Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Комиссия по осуществлению закупок по закону № 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок в рамках Закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ немыслима без деятельности соответствующих комиссий. В нашем материале разберем порядок их создания и функционирования. Рассмотрим, как оформляется образование этого коллегиального органа и кто входит в его состав. Поговорим о том, какие вопросы решают члены комиссии по проведению закупок.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Создание комиссии по закупкам
  2. Приказ о комиссии по закупкам
  3. Положение о комиссии по осуществлению закупок
  4. Состав комиссии по закупкам
  5. Члены комиссии по осуществлению закупок
  6. Число членов комиссии по закупкам
  7. Функции комиссии по закупкам
  8. Решение комиссии по закупкам

Создание комиссии по закупкам

Для проведения конкурентных процедур потребуется создать комиссию по осуществлению закупок. Причем важно сделать это до начала процедуры (ч. 2 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Конкретные сроки для образования коллегиального органа по закупкам законодательством не установлены. Поэтому указанный орган должен быть сформирован (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • до размещения извещения о закупке в ЕИС;
  • до направления приглашения принять участие в закрытой закупке;
  • до заключения договора, если порядком проведения процедуры не установлено размещение извещения или направление приглашения.

Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ прямо не предусматривает образования единой, конкурсной или других комиссий для осуществления закупок. Этим нормативным актом указывается лишь на необходимость создать комиссию по проведению закупок.

В то же время в Законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ не содержится и положений, ограничивающих количество образуемых коллегиальных органов заказчика. Он вправе создать как одну, так и или несколько комиссий (письмо Минфина РФ от 13.10.2021 № 24-06-06/82918). Поэтому у некоторых заказчиков действует единый орган для проведения всех конкурентных закупок. Работа других строится на создании отдельных органов под каждый способ закупки или даже под конкретную процедуру. Это связано с тем, что закупка определенных товаров, работ или услуг может потребовать от членов комиссии специфических знаний. Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ не содержит каких-либо требований и к названию комиссий.

При формировании комиссии нужно учитывать требования к ее структуре, составу, численности, подготовке членов этого органа и другие параметры. В противном случае не исключено признание ее решения недействительным. Потребуется документально оформить состав комиссии, порядок ее функционирования, обязанности членов и их ответственность (ч. 2 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Состав комиссии заказчик должен утвердить приказом. Остальную информацию допустимо прописать не в приказе, а в положении о работе данного органа. Затем всех членов нужно ознакомить с приказом и положением под подпись.

Не потребуется формировать комиссию для проведения закупок у единственного поставщика, в том числе в электронной форме. Такой вывод можно сделать из ч. 12 ст. 93 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В этом случае заявки рассматривает заказчик (ч. 1 ст. 39, п. 3 письма Минфина РФ от 12.02.2021 № 24-06-08/9591).

Если проводится процедура оказания услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, то при образовании комиссии нужно учитывать особенности, закрепленные в п. 6 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ч. 2.1 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Приказ о комиссии по закупкам

Решение о создании комиссии нужно оформить приказом. Причем сделать это важно до начала проведения процедуры (ч. 2 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Форма такого приказа может быть свободной. В документе закрепляют порядок действия комиссии, утверждают персональный состав и определяют председателя (ч. 2 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Помимо этого, желательно определить срок действия такого коллегиального органа и предусмотреть порядок замены его членов.

Заказчик может сформировать комиссию по осуществлению закупок как для проведения всех конкурентных процедур, так и для запуска процедур определенным способом или проведения конкретной закупки. Сведения об этом должны быть прописаны в приказе.

Председатель комиссии должен быть определен тем же приказом, которым формируют этот орган и утверждают его состав (ч. 2 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Притом его функции и полномочия можно предусмотреть как в приказе, так и в положении о деятельности данного органа.

В приказе нужно закрепить порядок действия комиссии согласно ч. 2 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Если порядок утвержден отдельным документом, в частности, положением о комиссии, в тексте приказа потребуется сослаться на него.

Положение о комиссии по осуществлению закупок

Для заказчика вовсе необязательно оформлять положение о комиссии по проведению закупок отдельным документом. При отсутствии указанного документа порядок работы комиссии может быть определен в приказе о ее образовании.

Если заказчик все же решил оформить положение, в нем нужно закрепить порядок работы рассматриваемого органа. Форма этого документа может быть свободной. Утвердить положение нужно до начала проведения процедуры (ч. 2 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Состав комиссии по закупкам

Комиссия должна состоять из председателя и ее членов. Кроме того, нередко на практике из числа членов назначают также заместителя председателя комиссии и ее секретаря.

Функции и полномочия секретаря комиссии могут определяться положением о работе этого органа или приказом о его создании (ч. 2 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Если согласно указанным документам секретарь комиссии признается ее членом, он имеет право голоса. Также перечисленными документами может быть установлено, что секретарь комиссии не имеет права голоса. Это значит, что он не входит в общее число членов данного органа и выполняет только технические функции по обеспечению его работы.

В комиссию можно включить:

  • сотрудников учреждения вне зависимости от их должности. Это может быть руководитель учреждения, бухгалтеры, юрисконсульты, сотрудники контрактной службы контрактный управляющий. На практике встречаются ситуации, когда дополнительные требования к составу комиссии или порядку ее формирования предусматривают региональными или местными актами. Однако такой подход нельзя признать правильным — нормы Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не предоставляют возможность устанавливать подобные требования;
  • работники прочих организаций, не состоящие в трудовых отношениях с данной организацией (письмо Минэкономразвития РФ от 17.03.2016 № Д28и-634).

В комиссию недопустимо включать (ч. 6 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • заинтересованных лиц, которые числятся в штате участника закупки или подавших заявку на участие в этой процедуре;
  • участников (акционеров) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членов их органов управления, кредиторов участников процедуры;
  • должностных лиц контрольного органа в сфере закупок, которые непосредственно осуществляют контроль процедуры;
  • экспертов, которые принимали участие в оценке извещения о закупке, документации о процедуре, заявок на участие в конкурсе.

Потребуется поменять состав комиссии, если:

  • выяснится, что заседание пройдет при отсутствии минимум половины членов из-за их отпуска, болезни, увольнения и других обстоятельств. Члены этого коллегиального органа не вправе делегировать свои полномочия прочим лицам. При этом согласно Закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ они могут применять для связи возможности видеоконференции, но только с учетом соблюдения требований законодательства о защите гостайны. Так, если на заседании органа предполагается ознакомление со сведениями, составляющими гостайну, придется использовать такую систему видео-конференц-связи, которая обеспечит защиту информации и соблюдение соответствующего законодательства (ч. 8 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, письмо Минфина РФ от 21.12.2021 № 24-03-08/104212);
  • обнаружены обстоятельства, в связи с которыми лицо не может состоять в комиссии (ч. 6 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). В данной ситуации субъект должен незамедлительно сообщить об этом заказчику. Тот заменит члена комиссии, не отвечающего установленным требованиям на другое физлицо, которое будет им соответствовать (ч. 7, 10 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Кроме приведенных случаев, когда замена членов комиссии обязательна, заказчик может менять членов этого органа по собственному усмотрению, в том числе для обеспечения их ротации и уменьшения коррупционных рисков. Это не запрещается Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Не существует единых правил о периодичности такой замены. Ориентироваться можно на рекомендации, выпущенные для заказчиков конкретного региона или вышестоящими организациями. Если же в отношении конкретной организации такие рекомендации не предусмотрены, она может самостоятельно определить необходимость и частоту ротации членов комиссии по закупкам.

Любую замену члена комиссии потребуется оформить документально. Сделать это можно с помощью приказа (ч. 7 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Если пренебречь этим правилом и изменить состав органа при наличии перечисленных выше обстоятельств без официального оформления, решения комиссии и заключенный по результатам закупки контракт могут признать недействительными (ч. 22 ст. 34, ч. 9 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Члены комиссии по осуществлению закупок

Не меньше половины членов комиссии должны составлять субъекты, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо имеющие специальные знания относительно объекта закупки. Это определено частью 5 статьи 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и предусмотрено письмом Минэкономразвития РФ от 29.08.2016 №  ОГ-Д28-10399.

Однако нужно иметь в виду, что в 2025 году заказчики, указанные в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2559, вправе не руководствоваться положениями ч. 5 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (пп. «а» п. 1, пп. «а» п. 2 указанного постановления). В том числе это касается государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий.

Также не меньше половины комиссии должна быть представлена лицами творческих профессий в конкретной сфере, если проводится конкурс на заключение контракта (ч. 4 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • для создания произведений литературы или искусства, исполнения (как результат интеллектуальной деятельности);
  • финансирования проката или показа национального фильма.

Специальная ответственность для ситуаций, когда в состав комиссии входит меньше половины лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями относительно объекта закупки, не предусмотрена. Однако решение комиссии, принятое с нарушением требований Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе к составу этого органа, может быть обжаловано любым участником процедуры, а также признано недействительным по решению контрольного органа (ч. 9 ст. 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Помимо этого контрольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании недействительной закупки, проведенной с нарушениями (п. 3 ч. 22 ст. 99 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Число членов комиссии по закупкам

Общее число членов комиссии по закупкам определено в части 3 статьи 39 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Так, количество человек в этом органе не должно быть меньше трех.

Функции комиссии по закупкам

По смыслу Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ комиссия по закупке формируется для обеспечения равных условий в отношении всех претендентов на заключение контракта с заказчиком, объективного рассмотрения предложенных ими условий по заключению контракта. То есть этот орган нужен для рассмотрения тех вопросов, по которым предполагается наличие конкурентных отношений.

Непосредственные полномочия комиссии нужно закрепить в приказе о ее сознании или в положении о работе данного органа. При этом важно помнить, что функции коллегиального органа по закупке ограничиваются проведением конкурентных процедур. Такие выводы следуют из Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подтверждаются судебной практикой (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 № 09АП-32960/2019-ГК по делу № А40-23505/2019, оставленное без изменения Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.11.2019 № Ф05-19079/2019).

Решение комиссии по закупкам

Принятое комиссией по закупкам решение нужно оформить в протоколе, который подписывают все участники этого органа, присутствовавшие на заседании. Такой протокол составляют в свободной форме, но он должен включать в себя всю необходимую информацию о заседании этого органа, принятых решениях и их обоснованиях.

При несогласии с решением закупочной комиссии любой участник процедуры может его обжаловать (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 105 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь