Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Корпоративная этика

Над статьей работали:

Поведение сотрудников в компании — весьма важный фактор для достижения необходимого результата. Комфортная обстановка положительно влияет не только на взаимоотношения внутри коллектива, но и на порядок работы с контрагентами, клиентами. Как следствие, работники охотно занимаются своими обязанностями, а у партнеров (клиентов) повышается доверие. Поэтому важность корпоративной этики (КЭ) не стоит недооценивать. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и как ее выстроить в своей компании.

Что такое корпоративная этика

Действующее законодательство не дает конкретного определения данному явлению. Однако исходя из сложившегося и устойчивого представления об этом понятии, можно сказать следующее: корпоративная этика представляет собой систему этических ценностей (морально-нравственных принципов, правил), которой должны придерживаться сотрудники конкретной организации.

По-другому КЭ называют деловой этикой или деловым этикетом. Под этикетом как таковым следует понимать общепринятые правила поведения или, иными словами, свод правил поведения.

Работники организации должны демонстрировать определенное отношение друг к другу, а также к своим клиентам (партнерам). Отношения внутри каждой компании особенные, поэтому социальная среда везде разная. При этом есть общие морально-этические нормы, которые указанные лица должны соблюдать по умолчанию. Например, уважительное общение с коллегами (клиентами), отсутствие ненормативной лексики и так далее.

Деловой этикет — это часть культуры общества. Его принципы могут иметь гласный или негласный характер. Отступление от таких принципов как минимум непрофессионально, как максимум оно может затронуть репутацию компании.

Корпоративная этика не создается просто так, она преследует определенные цели. В частности, с ее помощью достигается:

— определенная деловая репутация компании, а также сохранение такой репутации;

— порядок и гармония во взаимоотношениях между сотрудниками;

— сплочение внутри коллектива;

— повышение эффективности в достижении нужных результатов;

— формирование определенных чувств у людей (уважение, сопричастность к общей цели, ответственность и так далее);

— разграничение личных и профессиональных интересов;

— уменьшение конфликтных ситуаций;

— иные цели в зависимости от конкретного образования, перечень является открытым. 

Преимущества профессионального этикета

Во-первых, нужно различать корпоративную и профессиональную этику. В первом случае определяются правила взаимоотношений между всеми лицами, меры ответственности. Во втором случае этика касается работников определенной профессии, а также вида деятельности.

К плюсам КЭ можно отнести следующие проявления:

— повышение эффективности, продуктивности в деятельности учреждения;

— приятная и здоровая атмосфера, которая помогает решать задачи в комфортных условиях;

— поддержка и помощь со стороны коллег;

— эмоциональное здоровье, уменьшение уровня стресса;

— положительные отношения с контрагентами;

— улучшение обслуживания клиентов;

— улучшение личных отношений между сотрудниками;

— повышение амбиций в достижении серьезных результатов;

— формирование чувства ответственности;

— избавление от равнодушия к достижению общей цели и, как следствие, повышение вовлеченности в процесс;

— повышение уровня уважения между всеми лицами, принимающими участие в процессе;

— другие преимущества.

Профессиональная же этика позволяет конкретизировать определенный кластер сотрудников и установить правила исключительно для них. Также можно установить ответственность только для этой категории. Еще ключевое отличие в том, что данные условия не принимаются работодателем самостоятельно. Создать требования могут только представители работников на определенных съездах или государственный орган. 

Виды корпоративной этики

Различают несколько видов корпоративной этики. Перечислим, что представляет собой каждая из них.

Начнем с традиционной КЭ. Некоторые выводы можно сделать уже из названия данного вида. Под традиционной этикой понимаются стандартные отношения, где все роли четко обозначены. В частности,  это тот случай, когда есть начальство, от которого поступают указы. Те, кому данные указы поступили, должны беспрекословно их выполнять.

Такой подход весьма архаичный. Он характеризуется наиболее жесткими условиями по сравнению с остальными. Это набор достаточно рутинных, ограниченных и несовременных правил. Обычно это встречается у давно существующих компаний, где уже все давно отлажено. То есть для них это тот подход, который когда-то показался наиболее эффективным и которого они по сей день придерживаются.

Общественная КЭ. При использовании этого подхода ключевую роль играет команда, то есть достижение результата всеобщими совместными усилиями. Этой категории свойственны доверительные отношения между участниками процесса. Также акцент ставится на заботе о своих работниках. Кроме того, труд в таких компаниях зачастую неплохо оплачивается и есть дополнительные виды поощрений, вознаграждений.

Высококвалифицированная КЭ. Этот метод выражается в подборе определенных людей. Речь идет о сильных сотрудниках высшей категории, которые могут влиять на работников пониже. Как правило, данный вид применяется при наличии определенных финансовых рисков.

Инновационная КЭ.  Во многом является противоположностью традиционному методу. Во внимание берется любая инициатива и креатив. То есть право предложить свои идеи сотрудник имеет на любом этапе карьеры — будь он в числе рядовых работников или на высшей должности. Такая деятельность также может быть сопряжена с определенными рисками. 

Какие правила должны соблюдать сотрудники в рамках корпоративной этики

Обычно работники должны руководствоваться несколькими правилами:

— моральные и этические ценности;

К этой категории относятся общепринятые модели поведения: ответственность, дисциплина, инициативность, честность, лояльность, уважение и так далее. То есть это сложившиеся определенные убеждения, которые в социуме считаются правильными, приемлемыми.

— правила и принципы поведения.

Если первая категория касается абсолютно всех, то есть она имеет некий общий характер, исходит из фундаментальных человеческих моральных принципов, то данная категория скорее имеет конкретный характер. Это означает, что в каждой организации могут быть  разные правила. При их определении будет иметь значение специфика деятельности компании, а также личные представления начальства об этикете. Эти правила со временем способны подвергаться изменению.

Чтобы закрепить правила, которые вы применяете, можно использовать корпоративный кодекс. В нем вы детально пропишете условия поведения внутри вашего учреждения. Закрепив все на бумаге, вы создадите четкую структуру, которой нужно придерживаться. Это уже не будут абстрактные представления о том, как себя вести. Также это позволит избежать разногласий в понимании таких правил. При рассмотрении сложных ситуаций вы сможете обращаться к такому кодексу для разрешения спора. Кроме того, сотрудники смогут самостоятельно проверить верность своего представления об этикете внутри компании.

Регулирование поведения выражается в отношении работников к своим коллегам (партнерам, клиентам). Также оно выражается в отношении непосредственно к организации. Выражаться правила могут в виде запрета на какие-либо действия или, наоборот, поощрения. Приведем пример таких условий:

— нельзя вести предпринимательскую деятельность на стороне, используя ресурсы организации;

— нужно поддерживать репутацию учреждения;

— надо создавать и поддерживать здоровую атмосферу между работниками;

— необходимо соблюдать определенный дресс-код. Это может быть форма компании или просто определенный стиль;

— защищать права и интересы учреждения;

— воздерживаться от грубой формы поведения, высказываний и так далее;

— соблюдение правил делового общения и деловой переписки;

— не ставить личные интересы выше интересов клиентов;

— соблюдение требований к конфиденциальности полученной информации;

— преследовать общую цель организации;

— уважительное отношение ко всем, с кем приходится взаимодействовать по работе;

— оказание помощи, поддержки своим коллегам;

— иные условия.

Правила должны быть не только для обычных работников, но и для руководства. У таких лиц уровень ответственности выше. Поэтому для них не менее важно определить принципы. Приведем примеры таких условий:

— принимать меры при нарушении сотрудниками данных принципов;

— принимать меры дисциплинарного взыскания при нарушении принципов;

— показывать личный пример поведения;

— ознакомить всех с условиями корпоративного кодекса и проверить знания;

— создание и поддержание общего комфорта для всех трудящихся;

— способствовать раскрытию сотрудниками своих потенциальных возможностей;

— поощрять работников публичным образом;

— порицать работников, находясь только наедине;

— давать лишь законные поручения, с соблюдением правил закона и деловой этики;

— иные требования. 

Принципы корпоративной этики

При формировании в организации надлежащей КЭ нужно использовать ряд принципов.

Принцип открытости. Важно, чтобы сотрудники ознакомились с правилами поведения. Для этого нужно их закрепить в кодексе.

Конкретика. Также важна четкость восприятия правил КЭ, то есть они должны иметь однозначное и понятное толкование. Чтобы каждый, кто изучает документ, смог правильно понять суть изложенного. Важно еще чтобы была понятна цель соблюдения данных условий трудящимися. Также нужно избегать двойного толкования в понимании написанного. Сделайте текст легким для восприятия.

Сотрудничество. Это означает, что работники должны быть согласны с теми условиями, которые вы устанавливаете. То есть если вы будете навязывать им какие-то тенденции насильно, ни к чему хорошему это не приведет. Побеседуйте с коллегами, проведите опрос, определите, какие отношения уже установились в организации. Важно, чтобы все друг друга поняли и согласились.

Достоинство. Ни в коем случае нельзя, чтобы люди чувствовали ущемление своих прав (свобод). Это касается сотрудников (клиентов, контрагентов). Людям важно чувствовать уважение к своему достоинству.

Кроме описанных принципов, сюда стоит включить еще те, которые понятны всем:

— честность;

— уважение;

— доверительность;

— справедливость;

— ответственность.

Как ознакомить работников с правилами и проверить знания?

Во-первых, как уже упоминалось, можно создать у себя кодекс корпоративной этики. С этим документом можно ознакомить всех сотрудников.

Во-вторых, для удобства можно создать пособие, включающее в себя принципы и правила работы в организации. Сделать это возможно в виде печатного издания или в электронном виде. Укажите, что данный документ обязателен для ознакомления.

Чтобы понять уровень соблюдения принципов КЭ внутри вашей структуры, можно составить тест. Какие туда включить вопросы, работодатель решает самостоятельно. 

Кодекс корпоративной этики

Данные кодексы могут существовать как в маленьких компаниях, так и в огромных корпорациях. Более того, такие акты есть у определенных категорий лиц. Но это уже, скорее, профессиональный этикет. Например:

— Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденный Минюстом РФ 12.08.2019, 19.01.2016);

— Рекомендация N CM/REC(2019)9 Комитета министров Совета Европы «О развитии культуры этики в преподавательской деятельности» (принята 16.10.2019 на 1357-м заседании представителей министров);

— Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012;

— и это далеко не весь перечень.

В больших же корпорациях наличие кодекса КЭ весьма распространенное явление. Это могут быть любые учреждения, которые занимаются, например:

— банковской деятельностью;

— торговлей;

— информационными технологиями;

— транспортом;

— телекоммуникацией;

— строительством;

— любым другим видом деятельности.

Как правило, у крупного бизнеса данные кодексы есть в открытом доступе и с ними легко можно ознакомиться. В таком документе может учитываться:

— профессионализм работников;

— защита конфиденциальности;

— уважительность и доброжелательность;

— открытость общения и доверие;

— недопущение (ограничение) работы между родственными лицами;

— запрет на использовании информации с целью личных интересов;

— соблюдение законодательства;

— противодействие коррупции;

— иные условия в зависимости от конкретной ситуации.

.Образец кодекса

За нарушение данного документа возможно привлечение к дисциплинарной ответственности. Это следует из следующих положений:

ст. 192 ТК РФ;

письма Роструда от 18.03.2021 № ПГ/04981-6-1;

письма Минтруда РФ от 16.09.2016 № 14-2/В-888.

Учтите, что привлечь к дисциплинарному взысканию вы сможете только в том случае, если у вас принят соответствующий локальный нормативный акт. При отсутствии акта у вас такого права нет. Это следует из письма Роструда от 14.02.2022 № ПГ/01665-6-1.

Есть другие особенности:

— законодательство не указывает, какие именно условия должны содержаться в кодексе. Также оно не указывает, кто должен составлять подобный документ. Поэтому если речь идет о коммерческой структуре, работодатель самостоятельно решает эти вопросы. Например, это может быть сотрудник из HR или юрист, любой другой сотрудник, обладающий необходимыми знаниями, или стороннее лицо;

— кодекс нужно принять как локальный нормативный акт;

— с актом по общему правилу следует ознакомлять под подпись;

— дистанционные сотрудники могут быть ознакомлены либо под подпись, либо путем обмена электронными документами;

— согласуйте кодекс с представительным органом работника, если этого требует действующее законодательство;

— если документ регулирует правила поведения и предусматривает ответственность, то он является частью правил внутреннего трудового распорядка.

Примеры общепринятых правил делового этикета:

— обращение на вы в определенных случаях. В частности, к старшим по возрасту, в официальной обстановке и так далее;

— сила рукопожатия не должна быть слишком сильной или, наоборот, слишком слабой;

— появление на встрече на 5-10 минут раньше назначенного времени;

— при ведении переговоров нельзя перебивать собеседника, игнорировать его мнение;

— появляться следует в чистой и выглаженной одежде;

— иные требования.

Кодекс может состоять, например, из следующих разделов:

— «Общие положения». Раздел включает в себя цели, задачи, термины и определения;

— «Корпоративные ценности организации». Это может быть охрана труда и тому подобное;

— «Нормы корпоративного поведения». Отношения между лицами, личное поведение, внешний вид и прочее;

— «Противодействие коррупции». Конфликт интересов, совместная работа родственников и прочее;

— «Применение кодекса». Включает в себя поощрение и ответственность за нарушение данного документа;

— «Заключительные положения». Кодекс не противоречит нормам действующего законодательства. Правила сформулированы максимально конкретно. 

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь