Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Маркировка в 2023 году

Над статьей работали:

Маркировка товаров — это инструмент государственного контроля за производством и реализацией отдельных групп товаров. Начиная с 2016 года, когда впервые были маркированы шубы, правительство расширяет перечень товаров, маркировка которых обязательна. В статье расскажем об основных правилах, а также  о товарных группах, для которых маркировка стала необходимой в 2023 году.

Маркировка-2023

Маркировка представляет собой нанесение средств идентификации товаров, например, на потребительскую упаковку, или непосредственно на товары, или на товарный ярлык. Для определенных изделий такая маркировка обязательна, для ряда товарных групп действует эксперимент по добровольной маркировке.

Контрольный идентификационный знак, наносимый на товар при маркировании, позволяет отследить цепочку владельцев товаров, начиная от производителя и заканчивая конечным потребителем. Участие компаний (ИП) в обороте маркированной продукции обязывает предоставлять специализированную отчетность в государственную систему «Честный знак», а также отслеживать все движения маркированных товаров в рамках организации (закупка, складское хранение, розничная или оптовая реализация).

Продавцы товаров, подлежащих обязательной маркировке, должны включать в кассовый чек реквизит «Код товара», в который входит код идентификации, содержащийся в средстве идентификации товара, или идентификационный номер контрольного знака (для меховых изделий). Требование указывать в чеке код товара распространяется только на организации и ИП, которые согласно законодательству являются участниками оборота маркированных товаров.

Если ККТ работает в автономном режиме, данные о проданных маркированных товарах нужно выгрузить из фискального накопителя. Затем загрузить архив через личный кабинет системы «Честный знак». Таким образом, данные о продажах маркированных товаров поступят в систему маркировки. Срок передачи данных зависит от товарной категории. Например, информацию об обуви нужно передавать не позднее 30 календарных дней с даты продажи. Если реализуются лекарства, в том числе по льготным и бесплатным рецептам, срок подачи сведений – до пяти рабочих дней.

За нарушение правил обязательной маркировки предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого зависит от вида нарушения. За производство товаров без обязательных знаков маркировки или с нарушением правил предусмотрен штраф от 50 до 100 тыс. рублей на организацию, а также дополнительный штраф на должностное лицо в размере от 5 до 10 тыс. рублей. При этом продукция, выпущенная с нарушением правил маркировки, будет изъята.

Более серьезные штрафы грозят за продажу, хранение, перевозку товаров без маркировки: организацию могут наказать максимум на 300 тыс. рублей. За нарушения маркировки алкогольной продукции денежные взыскания достигают 500 тыс. рублей. Наказание будет в том числе за нарушение сроков внесения данных в государственную систему и за представление недостоверных сведений. За эти правонарушения накажут на сумму от 50 до 100 тыс. рублей (без конфискации продукции). Административная ответственность за оборот товаров без маркировки или с заведомо поддельной маркировкой может перерасти в уголовную, если правонарушение совершено, например, в крупном или особо крупном размере.

Маркировка товара

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, определяется Правительством РФ. Указывать идентификационные коды необходимо по перечню ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС. В таблице приведены товарные группы, для которых маркировка обязательна.

Маркировка через систему Честный знак

«Честный знак» — это национальная система маркировки и прослеживаемости продукции. Оператором этой системы выступает компания «Оператор-ЦРПТ». Каждый участник оборота маркированной продукции обязан зарегистрироваться в системе «Четный знак». К таким участникам относят организации и ИП, которые не только производят, но и продают товары, подлежащие обязательной маркировке, – импортеры, дистрибьюторы, оптовики и розничные магазины. Регистрация требуется как для участия в производстве и продажа товаров с обязательной маркировкой, так и для тестирования сделок с продукцией в рамках добровольной маркировки.

Для регистрации в системе необходимо выполнить следующие шаги:

  • получить усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации (индивидуального предпринимателя);
  • зарегистрироваться в личном кабинете участника оборота;
  • вступить в ассоциацию «ГС1 РУС», оплатить ежегодный взнос участника и описать ваши товары в личном кабинете;
  • после автоматической загрузки данных из личного кабинета «ГС1 РУС» в информационную систему «Честный знак» вы сможете запросить у оператора коды для маркировки.

Участники оборота маркированных товаров с 2022 года должны выбрать оператора и подключиться к системе электронного документооборота, чтобы сообщать о переходе права собственности на товар. ЭДО вводится поэтапно для различных категорий товаров. После перехода на ЭДО направлять сообщения об отгрузках напрямую в «Честный знак» больше нельзя. Оператора ЭДО можно выбрать на сайте системы «Честный знак».

Знаки маркировки

Общеобязательные правила маркировки товаров определен Постановлением Правительства РФ от 26.04.2219 № 515. Одно из ключевых требований к участникам оборота (производителям, продавцам) маркированной продукции — заключение договора на оказание платных услуг с оператором государственной информационной системы, в которой учитывается оборот таких товаров. Организации и предприниматели должны подписать договор с ООО «Оператор-ЦРПТ» и передавать сведения об изготовлении, реализации и выбытии товаров, подпадающих под обязательную маркировку.

На основании полученных заявок от участников оборота оператор формирует и передает заявителям специальный код. Эти сведения необходимо нанести на товары, их упаковку или на иной материальный носитель в местах их производства, упаковки, переупаковки или хранения. Цифровой код позволяет получить информацию о товаре и его движении.

Идентификационные коды представляют собой квадратные или прямоугольные штрихкоды, которые состоят из идентификатора GTIN (который обозначает позицию продукции в международном справочнике GS1), уникального серийного номера (который должен включать ТН ВЭД ЕАЭС), ключа для проверки подлинности товара.

Сроки маркировки

Сроки внедрения обязательной маркировки товаров различаются в зависимости от товарных групп. Внедрение специальных идентификаторов не подразумевает тотального запрета на оборот немаркированных товаров. Систему обязательной идентификации и прослеживания товаров запускают в несколько этапов: первоначально требуется регистрация у оператора, далее нанесение кодов на товары и внесение информации в регистрирующую систему. Финальный этап — запрет оборота товарной группы без обязательной маркировки.

Требования по маркировке товаров в 2023 году начнут действовать для следующих группы товаров и участников оборота:  с 1 марта —  пива, пивных напитков, отдельных видов слабоалкогольных напитков. Исключение будет действовать только для безалкогольного пива. Маркировать потребуется продукцию со следующими кодами ТН ВЭД ЕАЭС:

2203.00.ХХХ.Х

2206.00.ХХХ.Х

2206.00.310.0

2206.00.510.0

2206.00.810.0

2206.00.390.1

2206.00.590.1

2206.00.890.1

Начать маркировку пива и слабоалкогольных напитков необходимо:

  • с 1 апреля 2023 года – в отношении продукции в кегах;
  • с 1 октября 2023 года – в отношении продукции в стеклянной или полимерной потребительской упаковке;
  • с 15 января 2024 года – в отношении продукции в иных видах потребительской упаковки.

Также с первого марта розничные продавцы упакованной воды (например, бутилированной) будут обязаны передавать сведения об обороте продукции в систему “Честный знак”.

С первого декабря все предприятия общественного питания (кафе, бары, рестораны) обязаны отчитываться о реализации всей маркированной молочной продукции. Также с декабря все крестьянские фермерские хозяйства должны маркировать и соответствующим образом отчитываться о молочной продукции, которую они производят и реализуют. С первого декабря расширят перечень участников оборота упакованной воды, которые будут обязаны отчитываться в информационной системе мониторинга маркированной продукции: вместе с производителями и ретейлерами, организации, оказывающие услуги общественного питания, а также государственные учреждения (столовые в школах, детских садах, больницах) будут передавать сведения в систему “Честный знак”.

Дополнительно в 2023 году будет продолжаться эксперимент по добровольной маркировке товаров. Производители и другие участники имеют возможность протестировать систему «Честный знак» и подготовиться к введению обязательной маркировки. Эксперимент будет действовать в отношении следующих товарных групп:

  • никотиносодержащие жидкости и электронные системы доставки никотина;
  • биологически активные добавки к пище;
  • парфюмерно-косметическая продукция для рук с антимикробным действием, а также кожные антисептики;
  • отдельные виды медицинских изделий;
  • пищевая рыбная продукция (за исключением живой, свежей рыбы и живых, свежих водных беспозвоночных), упакованная в потребительскую упаковку;
  • вино, вермуты, настойки, ликеры;
  • корма для домашних животных, расфасованные в потребительскую упаковку;
  • консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов;
  • икра осетровых и лососевых рыб.
эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь