Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как рассчитать рентабельность

Открывая новый бизнес-проект или вкладывая деньги в уже существующий, необходимо понимать, какова будет отдача и будет ли она вообще. Для этого рассчитывают рентабельность проекта, работающего производства, продаж, активов и других показателей. В нашей статье вы найдете необходимые формулы и пояснения к ним.

Что такое рентабельность и зачем ее рассчитывать

Рентабельность отражает эффективность использования ресурсов компании: денег, персонала, сырья, других материальных и нематериальных ценностей. Ее можно подсчитать в отношении одного из активов организации или в отношении всей фирмы целиком.

Если организация получает большую прибыль – это еще не означает, что она рентабельна. Ведь прибыль может быть достигнута не за счет грамотного ведения бизнеса, а за счет масштабов деятельности или большого числа привлеченных ресурсов.

Рентабельность рассчитывают, чтобы:

• спрогнозировать прибыль;
• привлечь инвесторов;
• сравнить свою компанию с фирмами-конкурентами;
• оценить бизнес для последующей продажи и так далее.

Ее прогнозируют в еще незапущенных проектах, чтобы оценить, насколько вообще выгодно их запускать. Это дает возможность бизнесмену внести свои правки либо отказаться от открытия нового бизнеса.

Рентабельность компании отслеживают и налоговые органы. Если она окажется на 10 процентов меньше, чем в среднем по отрасли, то это может стать основанием для включения фирмы в план выездных проверок (11-й общедоступный критерий самостоятельной оценки рисков (приложение № 2 к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@)). Среднюю рентабельность по отраслям можно найти в приложении № 4 к приказу № ММ-3-06/333@.

Порядок расчета рентабельности

Рентабельность показывает, какую прибыль приносит фирме каждый вложенный в нее рубль.

В общем виде ее считают по формуле: Р = П /З х 100 %, где:

П – прибыль;

З – затраты.

То есть мы в процентном выражении определим, насколько эффективно компания использует свои ресурсы.

Показатели рентабельности

Для оценки эффективности работы фирмы используют несколько показателей рентабельности. Ее можно определить в отношении:

• активов фирмы;

• ее продаж;

• основных средств;

• капитала;

• оборотных средств.

Точка рентабельности

Точка рентабельности (точка безубыточности) позволяет определить, сколько продукции надо реализовать, какой объем работ выполнить, чтобы прибыль организации была бы равной нулю. При превышении точки безубыточности фирма находится в плюсе, а если точка безубыточности не достигнута – несет убытки.

Как правило, для определения точки безубыточности используют две формулы. С помощью одной можно узнать объем продаж, при котором компания выходит в ноль, с помощью второй – подсчитать этот показатель в денежном выражении. Для расчетов понадобятся три показателя:

• постоянные расходы, которые не меняются и не зависят от объема продаж (арендная плата за офис, зарплата административно-управленческого персонала и отчисления с нее, амортизация основных средств);

• переменные расходы на единицу продукции, которые зависят от объема производства (сырье, топливо, электроэнергия, зарплата работников-сдельщиков, занимающихся непосредственно выпуском продукции);

• цена реализации одного товара.

Точка безубыточности в натуральном выражении вычисляется по формуле: постоянные расходы / (цена реализации – переменные расходы).

В денежном выражении она считается так: точка безубыточности в натуральном выражении х цену реализации.

Пример.

ООО «Гамма» выпускает утюги. Его постоянные расходы составляют 1 256 000 рублей. Переменные расходы на выпуск одного утюга – 2 000 рублей. Цена реализации одного утюга – 6 000 рублей.
Точка безубыточности в натуральном выражении составит 1 256 000/(6 000 — 2 000) = 314 утюгов. Столько утюгов нужно продать, чтобы выйти в ноль. Если объем продаж будет выше, «Гамма» получит прибыль.

Точка безубыточности в денежном выражении – 314 х 6 000 = 1 884 000 рублей. Это размер выручки, при котором ООО «Гамма» достигает точки рентабельности.

Также можно вычислить точку безубыточности через маржинальный доход. Под ним понимают превышение выручки от реализации определенного количества продукции над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж.

Рентабельность по маржинальному доходу считают по формуле: маржинальная прибыль / выручку.

Для определения точки безубыточности постоянные затраты нужно разделить на рентабельность по маржинальному доходу.

Пример.

ООО «Гамма» выпускает утюги. Его постоянные расходы составляют 1 256 000 рублей. Переменные расходы – 500 000 рублей. Выручка – 2 500 000 рублей. Маржинальная прибыль составит 2 500 000 – 500 000 = 2 000 000 рублей.

Рентабельность по маржинальному доходу составит 2 000 000 / 2 500 000 = 0,8.

Точка безубыточности — 1 256 000 / 0,8 = 1 570 000 рублей. Если выручка ООО «Гамма» превысит эту сумму, оно начнет приносить прибыль.

Рентабельность активов

Рентабельность активов рассчитывают, чтобы определить, насколько эффективно фирма их использует. К ним относят, в частности, здания, земельные участки, деньги, сырье, оборудование.

Формула расчета рентабельности активов имеет следующий вид: РА = П / СА x 100 %, где:

П – прибыль (как правило, берут чистую прибыль);

СА – стоимость активов.

Пример.

ООО «Гамма» получило чистую прибыль в размере 9 819 654 рубля. Стоимость ее активов составила 51 498 763 рубля.

Рентабельность активов составляет: 9 819 654 / 51 498 763 х 100 % = 19,1 %.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг – это отношение прибыли к выручке.

Формула выглядит следующим образом: РП = П / В x 100 %, где:

П – прибыль;

В – выручка от продаж.

Пример.

ООО «Гамма» за год выполнило работ на 6 млн рублей. На их производство оно потратило 4 млн рублей. Таким образом чистая прибыль составила 2 млн рублей. Рентабельность продаж составляет 2 000 000 / 6 000 000 х 100 % = 33, 3 %.

Прибыль подразделяется на виды (валовая, операционная, чистая и так далее). Для рентабельности продаж можно использовать каждый из них в зависимости от того, что требуется узнать.

Рентабельность основных фондов

Основные фонды – это активы компании, которые используются для выпуска продукции, оказания услуг, производства работ, которые при этом не расходуются, а только изнашиваются (здания, станки, транспортные средства).

Их рентабельность определяется как отношение прибыли к стоимости таких средств: РФ = П / СФ x 100 %, где:

П – прибыль (как правило, берут чистую прибыль);

СФ – среднегодовая стоимость основных фондов.

Пример.

Чистая прибыль ООО «Гамма» за год составила 2 млн рублей. Среднегодовая стоимость ее основных фондов – 2,5 млн рублей.

Рентабельность основных фондов составит: 2 000 000 / 2 500 000 х 100 % = 80 %.

Рентабельность оборотных средств

Оборотные средства – это ресурсы, которые компания также использует для выпуска продукции, оказания услуг, производства работ. В отличие от основных фондов они расходуются полностью. Примером могут служить сырье, деньги.

Рентабельность таких ресурсов определяют как отношение прибыли к оборотным средствам: РО = П / СО x 100 %, где:

П – прибыль (как правило чистая);

СО – стоимость оборотных средств.

Пример.

Чистая прибыль ООО «Гамма» за год составила 2 млн рублей. Стоимость оборотных средств – 5 млн рублей.

Рентабельность оборотных средств равна: 2 000 000 / 5 000 000 х 100 % = 40 %.

Рентабельность капитала

Рентабельность капитала показывает, насколько эффективно работают деньги, вложенные в компанию. Она определяется как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

Формула будет следующей: РК = П / К x 100 %, где:

П – чистая прибыль;

К – размер собственного капитала.

Рентабельность производства

Рентабельность производства демонстрирует эффективность работы всей организации. Можно рассчитать ее отдельно по каждому виду деятельности компании или по каждому подразделению, например, по цеху.

Для этого необходимо чистую прибыль разделить на стоимости основных фондов и оборотных средств: РП = П / (СО + СФ) x 100 %, где:

П – чистая прибыль;

СО – стоимость оборотных средств;

СФ – стоимость основных фондов.

Рентабельность проекта

Перед тем как вложить свои деньги в новый проект или запустить новый бизнес, необходимо рассчитать его рентабельность. Определяют ее и на каждом этапе запуска проекта, чтобы определить, в верном ли направлении происходит движение. Это позволит вовремя внести коррективы в развитие бизнеса.

Рентабельность проекта рассчитывают как отношение стоимости бизнеса к инвестициям, необходимым для его запуска: РПр = СБ / И x 100 %, где:

СБ – стоимость бизнеса;

И – объем вложенных инвестиций.

Обсуждение (1)

Сначала старые Сначала популярные
trackback
Ксения Сергеевна
28 дней назад
Голос за0Голос против0

Статья супер! Вся информация о рентабельности в одном месте, не нужно искать в разных источниках.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь