Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Национальный режим при осуществлении закупок

Национальный режим при осуществлении закупок устанавливает ограничение или запрет на приобретение некоторых иностранных товаров, работ и услуг. В статье разъяснено, что это за режим, какие меры он в себя включает, как действует и как с ним работать.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Постановление Правительства РФ о национальном режиме
  2. Меры по предоставлению национального режима
  3. Применение национального режима
  4. Товары национального режима

Постановление Правительства РФ о национальном режиме

С начала 2025 года действуют обновленные перечни иностранных товаров, работ и услуг, на покупку которых распространяется запрет или ограничение. Каждый из них установлен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875. В частности:

  1. В перечне 1 представлены товары (работы, услуги), покупка которых запрещена у иностранных поставщиков.
  2. В перечне 2 представлены иностранные товары (работы, услуги), на покупку которых распространяется ограничение в виде инструмента «второй лишний». То есть если заявку на заключение сделки подал российский поставщик, предпочтение необходимо отдать ему, а не иностранцу.
  3. В перечне 3 представлены товары, по которым определенные заказчики обязаны соблюсти минимальную обязательную долю закупки отечественных товаров по закону № 223-ФЗ. К числу таких заказчиков относятся госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, автономные и бюджетные учреждения, унитарные предприятия. В перечне представлена минимальная доля отечественных товаров в процентах к общему объему закупок данных товаров в текущем году.

Кроме того, указанное постановление ставит производителей, продукция которых полностью российская, в преимущественное положение. При проведении аукциона, в том числе электронного, их ценовое предложение снижается на 15 процентов. Если же отечественный поставщик выиграл конкурс, контракт с ним заключается по той цене, которую он выставил (без скидки).

Важно учесть, что наименование объекта закупки может не совпадать дословно с наименованиями товаров, работ, услуг, представленными в перечнях.

Указанные меры национального режима должны применять все заказчики, проводящие закупки для государственных нужд по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, это:

  • госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, автономные и бюджетные учреждения, унитарные предприятия;
  • субъекты естественных монополий (без учета организационно-правовой формы);
  • энерго-, газо-, тепло-, водоснабжающие предприятия, организации, которые занимаются водоотведением, обращением с ТКО, очисткой сточных вод (без учета организационно-правовой формы);
  • хозяйственные общества из сводного реестра организаций ОПК;
  • отдельные заказчики, не указанные в трех вышестоящих пунктах, проводящие закупки по закону № 223-ФЗ для выполнения гособоронзаказа, формирования запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих по закону «О государственном оборонном заказе», для нормальной работы критически важной информационной инфраструктуры РФ, для атомной энергетики, реализации проекта технологического суверенитета.

Меры по предоставлению национального режима

Такая мера, как запрет, действует для всех способов закупки по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Это касается и закупки у единственного поставщика.

Ограничение и преимущество применяется при таких закупках:

  • конкурентных и малых электронных торгах по закону № 44-ФЗ;
  • конкурентных и неконкурентных закупках по закону № 223-ФЗ, если заявки на участие в закупке подали несколько поставщиков.

Запрет, ограничение и преимущество применяются к закупке товаров от прямых производителей товаров, работ, услуг и продавцов готовой продукции, а также товаров — предметов лизинга.

Причем применяется национальный режим не только в отношении отечественных товаров, работ и услуг, но и в отношении продукции из стран ЕАЭС. Это следует из подпункта «а» пункта 4 постановления № 1875, которое уравнивает в правах продавцов из России и государств ЕАЭС.

Как именно применять меры национального режима при закупках, сказано в письме Минфина РФ от 10.12.2024 № 24-07-08/124512. При реализации этих мер учитывайте следующее:

  1. С учетом способа закупок заказчик должен самостоятельно установить порядок применения национального режима в положении о закупках.
  2. Применять такие меры, как ограничение и преимущество для отечественных поставщиков, следует при наличии минимум одной заявки от них.
  3. Национальный режим распространяется на конкурентные и неконкурентные закупки, в том числе с единственным поставщиком. Если закупка неконкурентная, то такие меры, как ограничение и преимущество, используются, если положение о закупках допускает подачу заявок несколькими участниками. На это указано в пункте 43 письма Минфина РФ от 31.01.2025 № 24-01-06/8697.

Применение национального режима

Выделяются общие и специальные правила применения мер использования национального режима. Общие правила действуют в отношении любых мер, а специальные – только в отношении определенной меры (запрет,  ограничение или преимущество).

К общим правилам применения мер национального режима относят, например, такие требования:

  1. При описании объекта закупки заказчику необходимо отражать характеристику отечественных товаров. При этом неважно, применяется ли к закупке какая-либо мера национального режима. Данное требование распространяется и на ситуацию, когда заказчик получает товар в результате выполнения работы или оказания услуги.
  2. Если в РФ товар, который необходимо купить, не производится или его производство прекращено, в описании объекта не нужно приводить его характеристики. В данном случае в описании достаточно указать, что характеристики невозможно указать по одной из представленных причин (п. 10.2 информационного письма Минфина РФ от 31.01.2025 № 24-01-06/8697).
  3. В описании объекта наименование позиций может отличаться от тех, что указаны в перечнях № 1-3. Кроме того, принимая решение о применении мер нацрежима, можно не пользоваться классификатором товаров, работ, услуг, который отражает виды экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. Наименование товаров, работ и услуг в перечнях могут не совпадать с данными классификатора (п. 3.2 и 3.3 письма Минфина РФ).
  4. Если закупка проводится по закону № 44-ФЗ, заказчику придется отменить ее при реорганизации российского продавщика. Также закупка отменяется, если права и обязанности по контракту переходят к иностранному юрлицу, по отношению к которому применяют меры национально режима.

Такие меры, как запрет или ограничение, используйте в отношении товаров, работ, услуг из правительственных перечней при соблюдении следующих условий:

  • наименование предмета (объекта) закупки должно присутствовать в графе «Наименование товара, работы, услуги» или в графе «Наименование товара»;
  • при покупке медицинского изделия дополнительно проверяйте, чтобы его код соответствовал коду вида медицинского изделия из указанных выше граф;
  • товары, работы или услуги должны соответствовать кодам ОКПД2, которые приведены в соответствующих графах.

Такая мера, как преимущество российской продукции, должна выражаться в том, что заказчик отдает ей предпочтение при соблюдении таких условий:

  • необходимо приобрести хотя бы один товар, не представленный в перечнях № 1 или № 2;
  • заявку на участие в закупке подал хотя бы один иностранный поставщик.

Определяя начальную максимальную цену контракта на приобретение товаров из перечня № 1 и № 2 методом анализа, учитывайте, что устанавливать идентичность и однородность товаров можно только по продукции из стран ЕАЭС. Ели в таких странах нет производства идентичных или однородных товаров либо оно приостановлено, тогда госзаказчику необходимо сделать следующее:

  • указать в обосновании цены, что невозможно применить метод анализа по причине отсутствия или остановки производства необходимых товаров;
  • применить другой метод определения начальной максимальной цены контракта.

Минфин РФ в письме от 31.10.2025 № 24-01-06/8697 рекомендует использовать тот же метод анализа рынка, но с учетом данных о товарах иностранных государств, не входящих в ЕАЭС.

Запрет

Такую специальную меру нацрежима, как запрет, применяйте для закупок с учетом требований ч. 4 и 5 ст. 14 закона № 44-ФЗ, ч. 4 и 5 ст. 3.1-4 хакона № 223-ФЗ:

  • заявки с предложением купить зарубежный товар или работу (услугу) от иностранного лица из перечней необходимо отклонять;
  • нельзя заключать контракт с единственным иностранным поставщиком;
  • запрещена замена отечественного объекта закупки на иностранный.

Ограничение

Специальную меру ограничения применяйте к перечню из Приложения № 2 с учетом требований п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ и п. 2 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ, а именно:

  • нельзя заключать договор на покупку товаров иностранного происхождения, если заявку на участие в закупке подал поставщик отечественного товара;
  • нельзя заменять поставку российского товара на иностранный, в отношении которого действует ограничение;
  • если заявки по всем требованиям поданы иностранным и отечественным поставщиком, то необходимо использовать механизм «второй лишний», исключающий первого из сделки.

Преимущество

Специальную меру в виде преимущества применяйте исключительно к товарам, в том числе поставляемым в результате оказания работы, выполнения услуги. Но если объектом сделки являются работы или услуги, данная мера не используется (п. 5.1 письма Минфина РФ).

Преимущество следует применять при закупке товаров, не указанных в перечнях № 1 и № 2, а также в случае, если объектом сделки является товар (п. 5.2 письма Минфина):

  • который отсутствует в перечнях;
  • указанный в них.

Также используя преимущество, следует помнить, что окончательное ценовое предложение поставщика российского товара в процессе аукциона снижается на 15 процентов, а при заключении контракта увеличивается на эти же проценты. Кроме того, преимущество предусматривает, что поставка российского товара не может быть заменена на иностранный.

Товары национального режима

Такая мера, как запрет закупок импортных товаров, представленных в перечне № 1, распространяется:

  • на текстиль и изделия из текстиля;
  • одежду, в том числе трикотажную, вязанную;
  • изделия из меха;
  • кожу, чемоданы, сумки из нее;
  • обувь;
  • плиты из древесины;
  • бумагу и картон;
  • лаки, полиграфические краски и мастики;
  • клеи;
  • фотоматериалы, используемые в фотографии;
  • изделия резиновые и пластмассовые;
  • продукты минеральные неметаллические (изоляторы электрические стеклянные, точильные камни и прочее);
  • изделия металлические готовые (радиаторы, ложки, вилки, ручной инструмент и прочее);
  • оборудование компьютерное, электронное, оптическое;
  • оборудование электрическое;
  • машины и оборудование;
  • компьютерные программы;
  • средства транспортные, прицепы, полуприцепы, оборудование;
  • мебель, матрасы;
  • медицинское оборудование, аппараты, мебель;
  • услуги юридические и бухгалтерские;
  • консультации по финансовому управлению.

Страну-изготовителя из перечня можно определить по номеру записи в реестре российской промышленной продукции, евразийского реестра промтоваров, реестра российского или евразийского программного обеспечения.

В перечень № 2 вошла продукция, подавляющая часть которой представлена в списке, ранее запрещавшем закупку по закону № 44-ФЗ. В этот список входят:

  • промтовары, строительные материалы;
  • радиоэлектронная продукция;
  • пищевые продукты;
  • медицинские изделия;
  • лекарства, которые относятся к жизненно необходимым и важным препаратам.

Страна-изготовитель из перечня определяется так же, как и при использовании такой меры, как запрет на покупку импорта. Исключение составляет пищевая продукция.

До сих пор не приняты реестры, по которым можно определить страну-изготовителя некоторой медицинской продукции из перечня № 2. Исправить ситуацию должны включительно до 31 августа 2025 года. До этого момента страну-изготовителя определяйте на основе таких документов:

  • сертификата СТ-1;
  • акта экспертизы ТПП РФ либо аналогичного документа государства из ЕАЭС;
  • реквизитов документа о соответствии производства медицинской продукции требованиям ГОСТ ISO 13485-2017.

В перечень № 3 включены товары, по которым должен быть соблюден минимальный объем закупки, это:

  • щебень;
  • марля медицинская;
  • ткани из стекловолокна;
  • канаты, веревки;
  • одежда, кожа;
  • обувь;
  • бумага и картон;
  • электроника, оптика;
  • электрооборудование;
  • дизели судовые, насосы, компрессоры, арматура регулировочная, обратная и прочие машины и оборудование, не входящие в другие группировки;
  • средства транспортные, прицепы, полуприцепы;
  • мебель, изделия готовые прочие;
  • площадки спортивные для игр на открытом воздухе.

 

 

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь