Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Маркировка воды — 2023

Над статьей работали:

В нашей стране воду всего производят 1,267 тыс. предприятий. С помощью маркировки упакованной воды они вышли из тени. До ее введения эти компании не подавали сведения ни в одну госинстанцию. Благодаря новой системе удалось обелить отрасль на 15 процентов. С первого ноября 2022 года стартует новый этап маркировки продукции в «Честном ЗНАКЕ». Благодаря этому рынок воды станет еще прозрачнее. Мера позволит выявлять контрафакт –  нелегальное производство начнут определять по расхождению данных в системах, содержащих сведения об объемах добываемой и производимой воды.

Система Честный ЗНАК

Распространение некачественной и контрафактной продукции – проблема как для потребителей, так и производителей. Появление в обороте таких товаров не только влечет финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, а также может нанести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю.

Чтобы противостоять этим последствиям, государство ввело в действие систему маркировки продукции различных категорий «Честный ЗНАК». Без ее появления отслеживать перемещение и реализацию товаров было затруднительно. Основная задача новой системы – гарантировать потребителям подлинность и качество продукции, соответствующее установленным требованиям.

Чтобы товары попали под контроль «Честного ЗНАКА», их маркируют специальными средствами идентификации. Для этого наносят  код Data Matrix на упаковку и вносят единицу маркированного товара в базу данных. Цифровой код, нанесенный на товар, гарантирует его подлинность и качество.

Маркировка воды Честный ЗНАК

Необходимое требование для всех участников оборота маркированных товаров – это использование ЭДО и систему «Честный ЗНАК». Регистрируются в указанной системе следующие участники оборота маркированной воды:

— производители;

– импортеры;

– оптовые продавцы;

– розничные продавцы;

– сегмент HoReCa – рестораны, кафе, отели;

– госучреждения – столовые в школах, детских садах, больницах.

Компании и ИП, которые покупают воду для собственных нужд, а также физлица, не являются участниками оборота.

Маркировка должна наноситься на следующие виды продукции:

– воду природную либо или искусственно минерализованную, газированную, без добавок, в том числе и улучшающих вкус;

– воду минеральную, газированную, природную минеральную;

– негазированную бутилированную воду;

– иную питьевую бутилированную воду.

Не требуется маркировка в отношении воды:

– для детского питания;

– с вкусовыми и ароматическими добавками.

Не нуждаются в маркировке различные напитки, например, квас, лимонады, соки.

Запуску этапа обязательной маркировки воды предшествовало ее проведение в экспериментальном порядке. Эксперимент по маркировке упакованной воды проходил с 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года.

С первого сентября 2021 года производителям и импортерам упакованной воды следовало подать заявление на регистрацию в системе маркировки, но не позднее 7 дней со дня возникновения необходимости оборота маркированной упакованной воды.

Законодатели установили проведение маркировки воды по следующим этапам:

  1. С первого декабря 2021 года – в отношении минеральной природной упакованной воды. Производители и импортеры минеральной воды к этой дате обязаны были зарегистрироваться в «Честном ЗНАКЕ» и описать свои товары в каталоге. К этому времени им требовалось также полностью настроить процессы по заказу кодов, их нанесению на продукцию с подачей в систему отчета о нанесении и вводе кодов маркировки в оборот, наладить работу по оплате кодов. Оборот немаркированной минеральной воды, произведенной с этой даты, запрещался;
  2. С первого марта 2022 года – в отношении воды:

– в емкостях, в том числе газированной, без добавления подслащивающих или вкусоароматических веществ;

– купажированной, газированной или негазированной;

– искусственно минерализованной.

Производители и импортеры любой категории упакованной воды к этой дате должны зарегистрироваться в «Честном ЗНАКЕ» и описать товары в каталоге. К этому числу им требовалось также полностью настроить процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей в систему отчета о нанесении и вводе кодов маркировки в оборот, наладить работу по оплате кодов. Оборот немаркированной упакованной воды, произведенной с этой даты запрещался;

  1. С первого сентября 2022 года – в отношении розничной торговли упакованной воды;
  2. С первого ноября 2022 года – в отношении оборота упакованной воды, кроме розничной продажи.

Первое ноября 2022 года – начало очередного этапа в процессе маркировке воды. С этой даты производитель, импортер, оптовики и розничные продавцы должны использовать ЭДО в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции. Участники оборота должны внедрить и настроить ЭДО. Для этого требуется выбрать оператора ЭДО, протестировать эту систему со своими партнерами.

Передавать в «Честный ЗНАК» требуется сведения о партиях товаров. Передаются код товара и количество отгружаемого маркированного товара. При этом возможно передавать сведения без указания конкретных кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками.

Кроме того, c 1 ноября 2022 года передаются данные о выводе продукции из оборота по прочим причинам, не связанным с ее продажей в розницу.

Производитель, импортер, оптовики и розничные торговцы должны подавать сведения в в «Честный ЗНАК», например, при использовании воды для собственных нужд, использовании для собственных нужд покупателем, безвозмездной передачи, истечения срока годности, утилизации, утраты и т.п. Для этого в ЛК системы в разделе «Документы» нужно создать документ «Вывод товара из оборота»;

  1. С первого марта 2023 года появится обязанность передачи в «Честный ЗНАК» сведений о розничных продажах маркированной воды.

С этого времени розница, которая продает любые типы упакованной питьевой воды, сканирует коды на кассе и обеспечивает передачу сведений о продажах в систему «Честный ЗНАК» с помощью онлайн-касс. К этому времени нужно протестировать процессы продажи, передачи сведений в систему маркировки и обеспечить наличие 2D-сканеров на кассах, а также при необходимости обновить кассовое ПО;

  1. С первого декабря 2023 года станет обязательной передача в «Честный ЗНАК» сведений о выбытии упакованной воды для сегмента HoReCa и госучреждений.

Участники оборота в сегменте HoReCa и госучреждения, приобретающие упакованную для своих целей, не связанных с ее перепродажей, должны с этой даты представлять данные о выводе этой продукции из оборота. Для этого участникам нужно выбрать оператора ЭДО, настроить систему электронного ДО и провести его тестирование с контрагентами;

  1. С первого марта 2025 года вводится обязанность поэкземплярного учета, то есть следует передавать данные о каждой единице маркированного товара. Производитель, импортеры, оптовики, розничные продавцы должны перейти на ЭДО при отгрузке и приемке воды.
Регистрация в системе маркировки

Для маркировки воды в обязательном порядке нужно:

– иметь УКЭП. Она требуется всем участникам оборота. Наличие УКЭП необходимо как для регистрации в системе маркировки «Честный ЗНАК», так и для подтверждения всех юридически значимых действий. Подпись должна быть выпущена на руководителя фирмы или ИП согласно данным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

– настроить учетные системы и подключить необходимое оборудование. Для этого компании или ИП предварительно требуется выбрать техническое решение, наиболее подходящее для этих целей;

– настроить 2D-сканер или мобильное приложение «Честный ЗНАК.Бизнес»;

– настроить онлайн-кассу и заключить договор с ОФД о передаче сведений в системе маркировки;

– подключить ЭДО. Можно также использовать сервис «ЭДО Лайт» – бесплатный сервис ЭДО, который интегрирован в ЛК участника системы «Честный ЗНАК». Он позволяет пересылать электронные документы с кодами маркировки между продавцом и покупателем и передавать информацию об этом в систему маркировки. «ЭДО Лайт» прежде всего предназначен для представителей малого бизнеса, которые еще не пользуются коммерческими сервисами ЭДО. При этом «ЭДО Лайт» поддерживает роуминг с другими ЭДО-операторами. Работа в «ЭДО Лайт» возможна как с компьютеров, так и с мобильных устройств при помощи приложения «Честный ЗНАК.Бизнес».

Если компания уже торгует другой маркированной продукцией с применением ККТ (например, вносит данные в «Честный ЗНАК» о молочной продукции), то для работы с маркированной упакованной водой требуется всего лишь добавить новую группу товаров в ЛК «Честного ЗНАКА».

Если предприятие ранее не работало с ЭДО, то можно использовать сервис системы маркировки «ЭДО Лайт» 2D-сканер или кассовое ПО последней версии.

Если фирма никогда раньше не работала с 2D-сканером, то можно его не приобретать. В мобильном приложении «Честный ЗНАК.Бизнес» встроен сканер для работы с маркировкой.

Маркировка упакованной воды

Маркировка воды для розницы – новый этап, который стартовал с 01.11.2022 г. Производителям, импортерам, рознице и оптовикам потребуется передавать данные об обороте и выводе из оборота питьевой и минеральной воды. Чтобы передача данных носила корректный характер, участник оборота первым делом должен добавить товарную группу «Упакованная вода» в ЛК «Честного ЗНАКА». При этом действия участника оборота зависят от того, работал ли он когда-либо с маркированным товаром или делает это впервые.

Если участник уже связан с маркированной продукцией, то, чтобы правильно добавить товарную группу «Упакованная вода» в ЛК «Честного ЗНАКА», ему нужно:

– в разделе «Профиль» выбрать «Данные участника» и добавить товарную категорию «Упакованная вода»;

– указать свой тип участника;

– подписать комплект документов для активации новой товарной группы.

Если предприятие еще не сотрудничало с «Честным ЗНАКОМ», ему требуется:

– оформить УКЭП;

– зарегистрироваться в качестве участника системы;

– указать при регистрации, что оно является участником товарной группы «Упакованная вода»;

– подписать комплект документов для активации новой товарной группы.

Добавлять новую товарную группу требуется для того, чтобы наладить корректную работу в системе и избежать штрафов.

Маркировка воды для розницы

Для работы в «Честном ЗНАКЕ» всем розничным продавцам нужно зарегистрироваться и оформить ЛК. Для регистрации нужна ЭП руководителя фирмы или ИП.

Для работы с маркировкой воды понадобится:

– программа ЭДО. Работа в системе связана с оформлением электронных УПД;

– товароучетная система с поддержкой маркировки;

– аппарат онлайн-ККТ с прошивкой для работы с маркировкой. При этом аппарат должен распознавать маркированный товар и передавать данные в ОФД и «Честный ЗНАК»;

– двумерный сканер 2D штрихкодов — для считывания кодов DataMatrix;

– принтер штрихкодов. Он понадобится после вступления всех требований в полную силу. Принтер нужен для распечатки поврежденных или утерянных маркировочных кодов.

Розничные продавцы должны уметь принять упакованную маркированную воду и вывести ее из оборота. Для того чтобы принять товар, нужно:

– зайти в программу с ЭДО и открыть входящий УПД;

– сверить данные с фактически прибывшим товаром – проверить коды маркировки, количество и качество товара;

– подписать документ с помощью ЭЦП – если вся партия товара соответствует установленным требования. Тогда весь поступивший товар учитывается на балансе магазина;

– оформить акт расхождений – если на учет принимается только часть поступившего товара. Магазин может запросить корректировки данных от поставщика.

Вывод товара из оборота происходит на онлайн-кассе в следующем порядке: кассир сканирует код маркировки, пробивает чек, данные с онлайн-ККТ поступают в ОФД и «Честный ЗНАК» и товар списывается с баланса магазина.

При продаже маркированного товара в розницу нужно использовать только ККТ, которая печатает реквизит «Код товара» в чеке. Для этого был предусмотрен переход от ФФД 1.05 и 1.1 к ФФД 1.2.

Код товара нужно печатать в чеке только по товарам с обязательной маркировкой. Если в одном чеке есть данные о маркируемой и немаркируемой продукции, то код товара нужно печатать только по маркируемому товару. При этом по товарам с маркировкой каждая товарная позиция в чеке ККТ отражается отдельно. Товары, не подлежащие обязательной маркировке, можно указывать одной товарной позицией с указанием их количества (письмо ФНС РФ от 18.02.2020 № АБ-4-20/2810).

Розница может выводить товар не только в связи с его продажей потребителю, но и по другим причинам, например, если он испорчен или украден. Любой из указанных случаев списания товара оформляется через ЛК системы маркировки.

Нарушения порядка маркировки и учета маркированной продукции влекут за собой штрафы и проверки. После того как маркировка упакованной воды станет обязательной для всех участников, продавать немаркированный товар запрещается. Нарушения в особо крупных размерах могут привести и к уголовной ответственности.

Нарушения маркировки

Нарушения требований, предъявляемых к работе с маркированными товарами, чреваты.  административной ответственностью в виде штрафа. Так, за отсутствие регистрации в системе маркировки в установленные сроки, а также за нарушение работы с товаром, подлежащим маркировке, предусмотрены ст. 15.12 КоАП РФ штрафы:

– от 1 до 10 тыс. рублей – для должностных лиц;

– от 50 до 300 тыс. рублей – для компаний.

Кроме того, без нового фискального накопителя ФНС не зарегистрирует онлайн-ККТ для продажи маркированных товаров. Работа на такой ККТ без регистрации согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ грозит штрафом:

– руководителю и ИП – в размере от 25 до 50 процентов  суммы сделки, но не менее 10 тыс. рублей;

– фирме – в размере от 75 до 100 процентов суммы сделки, но не менее 30 тыс. рублей.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь