Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Коллективный товарный знак

Над статьей работали:

Как правило, хозяйствующие субъекты осуществляют предпринимательскую деятельность, совершают сделки, заключают договоры и исполняют их индивидуально. Но иногда для достижения более высоких экономических показателей выгодно объединиться. Для большего узнавания на рынке, рекламы объединившиеся компании и индивидуальные предприниматели могут создать коллективный товарный знак.
Регистрация логотипа несколькими предпринимателями сообща ни Гражданским кодексом РФ, ни специальным законом не предусмотрена. Но можно определить одну торговую марку для группы компаний, создавших союз (ст. 1510—1511 ГК РФ). Далее по тексту понятия «товарный знак», «торговая марка», «логотип» и «бренд» будем использовать как тождественные. Все эти термины используются на российском рынке как равнозначные, встречаются в экономической и даже юридической литературе.

Содержание

  1. Коллективные товарные знаки России
  2. Коллективная регистрация товарного знака
  3. Право на коллективный товарный знак
  4. Коллективные товарные знаки и знаки обслуживания

Коллективные товарные знаки России

Примерами коллективных товарных знаков в России являются:

  • «Прима». Принадлежит Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром». В альянс входят 11 фабрик, и каждая из них имеет право использовать этот бренд. Компании добровольно объединились в негосударственную некоммерческую организацию с целью защиты бизнес-интересов на территории России и зарубежных стран.
  • «Боржоми». Логотип некоммерческого объединения по производству и реализации минеральной воды «Грузинское Стекло и Минеральные Воды».
  • «Объединенные кондитеры». Наиболее известная торговая марка, куда входят крупные фабрики «Красный Октябрь», «Кондитерский концерн Бабаевский», «Рот Фронт».

Примечательно, что всем этим организациям удалось достичь максимальной узнаваемости не только на территории нашей страны, но и за рубежом, после того, как они объединили свои усилия. Возросла эффективность производства. Гораздо легче стало участвовать в законодательной инициативе, вносить предложения по совершенствованию законодательства в сфере бизнес-интересов, вплоть до их лоббирования, в форме объединения гораздо легче быть эффективнее.

Коллективная регистрация товарного знака

Регистрация коллективной марки по сути не отличается от оформления обычного логотипа, те же правила оформления заполнения заявки, тот же перечень документов. Отличие лишь в том, что для совершения регистрационных действий в отношении коллективного лого необходимо удовлетворять следующим условиям:

— наличие единых характеристик продукции. Как правило, это одна группа товаров. В наших примерах это вода, кондитерские или табачные изделия;

— участники самостоятельно производят и реализуют свою продукцию.

Коллективный знак так же, как и обычный получает правовую защиту только после государственной регистрации в Роспатенте.

Основанием для регистрационного действия является заявка по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2015 № 482, и документы согласно установленному перечню. Закон не ограничивает количество логотипов для одной группы компаний, их может быть несколько. Правило: один логотип — одна заявка.

Из указанного перечня больше других интересует устав, обязательно содержащий следующие данные:

  • наименование будущего правообладателя. Все объединения имеют свое название, его и используют при регистрации;
  • состав лиц, которые будут иметь исключительное право использовать торговую марку;
  • цель регистрационных действий;
  • описание товаров, для защиты которых регистрируете логотип;
  • порядок использования бренда;
  • мероприятия контроля использования участниками;
  • ответственность в случае нарушения использования.

За регистрационные действия установлена государственная пошлина в размере 20 250 рублей (по состоянию на февраль 2024 года). Если регистрируют несколько торговых марок, надо умножить их количество на указанную сумму. Заявителем может быть патентный поверенный, в заявлении следует указать его регистрационный номер, или любое лицо на основании доверенности.

Обратите внимание, что при использовании логотипа на товарах, свойства которых не совпадают, являются разными, заинтересованное лицо может обратиться в суд, который досрочно прекратит правовую охрану даже уже зарегистрированного бренда.

Коллективный знак можно перерегистрировать в обычный. Для этого нужно подать заявление. Можно это сделать при условии подписания заявления правомочными лицами, предоставлении согласия на преобразование, уплаты госпошлины в установленном размере.

Преобразовать знак может только участник объединения. Он должен быть включен в список лиц, имеющих право использовать эту торговую марку.

Сведения о зарегистрированных коллективных знаках вносят в государственный реестр. Отдельного специального реестра коллективных знаков не существует. А вот общеизвестный товарный знак вносится в перечень общеизвестных в РФ товарных знаков.

Выбирая бренд, надо проверить его на уникальность и, если нужно, подкорректировать. В противном случае Роспатент откажет в регистрации по причине неуникальности торговой марки.

Этапы регистрации:

  • документальный: готовятся документы, заполняют заявки, после чего отправляют в Роспатент;
  • платят госпошлины за проверку, ожидают результат формальной экспертизы;
  • экспертиза по существу, срок проведения которой – до 12 месяцев. На этом этапе ведомство может вернуть документы без регистрации, если необходимая информация и исправленные или недостающие документы не будут предоставлены вовремя;
  • повторно оплачивают госпошлину, но уже за регистрацию;
  • получают свидетельство. Срок действия правовой охраны 10 лет.

Объединению организаций и (или) индивидуальных предпринимателей быть юридическим лицом необязательно, в законе нет такого требования. Правообладателем будет созданный союз. Именно он имеет право на защиту логотипа от использования его третьими лицами, вплоть до обращения в суд.

Право на коллективный товарный знак

Право на коллективный бренд принадлежит всем членам объединения. Причем каждый из них может пользоваться как коллективной торговой маркой, так и своей собственной. Передать право на свой собственный бренд участник может на основании лицензионного договора. Но право на коллективный бренд не может быть передано или отчуждено вовсе.

Коллективные товарные знаки и знаки обслуживания

Гражданский кодекс не делает различий в регулировании между товарными знаками и знаками обслуживания. Товарный знак идентифицирует товары, знак обслуживания — услуги или работы. К примеру, логотипы банков и сотовых компаний относятся к знакам обслуживания.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь