Практически каждый человек пользуется какими-либо онлайн-сервисами, многие из которых платные. Чтобы завлечь пользователей, некоторые ресурсы предлагают бесплатные тестовые периоды, а после их завершения начинают списывать деньги за продление услуги. Но как быть, если она не нужна? Можно ли отказаться от подписки и вернуть списанные деньги? Что делать, если сервис отказывается их возвращать? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Над статьей работали:
Автор: Елена Ошмарина; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Можно ли вернуть деньги за подписку
- Возврат денег за подписку
- Как вернуть деньги за отмененную подписку
- Что делать, если отказываются вернуть деньги за подписку
Можно ли вернуть деньги за подписку
Все больше людей пользуется онлайн-банкингом, различными экосистемами, образовательными курсами, делает покупки на маркетплейсах, приобретает иные цифровые товары и услуги. Большинство таких ресурсов предлагает своим пользователям доступ к определенному продукту за деньги. Например, в случае с онлайн-банком это может быть отправка СМС или push-уведомлений о зачислении или списании денег со счета. На других ресурсах за плату можно получить доступ к электронной библиотеке, музыке, просмотру фильмов и прочее.
Как правило, в первый раз пользователи оплачивают доступ к ресурсу на определенный период (месяц, три месяца, полгода, год), а затем деньги списываются с карты автоматически. Причем списание будет продолжаться до отключения автоплатежа.
Также многие сервисы предлагают пользователям бесплатную подписку на определенный период для ознакомления с цифровым продуктом. Причем для активации бесплатной подписки необходимо ввести реквизиты карты. Деньги с нее снимать сразу не станут, но если подписку не отключить после того, как истечет ознакомительный период, списания начнутся.
Но как быть, если цифровой продукт стал не нужен или деньги начали снимать за случайную подписку, оформленную из-за бесплатного периода? В подобных ситуациях законодательство позволяет отказаться от услуги и вернуть деньги, если вы ею не воспользовались. Регулируется данный вопрос следующими законодательными нормативами:
- Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1;
- статьями 428, 1102 ГК РФ;
- пунктом 10 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023.
Случайно или целенаправленно оформив подписку, пользователь платит деньги и получает доступ к сервису на определенное время. После его истечения для продления услуги необходимо внести очередной платеж.
Как сказано в статье 32 закона № 2300-1, потребитель может отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время, если оплачены все расходы, которые фактически понесены исполнителем. То есть если у вас сняли деньги за месяц, а вы решили отказаться от цифрового продукта лишь через две недели после этого, деньги вам должны вернуть только за оставшиеся две недели. За уже прошедший период вам ничего не вернут даже в случае, если вы вообще не пользовались сервисом. Исполнитель уже понес расходы для того, чтобы предоставить вам доступ к своему продукту.
Но несмотря на это, некоторые поставщики цифровых услуг пытаются оспорить возвраты денег, уплаченных за подписку. Свою позицию они строят на том, что доступ к продукту был предоставлен, то есть по условиям оферты. А чтобы лишить пользователей возможности вернуть деньги, исполнители включали в оферту положение о том, что подписка – это неделимая услуга, которая считается предоставленной с момента получения доступа к ресурсу. Таким образом, если пользователь, например, 1 июля оплатил подписку на фильмы на 3 месяца, а 1 сентября решил отказаться от услуги, вернуть деньги за оставшийся месяц у него не получится. Это объясняется тем, что доступ уже открыт на указанный период и разделить его по месяцам нельзя. Получается, что условия оферты со стороны поставщика услуг полностью исполнены.
Но, как следует из пункта1 статьи 428 ГК РФ, подписку можно рассматривать как договор присоединения. Условия такого договора определяются одной из сторон (в нашем случае исполнителем), а вторая сторона (пользователь) присоединяется к предложенному договору и принимает его условия.
Однако факт оплаты подписки еще не означает, что пользователь согласен с условиями оферты, которые он принимает в качестве договора присоединения. Оплата свидетельствует только о том, что обязательства перед поставщиком услуги исполнены. А в силу того, что у пользователя нет возможности участвовать в определении условий договора присоединения, он может стать обременительным. И как сказано в пункте 2 статьи 428 ГК РФ, для присоединившейся стороны это повод для расторжения договора.
Если же поставщик цифрового продукта отказывается вернуть часть денег, которые он получил за еще не истекший период, с его стороны возникнет неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).
Данной позиции придерживаются и суды, что подтверждается Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2021 по делу № 88-3736/2021, 2-2681/2020. В рассматриваемом споре истец хотел отказаться от пакета услуг, который был предоставлен банком при заключении кредитного договора. Кассация указала, что банк может получить оплату за свои услуги только за тот период, на протяжении которого они оказывались клиенту, и он не отказывался от исполнения договора о получении дополнительных банковских услуг.
То есть, вы, как потребитель, можете отказаться от подписки в любой момент. Самое главное – правильно провести процедуру, документально оформить отказ. Давайте разберемся, в каких случаях и как это возможно сделать.
Возврат денег за подписку
Как мы уже разобрались, отказаться от подписки можно в любой момент, а, соответственно, и подать запрос на возврат средств. Обычно пользователи отказываются от цифрового продукта по следующим причинам:
- сервис часто недоступен из-за технических сбоев;
- отсутствие функций, о которых было заявлено в рекламе;
- низкокачественный контент;
- продавец в одностороннем порядке изменил условия (ввел дополнительную плату, увеличил стоимость подписки и прочее);
- контент, ради которого приобреталась подписка, был удален;
- покупка произошла по ошибке (ознакомительный период завершился, пользователь не собирался его продлевать, но деньги с карты уже списали);
- подписка оформлена в результате мошеннических действий;
- подписку приобретал другой человек (член семьи, знакомый и прочее).
Для возврата денег у вас может быть и другая причина. Решением таких вопросов поставщики цифровых услуг занимаются индивидуально. Поэтому давайте разберемся с тем, как провести процедуру правильно.
Как вернуть деньги за отмененную подписку
Прежде всего для того, чтобы в следующий раз не сняли деньги, отключите подписку. Рассмотрим, как это сделать в самых популярных приложениях.
Google Play
С десятого марта 2022 года на территории России платные сервисы в приложении не поддерживаются (найти их можно, но с оплатой будут проблемы). По информации справочного центра, это объясняется нарушениями в работе системы платежей. Тем не менее многие пользователи находят обходные пути и применяют платежные инструменты сервисов-посредников. Причем оплата проводится с использованием карты зарубежного банка.
Если вы оформляли подписки обходными путями или у вас имеются подозрения, что кто-то это сделал вместо вас (например, член семьи), проверьте их наличие через сервис. Для этого сделайте следующее:
- зайдите в приложение Google Play;
- нажмите по иконке своего аккаунта;
- зайдите в раздел «Платежи и подписки», а затем в подраздел «Подписки», в котором отобразятся все цифровые продукты, которые вы оплатили через Google Play.
Если какие-либо услуги вам больше не нужны, сделайте следующее:
- нажмите по приложению, подписку на которое хотите отменить;
- на странице сервиса найдите пункт, в котором можно отменить подписку.
Обратите внимание, что данными действиями вы отмените подписку для того, чтобы не списали следующий платеж. При этом те деньги, которые уже списали, вам не вернут. Вы сможете пользоваться сервисом до конца оплаченного периода.
Вернуть деньги за оплаченную подписку в Google Play не получится. Тем не менее компания Google делает возвраты россиянам на протяжении 14 дней с момента покупки. Для этого опять же можно воспользоваться услугами сервисов-посредников.
App Store
Как и Google, компания Apple с весны 2022 года не принимает к оплате российские банковские карты. При этом владельцы гаджетов продолжают оформлять и продлять подписки обходными путями, в том числе на Apple Music. Для этого необходимо правильно выбрать регион Apple ID. А оплату можно проводить с использованием подарочной карты Apple или с баланса мобильного телефона.
Чтобы проверить, на какие именно сервисы Apple вы подписаны сейчас, сделайте следующее:
- зайдите в App Store;
- в правом верхнем углу смартфона нажмите по иконке своего аккаунта, а затем – по своему имени;
- в открывшемся разделе «Настройки учетной записи» перейдите по строке «Подписки» либо «Управлять подписками» (в зависимости от версии iOS);
- ознакомьтесь с перечнем подписок, установленных на устройстве.
Если вы желаете избавиться от некоторых цифровых продуктов, сделайте следующее:
- в открытом перечне нажмите по подписке, от которой хотите отказаться;
- в нижней части страницы с информацией о подписке (ее сроками, тарифами и прочее) нажмите по красной строке «Отменить подписку».
В результате данных операций вы откажетесь от подписки, но за уже оплаченный период деньги не вернут. Чтобы подать заявку на возврат, следуйте нашей инструкции:
- нажмите по иконке своего профиля, а затем по строке с именем и адресом электронной почты;
- откройте раздел «История покупок»;
- найдите покупку, за которую нужно вернуть деньги, и нажмите по ней;
- в выпадающем меню выберете «Сообщить о проблеме»;
- в открывшемся браузере зайдите в свой Apple ID;
- в выпадающем меню нажмите «Запросить возврат средств»;
- укажите, что покупка была сделана случайно, выбрав одноименный пункт;
- подтвердите запрос.
Как показывает практика, Apple рассматривает такие запросы на протяжении 48 часов. Если возврат одобрят, деньги вернут на баланс вашей СИМ-карты, которую вы привязали к App Store. Также возврат могут сделать на кошелек на вашем Apple ID, если с него проводилась оплата.
Какое бы решение ни было вынесено по вашему запросу, вам будет направлено извещение на электронную почту, привязанную к Apple ID. На оформление возврата у вас имеется 90 дней с момента покупки подписки.
Чтобы отказаться от подписки и вернуть деньги в других приложениях (онлайн-магазинах, онлайн-кинотеатрах, библиотеках и прочее), действуйте по аналогии с представленными выше алгоритмами:
- в личном кабинете отмените подписку, чтобы деньги больше не списывались;
- оформите запрос на возврат средств.
Направить запрос можно через техподдержку сервиса. В нем надо детально изложить суть своей проблемы. Укажите, когда именно была оплачена подписка, в чем состоит проблема, почему вы больше не желаете пользоваться услугой. Чтобы подтвердить, что с вас сняли деньги, подгрузите к претензии чек об оплате цифрового продукта.
Сроки рассмотрения претензий в разных компаниях могут меняться. На законодательном уровне данный вопрос четко не регулируется. Но как показывает практика, пользователям отвечают на протяжении одного-двух дней. Если по итогам рассмотрения вашего запроса будет принято решение о возврате денег, сделать это должны на протяжении 10 дней с момента его поступления (ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).
Что делать, если отказываются вернуть деньги за подписку
Если продавец отказывается вернуть деньги за отключенную подписку, обращайтесь в Роспотребнадзор. Проще всего это сделать через интернет-приемную. Также вы можете подать жалобу в региональное представительство ведомства.
В жалобе укажите следующее:
- свои Ф.И.О., номер телефона, адрес электронной почты для связи;
- дату и способ оплаты подписки;
- по какой причине и когда вы решили отказаться от цифрового продукта;
- сведения о том, что вы обращались к продавцу: приложите свое обращение и ответ (это может быть распечатка скрина экрана).
Ответ от ведомства вы получите на протяжении 30 дней (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Но помните, Роспотребнадзор не может заставить продавца вернуть вам деньги. При этом, если в действиях последнего будут нарушения, ему выпишут штраф. А представители ведомства смогут поддержать вас в суде или даже помогут подготовить документы для судебных разбирательств.
Вы можете оставить первый комментарий