизнеса не стоит рассматривать как запрет его ведения в других сферах, по которым ОКВЭД не оформлен. Налоговики утверждают, что цель присвоения ОКВЭД – только классификация и кодирование видов экономической деятельности и информации о них.

Указание в ЕГРИП одних кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права коммерческой деятельности по другим кодам.  Присвоение какого-либо кода по ОКВЭД не лишает предпринимателя права на осуществление иных видов деятельности (письмо ФНС России от 22.08.2019 г. № СА-17-2/229@).

Тем не менее, выбор кодов ОКВЭД – ответственный этап. Подходить к нему формально не нужно. В некоторых случаях он может повлиять на налоговые обязательства предпринимателя. Например, воспрепятствовать переходу на ПСН или применению налоговых каникул на УСН или патенте.

Поэтому, при регистрации ИП целесообразнее продумать заранее, какой вид деятельности станет у него основным, а остальные виды, которыми он только планирует заниматься в будущем, перечислить в качестве дополнительных. Такое решение избавит его от необходимости вносить изменения в ЕГРИП в случае, если впоследствии ИП решит расширить сферу своего бизнеса.

Какую систему налогообложения выбрать для ИП

ИП предоставлен более широкий выбор режимов налогообложения, чем компаниям. Такие системы налогообложения, как ПСН и НПД не предназначены для юрлиц. Для применения ПСН физицу надо стать ИП, а для работы в качестве самозанятого лицо вправе приобрести официальный статус предпринимателя.

После регистрации у ИП есть один месяц, чтобы определиться с применяемым налоговым режимом. Если предприниматель не сделает свой выбор в течение этого времени, он автоматически останется работать на ОСН. Это означает необходимость уплачивать НДС по ставке 20 % и НДФЛ по ставке 13 %. Общая система нужна, если ИП сотрудничает с крупными заказчиками или не подходит под критерии упрощенной системы.

Для среднего бизнеса ИП подойдет УСН с объектом «доходы минус расходы», а для работы в сегменте малых и микропредприятий – УСН с объектом «доходы», АУСН, ПСН или НПД.

Если у ИП оформляются подтверждающие документы – кассовые чеки, товарные накладные и т.п., его выбор – УСН 15 %. Если у него минимум расходов, то оптимальный выбор – УСН 6 % или самозанятость.

При этом не стоит забывать, что работа на УСН связана с необходимостью контролирования некоторых показателей:

  1. Предельной выручки, которую ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор.

Лимиты потребуется соблюдать:

– по доходам при переходе на УСН. Верхняя граница для перехода на УСН с 2024 года была поднята до 149,5 млн рублей (112,5 млн рублей x 1,329). В 2023 году это значение составляло 141,4 млн рублей;

– по доходам «переходного» периода, когда превышение размеров выручки потребует уплачивать УСН-налог по повышенным ставкам 20 % или 8 %. В 2024 году обычный лимит по доходам «упрощенца» составляет 199,35
млн рублей (150 млн рублей х 1,329). Если доходы на УСН не превышают этой суммы, налог уплачивается по общей ставке 15 или 6 %;

– при превышении предельного объема выручки, при котором работать на УСН запрещается. В 2024 году эта сумма 265,8 млн рублей (200 млн рублей х 1,329), вместо 251,4 млн рублей 2023 года;

  1. Остаточной стоимости ОС – не более 150 млн рублей. При этом контролировать этот показатель ИП должен по правилам бухучета. Это значит, что ему нужно применять ФСБУ 6/2020, даже когда ИП не ведет бухучет (письмо Минфина от 11.02.2022 № 07-01-10/9691);
  2. Штатной численности персонала. При количестве сотрудников от 100 до 130-ти человек ИП лишается права уплачивать налог по обычным ставкам 15 или 6 %, а при превышении численности сотрудников более 130-ти человек – права работать на УСН.

На ПСН и АвтоУСН объемы выручки и количество сотрудников у предпринимателя существенно ограничены. Прибыль на ПСН и АУСН не должна быть более 60 млн рублей, а штатная численность – до 15-ти и 5-ти человек соответственно.

На АУСН, также как и на УСН, требуется вести контроль за остаточной стоимостью ОС. Она не должна превышать 150 млн рублей.

По закону эта обязанность возложена на юрлиц, об ИП ничего не сказано.

Однако, аналогичные правила сформулированы для компаний, применяющих УСН. При этом суды и чиновники придерживаются точки зрения, что ИП наравне с компаниями утрачивают право на применение УСН, если остаточная стоимость ОС превышает предельные лимиты (п. 6 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, письмо Минфина от 02.06.2021 № 03-11-11/43679).

Следовательно, по нашему мнению, такой подход в отношении обязанности контролировать остаточную стоимость ОС, чиновники могут применить и к ИП, применяющим АвтоУСН.

Самые незначительные допустимые объемы выручки установлены для лиц на НПД – до 2,4 млн рублей. При превышении этого лимита самозанятый теряет свой статус.

В этом случае стоит отметить одну особенность.

Плательщик НПД одновременно может быть лицом, оформленным в качестве ИП, но может и не иметь такого статуса.

У ИП на НПД есть несколько преимуществ перед обычными самозанятыми – физлицами. Для заказчика безопаснее и выгоднее сотрудничать с ИП. Самозанятый может в любой момент потерять свой статус –  тогда компании придется платить за самозанятого налоги. Если плательщик НПД со статусом ИП перестает быть самозанятым, он остается предпринимателем. В таком случае НДФЛ он уплачивает самостоятельно.

Есть и другие ограничения при работе на НПД. Самозанятый не может иметь наемных сотрудников и вести свой бизнес в некоторых сферах. Например, сдавать нежилые помещения и апартаменты. Ему запрещено участвовать в посреднических сделках по договорам поручения, комиссии и агентирования,  кроме случаев, когда посредник оказывает услуги по доставке товаров и при приеме денег от покупателя для продавца применяет ККТ.

Где ИП встает на учет

Госрегистрация физлица в качестве ИП осуществляется в специально уполномоченной налоговой инспекции по месту его жительства лица, то есть по месту регистрации, указанному в паспорте.

В случае, если в паспорте отсутствует место регистрации, то зарегистрировать лицо в качестве ИП могут по месту пребывания.

Как правило, место жительства не влияет на обязанность ИП вести свой бизнес в конкретном регионе после регистрации. В то же время это обстоятельство может воспрепятствовать переходу на некоторые спецрежимы.

Например, АвтоУСН в качестве эксперимента проводят только в 4-х субъектах РФ. Чтобы перейти на АУСН предприниматель должен состоят на учете в ИФНС на территории Москвы, Московской и Калужской областях либо в Татарстане. Но в отношении места ведения бизнеса на АУСН предприниматель не «привязан» к этим регионам. ФНС отмечала, что на территориях иных субъектов РФ, не включенных в сферу действия эксперимента, применять АвтоУСН можно (письмо ФНС от 27.06.2022 г. № СД-4-3/7908@).

Какие документы нужно сдать для открытия ИП

Приобрести статус ИП можно при минимально необходимом количестве документов.

В общем случае документы ИП на регистрацию состоят из:

– заявления о госрегистрации по форме № Р21001;

– копии российского паспорта;

– квитанции об уплате госпошлины в размере 800 рублей.

В то же время при направлении документов для регистрации в электронной форме, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать пошлину не нужно.

Если физлицо заранее знает, что оно будет применять УСН, в комплект документов оно может включить заявление о переходе на «упрощенку».

Если ИП выбирает работу, связанную медицинской или образовательной областями, работу с молодежью или детьми, планирует организовывать массовые мероприятия или оказывать социальные услуги, то для приобретения этого статуса ему дополнительно понадобится справка об отсутствии судимости. Запрашивать ее лучше заранее, так как подготовка может занять около 30-ти дней.

За некоторыми сферами бизнеса государство усиливает контроль. В их число попали перевозки пассажиров легковым транспортом.

Если ИП решит вести свой бизнес в этой сфере, с 1 марта 2023 года для регистрации в качестве такового ему также требуется справка об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Перечень видов деятельности в сфере перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, при осуществлении которых физлицом, регистрируемым в качестве ИП, представляется справка, утвержден Кабмином (постановление Правительства от 23.01.2023 № 69).

При этом сам документ представлять вместе с комплектом на регистрацию не нужно. Справку затребует ФНС у МВД в рамках межведомственного обмена.

ФНС разработало несколько онлайн-сервисов, которые помогают физлицам автоматически оформить заявление на госрегистрацию в качестве ИП и сразу направить его налоговикам.

Например, можно воспользоваться сервисом «Государственная регистрация ИП».

При заполнении заявления на госрегистрацию лица в качестве ИП заявителю нужно:

– указать сведения о себе;

– выбрать вид деятельности – ОКВЭД;

– указать налоговый режим (при желании).

Затем заявитель указывает способ подачи документов на регистрацию:

– с помощью онлайн-сервиса. Чтобы воспользоваться этим способом у заявителя должна быть оформлена ЭП;

– в электронной форме без ЭП заявителя;

– через нотариуса или МФЦ;

– сдать документы на регистрацию лично (на бумаге).

Помимо этого, в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес, чтобы получить электронный документ о регистрации.

Отметим, что документы, предварительно подготовленные с помощью сервиса «Государственная регистрация ИП», можно подписать, используя мобильное приложение «Госключ». Это приложение полезно лицам, у которых нет своей ЭП. С его помощью можно бесплатно получить УНЭП либо УКЭП для подписания документов в электронном виде.

Подписанные «Госключом» документы можно направить на регистрацию в налоговую с помощью этого же мобильного приложения.

Еще один сервис для регистрации ИП – мобильное приложение «Личный кабинет ИП».

С его помощью можно стать ИП, нажав кнопку «Зарегистрировать ИП» на основном экране приложения. Будущему ИП не потребуется самому заполнять заявление.

В приложении представлен механизм формирования заявки с быстрым поиском нужных видов деятельности, а также возможностью подачи заявления о переходе на спецрежим налогообложения.

Для завершения процедуры регистрации и получения доступа к своему ЛК предпринимателю понадобиться один раз явиться в регистрирующий орган.

Преимущество приобретения статуса ИП с помощью мобильного приложения состоит в максимальном сокращении времени регистрации. ИП может быть зарегистрирован уже на следующий рабочий день после подачи заявки. При этом результат рассмотрения заявки будет направлен в тот же день на электронную почту заявителя.

При госрегистрации в качестве самозанятого также понадобится мобильное приложение – «Мой налог». Заявителю достаточно войти в приложение, используя ИНН и пароль сервиса, указать и подтвердить свой номер мобильного телефона и свой регион.

Если доступа к ЛК нет, регистрация усложнится на один шаг, на котором гражданина попросят отсканировать с помощью мобильного приложения свой паспорт и сделать собственную фотографию.

С 1 августа 2022 года стать самозанятым можно также и через Госуслуги.

Какие документы получает ИП

Процесс регистрации физлица в качестве ИП проходит в максимально короткие сроки. Для этого налоговикам отвели всего 3 рабочих дня со дня, следующего после поступления документов.

По их истечении ИП поступит лист записи ЕГРИП в электронном виде с усиленной подписью ФНС. ИП получит этот документ на e-mail, указанный в заявлении на регистрацию.

На бумаге лист записи не выдается, но ИП может заранее подать запрос о его получении в бумажном виде.

Регистрация ИП в ПФР

В 2024 году, как и ранее, ИП уплачивают страховые взносы «за себя» и за своих сотрудников в Соцфонд.

Постановку на учет ИП в Едином фонде в качестве страхователя осуществляют налоговики. Она происходит автоматически, без заявлений ИП, за исключением регистрации в качестве страхователя по травматизму.

Перечень лиц, которых зарегистрируют в качестве страхователей, несколько расширен. Теперь в него добавлены ИП, не только заключившие трудовые договоры с сотрудниками, но и ГПД, выплаты по которым облагаются страховыми взносами.

Если ИП заключил с физлицом договор ГПХ, он должен самостоятельно зарегистрироваться в СФР в качестве страхователя по взносам на травматизм, при условии, что в договоре есть обязанность перечислять взносы на травматизм.

Встать на учет в СФР в качестве плательщика взносов на травматизм нужно в течение 30-ти календарных дней.

В остальных случаях документы на регистрацию в СФР подавать не нужно, в том числе при заключении трудовых договоров. Единый фонд самостоятельно зарегистрирует ИП в качестве страхователя на основании данных, поступивших от ИФНС в рамках межведомственного обмена и на основании полученной Фондом отчетности по кадрам.

Срок регистрации СФР – 3 рабочих дня с момента поступления сведений от налоговой инспекции  сведения о регистрации лица в качестве ИП, о заключении первого из трудовых договоров, получения от ИП заявления о регистрации в качестве плательщика взносов на травматизм при заключении ГПД.