Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как встать на жилищный учет

В статье расскажем, в каком порядке осуществляется постановка на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, а также о том, кто вправе получить указанный статус.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Кто может встать на жилищный учет
  2. Как встать на жилищный учет
  3. Документы для постановки на жилищный учет

Кто может встать на жилищный учет

Получить социальное жилье могут только граждане, относящиеся к определенным категориям. Так, право на заключение договора социального найма имеют лица (ст. 49 ЖК РФ):

• признанные в установленном порядке малоимущими. Данная категория граждан получает жилье из муниципального фонда. В каждом регионе установлен свой порядок и критерии признания семьи малоимущей. Так, в Москве вас признают таковыми при условии, что имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. Норма предоставления, в свою очередь составляет, 18 кв. метров на человека (ст. 2 Закона г. Москвы от 25.01.2006 № 7, ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29);

• нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Таким гражданам предоставляются жилые помещения уже из государственного фонда.
Указанный статус в частности может быть присвоен:
 инвалиду Великой отечественной войны или боевых действий (п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714);
 педагогическому работнику (п. 6 с. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
 инвалиду или семье, воспитывающий ребенка с инвалидностью (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Приказ Минстроя России от 03.04.2020 № 188/пр);
 ликвидатору последствий чернобыльской катастрофы и лицу, пострадавшему от лучевого воздействия (ст. 13, п. 2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153) и прочим лицам.

Для признания лица нуждающимся в предоставлении ему жилья необходимо соблюдение следующих условий (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ):

• он не является нанимателем жилого помещения в соответствии с договором социального найма или договором найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Кроме этого, он не должен быть членом семьи такого нанимателя. Также у претендента или у членов его семьи не должно быть жилплощади, принадлежащей ему на праве собственности. Важно, что право безвозмездного пользования не является свидетельством обеспеченности лица жилплощадью (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19.10.2021 № 33-КГ21-7-К3);

• если лицо владеет жилой недвижимостью на праве собственности или является нанимателем социальной жилплощади, общая площадь таких помещений должна быть менее учетной нормы. Ее показатель устанавливается региональными властями. Например, в Москве учетная норма на одного человека составляет 10 кв. метров, если речь идет об отдельной квартире, и 15 кв. для жилых помещений, где проживает несколько семей (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ, ч. 3, 4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29);

• заявитель проживает в помещении, которое не отвечает требованиям, установленным законом. Критерии пригодности для проживания установлены Правительством РФ (глава II Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47). Так, пригодным будет считаться жилье:
 находящееся преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, а также в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
 несущие и ограждающие конструкции которого, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в МКД, находятся в работоспособном состоянии;
 обеспеченное инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение);
 находящееся в МКД оборудованном лифтами (при условии, что этажность выше пяти);

• лица, являющиеся нанимателями или собственниками жилых помещений, а также членами семей таких граждан при условии, что квартира используется сразу несколькими семьями и при этом в квартире проживает больной, имеющий тяжелую форму хронического заболевания, наличие которой делает невозможным совместное проживание с ним в одной квартире. При этом лицо не должно иметь иного жилья, как на праве собственности, так и в найме. Перечень заболеваний установлен Министерством здравоохранения РФ (перечень, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 29.11.2012 № 987н).

В регионах могут быть установлены и иные критерии, которые позволят лицу встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В Москве предусмотрены следующие дополнительные основания (ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29, приложение № 1 к указанному документу):
• заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств (установлен их перечень) независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
• лицо не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника, не обладает самостоятельным правом пользования жилым помещением, независимо от учетной нормы площади жилого помещения.

При этом лица, имеющие право улучшить условия своего проживания, должны отвечать дополнительным требованиям, таким как (ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29):

• быть гражданами РФ;

• проживать на территории города Москвы на протяжении 10 лет;

• за последние 5 лет не должны совершать действий, которые приведи к ухудшению условий проживания, в результате чего они могут получить статус нуждающихся в предоставлении социального жилья. Аналогичное положение закреплено и на федеральном уровне (ст. 53 ЖК РФ). В качестве указанных действий могут быть расценены (п. 12 методических указаний, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 03.04.2020 № 188/пр, Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 21.02.2023 № 18-КГ22-154-К4):
 продажа пригодного для проживания жилого помещения, которое было в собственности;
 неравноценный обмен квартиры, находящейся в собственности;
 вселение в жилое помещение третьих лиц. Исключением будут супруга (супруг), родители, несовершеннолетние дети заявителя;
 невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением;

• должны иметь статус малоимущих.

Как встать на жилищный учет

Порядок постановки на учет осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными в каждом регионе, с учетом рекомендаций Минстроя (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ, Приказ Минстроя России от 06.04.2018 N 216/пр). Рассмотрим его на примере города Москвы.

Для постановки на учет лицо должно направить заявление, форма которого утверждена Постановлением правительства Москвы от 10.09.2014 № 521-ПП (приложение № 1 к административному регламенту предоставления государственной услуги города Москвы «Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело»).

Подать его нужно по месту своего жительства в уполномоченный орган исполнительной власти (Департамент городского имущества г. Москвы) посредством портала государственных и муниципальных услуг города Москвы (портал) или же направить запрос через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по экстерриториальному принципу (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, ч. 3 ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29, пп. 1.3, 2.3.1 приложения № 6 к Постановлению правительства Москвы от 10.09.2014 № 521-ПП).

После получения пакета необходимых документов, о которых пойдет речь в следующем разделе статьи, лицу будет выдана расписка, свидетельствующая о принятии заявления (ч. 6 ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29).

Принятие решения по результатам рассмотрения поданного заявления должно быть произведено не позднее чем через 30 рабочих дней (ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, ч. 8 ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29).

Если лицо поставят на учет, то в срок не позднее трех дней после принятия такого решения ему должен быть направлен соответствующий документ (ч. 6 ст. 52 ЖК РФ, ч. 10 ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29).

Документы для постановки на жилищный учет

В первую очередь лицо должно составить заявление (запрос), которое должно быть подписано всеми членами семьи заявителя в присутствии сотрудника МФЦ. К ним относятся (п. 2.5.1 приложения № 6 к Постановлению правительства Москвы от 10.09.2014 № 521-ПП):
• супруг (супруга);
• несовершеннолетние дети независимо от места их жительства;
• лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении;
• граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании судебного постановления.

Помимо заявления (запроса) на предоставление услуги, заявитель также должен представить пакет необходимых документов. Он весьма обширный и окончательный перечень зависит в том числе и от способа направления.

Так, среди прочего необходимо представить (п. 2.5.1 приложения № 6 к Постановлению правительства Москвы от 10.09.2014 № 521-ПП):

• согласие всех членов семьи заявителя на подачу заявления о предоставлении государственной услуги, получение результата ее предоставления, обработку персональных данных, проверку полноты и достоверности указанных в нем сведений (далее также — Согласие). Оно необходимо, если заявитель направляет обращение посредством портала. Указанный документ представляется:
— путем удаленного подтверждения членами семьи заявителя через личный кабинет на портале, если у них есть такой доступ;
— путем предоставления нотариально удостоверенного согласия в форме электронного документа.

• паспорт гражданина Российской Федерации;

• справка о замене основного удостоверяющего личность документа с указанием причины замены (предоставляется за период с 1 января 1991 года), иные документы, содержащие сведения о реквизитах документов, удостоверяющих личность, в период с 1 января 1991 года до дня обращения. Она не понадобится, если функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется ГБУ МФЦ города Москвы на основании соответствующего договора;

• сведения о приобретении гражданства Российской Федерации с указанием даты, если указанный факт имел место;

• ряд документов, которые были выданы на территории иностранного государства в связи с чем не могут быть получены в результате осуществления межведомственного обмена. Например, это:
 свидетельство о рождении. Оно необходимо для лиц, рожденных после 1975 года, членов семьи заявителя, не достигших 14-летнего возраста, а также для детей-сирот;
 свидетельство о заключении брака (если он заключен);
 свидетельство об установлении отцовства;
 свидетельство о расторжении брака, если с момента расторжения не прошло 5 лет;
 свидетельство о перемене имени (при наличии факта перемены имени) или иные документы, подтверждающие перемену имени;
 свидетельство о смерти;

• свидетельство об усыновлении (удочерении);

• решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции;

• документы, подтверждающие жилищную обеспеченность заявителя и членов семьи заявителя, в том числе факт проживания в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет. Это могут быть:
 свидетельство о праве на наследство, соглашение о разделе наследственного имущества (в случае оформления прав в порядке наследования);
 единый жилищный документ (при его отсутствии — копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения или выписка из домовой книги) либо иные документы, свидетельствующие о факте проживания по месту жительства в городе Москве;
 вступившее в законную силу судебное постановление об установлении факта проживания в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет;
 документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя и членов его семьи на жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и расположенные за пределами города Москвы, если права на такие жилые помещения в соответствии с законодательством РФ признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (в случае отсутствия сведений о правах на такие жилые помещения в ЕГРН);
 вступившее в законную силу судебное постановление о наличии или лишении (отсутствии) жилищных или имущественных прав на жилое помещение, о вселении члена семьи в жилое помещение;
 документы, содержащие сведения о месте регистрации бывшего супруга (супруги) по месту жительства (единый жилищный документ (при его отсутствии — копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения или выписка из домовой книги) либо иные документы, свидетельствующие о факте проживания по месту жительства;
 документы, подтверждающие факт проживания заявителя и (или) членов семьи заявителя в период с 1991 по 1998 год на территории России, если в указанный период заявитель и (или) члены семьи заявителя проживали за пределами города Москвы (в том числе на территориях, включенных с 1 июля 2012 года в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы и Московской области);

• подтверждение видов и размеров доходов заявителя и членов его семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе. В качестве подтверждающих документов могут быть представлены:
 копия трудовой книжки для неработающих лиц или ее копия, заверенная работодателем, для лиц, состоящих в трудовых отношениях, либо заявление о неосуществлении трудовой деятельности (за исключением несовершеннолетних лиц);
 договор, заключаемый в соответствии с гражданским законодательством РФ (дарения, купли-продажи, на выполнение работ или оказание услуг), и документ, подтверждающий оплату по нему, если такая оплата предусмотрена договором (если доход был получен в связи с заключением указанных договоров);
 документ с места службы, содержащий сведения о размере денежного довольствия военнослужащих, сотрудников ОВД и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и других органов, в которых предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также о дополнительных выплатах, носящих постоянный характер и продовольственном обеспечении, установленных законодательством РФ (для лиц соответствующей категории);
 документ, содержащий сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии его специальной части и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утвержденной Пенсионным фондом РФ;
 справка о доходах по форме № 2-НДФЛ, выданная работодателем, его правопреемником, вышестоящим органом, архивными организациями (если сведения о доходах за полный календарный год, предшествующий подаче заявления, на начало текущего года в Федеральной налоговой службе отсутствуют);
 справка о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданная отделениями ФСС (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты);
 справка о размере пенсии, выданная пенсионными органами Министерства внутренних дел РФ, пенсионными органами Министерства обороны РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, прокуратуры РФ, а также других органов, в которых законодательством предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью (для лиц, имеющих право на пенсию от указанных организаций);
 справка о размере пенсии и доплат, устанавливаемых к пенсии застрахованного лица, выданная негосударственными пенсионными фондами (при наличии);
 справка о размере ежемесячного пожизненного содержания судей, вышедших в отставку (для лиц соответствующей категории) и иные документы;

• ветераны Великой Отечественной войны представляют документы, подтверждающие имеющиеся у них льготы;

• граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненные к ним лица представляют документы, подтверждающие имеющиеся у них льготы согласно правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710, Приказ Минстроя России от 14.09.2021 № 667/пр) и пр.

При этом ряд документов уполномоченный орган получает в порядке межведомственного обмена и не вправе требовать их предоставление заявителем. К таковым относятся (п. 2.5.1.10 приложения № 6 к Постановлению правительства Москвы от 10.09.2014 № 521-ПП):

• cведения из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, если документы выдавались на территории РФ;

• сведения о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 года;

• удостоверение многодетной семьи;

• сведения о действующей льготной категории;

• сведения о признании в установленном порядке безработным и о размере пособия по безработице, материальной помощи и иных выплат безработным гражданам;

• сведения о размере стипендий и материальной помощи, выплачиваемых гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;

• информация о размере пенсии и доплат, устанавливаемых к пенсии застрахованного лица;

• сведения о доходах и суммах налога физического лица за два полных календарных года, предшествующих году обращения, выданные Федеральной налоговой службой;

• выписку из ЕГРН об основных характеристиках, зарегистрированных правах и переходе прав на объект недвижимости;

• сведения о наличии или отсутствии зарегистрированных прав собственности отдельного лица на объекты недвижимости на территории Москвы по состоянию на 31 января 1998 года;

• единый жилищный документ либо иные документы, свидетельствующие о факте проживания по месту жительства в городе Москве, в том числе в общей сложности не менее 10 лет;

• ИНН;

• документы, подтверждающие право на жилищные льготы по состоянию здоровья (в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире);

• декларацию 3-НДФЛ за два полных календарных года, предшествующих году обращения, выданные Федеральной налоговой службой (для тех, кто осуществляет индивидуальную трудовую деятельность);

• архивные сведения и документы;

• информация об имеющихся либо имевшихся в собственности физических лиц транспортных средствах;

• сведения о подлинности нотариального удостоверенного документа — доверенности (в случае подачи заявления посредством портала);

• информация о продолжительности периодов работы в районах Крайнего Севера;

• сведения о недееспособных гражданах и установлении над ними опеки или попечительства;

• информация о получении ежемесячной выплаты лицами, осуществляющими уход:
 за ребенком-инвалидом;
 лицом, являющимся инвалидом I группы;
 гражданином, достигшим возраста 80 лет;
 престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе в соответствии с заключением медицинской организации;

• СНИЛС;

• информацию о регистрации гражданина по месту жительства и месту пребывания;

• сведения о ранее выданных паспортах гражданина РФ и о подтверждении статуса указанного документа.

Несмотря на возможности межведомственного взаимодействия, заявитель по собственной инициативе вправе представить в уполномоченный орган документы из перечня выше (п. 2.5.2 приложения № 6 к Постановлению правительства Москвы от 10.09.2014 № 521-ПП).

Документы, выданные на территории иностранного государства, должны быть легализованы и переведены на русский язык (п. 2.5.4 приложения № 6 к Постановлению правительства Москвы от 10.09.2014 № 521-ПП).

Перечень документов является исчерпывающим (п. 2.5.5 приложения № 6 к Постановлению правительства Москвы от 10.09.2014 № 521-ПП).

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь