Ожидается, что в сфере автотранспортных услуг с 01.01.2026 может произойти серьезное изменение налогового режима. Госдумой уже принят в первом чтении законопроект № 1026190‑8, которым планируется исключить грузоперевозки из перечня видов деятельности, разрешенных для использования патентной системы налогообложения. Такое положение дел может вынудить занятых в данном секторе индивидуальных предпринимателей перейти на другие системы налогообложения или изменить свою сферу деятельности. Подробности изложены в статье.
Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Законопроект об отмене патента на грузоперевозкиa
- Отмена патента на грузоперевозки для ИП
- Примут ли закон об отмене патента на грузоперевозкиa
- Что делать, если закон от отмене патента на грузоперевозки примут
Законопроект об отмене патента на грузоперевозки
Правительством запланирована масштабная корректировка налоговой политики. Направлена она в том числе против дробления бизнеса, преследующего целью уход от налогов. Причем отмена патента на грузоперевозки — только часть ожидаемых с 01.01.2026 нововведений. Так, серьезные изменения могут произойти в сфере налогообложения НДС. Ставку по нему собираются повысить до 22 процентов, а также уменьшить порог доходов, при превышении которого придется платить этот налог на УСН.
Перемены могут также произойти в сфере налогового администрирования, обложения определенных действий госпошлиной, а также в отношении имущественных налогов, налога на прибыль, НДФЛ. Затронут изменения и патентную систему налогообложения (ПСН).
В применении патента назревают следующие корректировки законодательства:
- предложено снизить предельную величину доходов для применения спецрежима с 60 млн до 10 млн рублей;
- перечень видов деятельности, при которых можно применять ПСН, хотят уменьшить. Помимо автотранспортных услуг по перевозке грузов также запланировано исключение из этого списка розничной торговли в стационарных торговых объектах;
- индивидуальным предпринимателям собираются предоставить возможность подачи заявления на получение нового патента вместо прежнего при изменении числа используемых объектов. При этом величина налога будет подлежать пересчету.
Все эти новшества собраны в одном законопроекте № 1026190‑8, которым предлагается внести изменения в части 1 и 2 НК РФ, а также в отдельные федеральные законодательные акты. Документ был внесен в Госдуму 29.09.2026, а менее чем через месяц — 22.10.2026, уже принят в первом чтении. Перед вторым чтением законопроект направлен президенту, в верхнюю палату парламента, комитеты, комиссии и фракции Госдумы, в правительство и региональные законодательные органы для внесения в него поправок до 10.11.2025. Затем документ должен пройти поочередно еще два чтения в Госдуме, рассмотрение в Совете Федерации, подписание главой государства и опубликование. Ожидается, что запланированные налоговые изменения заработают уже с 01.01.2026.
Отмена патента на грузоперевозки для ИП
Патентная система считается одной из самых простых систем налогообложения, установленных в нашей стране. Применять ее могут только ИП и лишь в отношении установленных российским законодательством видов деятельности. В настоящее время их 80 и определены они в п. 2 ст. 346.43 НК РФ. По действующим сейчас нормам патент разрешено использовать при таких видах бытовых услуг, как:
- химчистка, ремонт мебели, обуви и одежды;
- техническое обслуживание и ремонте автотранспорта;
- автоперевозки грузов;
- ветеринарная деятельность;
- сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
- ремонт ювелирных изделий и бижутерии;
- розничная торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети;
- деятельность по благоустройству ландшафта;
- оказание услуг по общепиту.
Однако законопроектом № 1026190‑8 запланированы значительные корректировки разрешенного для использования ПСН списка видов деятельности. Так, ожидается, что с 01.01.2026 из этого перечня исключат стационарную розничную торговлю, а также деятельность по грузоперевозкам.
Работающие в сфере грузоперевозок ИП часто выбирают для своей деятельности именно ПСН. Этот режим пользуется популярностью из-за простоты использования, низкого налогообложения, отсутствия привязки размера налога к реально полученному доходу. Однако власти полагают, что применение ПСН дает грузоперевозчикам значительное налоговое преимущество перед остальными предпринимателями. Ожидается, что отмена патента поможет сгладить разрыв в уровне налоговой нагрузки между мелкими и более крупными представителями такого бизнеса. Причинами для внесения подобных изменений в законодательство служат также необходимость унификации налогового законодательства, борьба с серыми схемами в транспортной отрасли, стремление государства увеличить собираемость налогов.
Согласно поправкам, намеченным законопроектом № 1026190‑8, деятельность по грузоперевозкам исключат из перечня видов деятельности, разрешенных для применения ПСН. Так, планируется:
- добавить новый подпункт в п. 6 ст. 346.43 НК РФ, запрещающий применение ПСН в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов;
- исключить подпункт 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, который в настоящее время разрешает применять ПСН для грузоперевозок;
- изъять упоминание о грузовиках и определении транспортных средств, данном в пп. 3 ст. 346.43 НК РФ.
Предполагается, что патенты, которые были выданы до 2026 года, будут действовать до окончания срока их действия, но не позже 31 декабря 2026 года.
Примут ли закон об отмене патента на грузоперевозки
В настоящее время законопроект № 1026190-8 принят Госдумой только в первом чтении. Ко второму чтению в него планируют внести некоторые поправки. Для этого законопроект был направлен президенту, в верхнюю палату парламента, комитеты, комиссии и фракции нижней палаты Федерального Собрания, в правительство и региональные законодательные органы. Комитет Госдумы по бюджету и налогам в своих рекомендациях указал на необходимость проработки в отношении изменений, ожидаемых в сфере применения ПСН, нескольких моментов:
- оставить патент на розничную торговлю в стационарных объектах для сельских и труднодоступных населенных пунктов;
- предусмотреть плавное введение новых лимитов дохода по патенту, то есть определить переходный период для этого.
Про поправки в отношении патента на грузоперевозки речи не идет. В то же время нельзя исключать, что и в этом отношении в законопроект № 1026190-8 будут внесены корректировки на предстоящих стадиях рассмотрения документа. У законопроекта № 1026190-8 впереди остается прохождение двух чтений в Госдуме, рассмотрение в Совете Федерации, подписание президентом и опубликование.
Что делать, если закон об отмене патента на грузоперевозки примут
Это главный вопрос, которых волнует сейчас предпринимателей, работающих в сфере грузоперевозок и использующих патент. В случае отмены ПСН грузоперевозчики смогут выбрать для перехода на него один из следующих режимов налогообложения:
- упрощенную систему налогообложения (УСН) — один из специальных режимов, на который добровольно могут перейти многие ИП (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Он считается удобным и экономичным, имеет больше плюсов, чем минусов, однако доступен не всем — нужно выполнить много условий, чтобы иметь возможность его применять. Так, потребуется соблюдать ограничения по численности работников, видам деятельности, по размеру доходов, стоимости основных средств (пп. 2, 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Кроме того, уведомление о переходе на УСН нужно подать в определенный срок (п. 1 ст. 346.12, пп. 1, 2 ст. 346.13 НК РФ). В общем случае, чтобы перейти на этот режим со следующего года, уведомление требуется подать не позже 31 декабря текущего года. При УСН объектом налогообложения могут быть доходы или доходы, уменьшенные на расходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Первый вариант больше подходит для бизнеса с небольшими расходами, поскольку налог рассчитывается от общей суммы доходов. Ставка по нему установлена в размере 6 процентов. Второй вариант, со ставкой 15 процентов, выгоден для коммерсантов с высоким уровнем затрат, когда размер расходов больше 60 процентов от величины доходов;
- единый налог на профессиональный доход (НПД, самозанятость), который может применяться мелкими перевозчиками без наемных работников. Ставка по нему установлена в размере 4 процентов при работе с физлицами и 6 процентов — с компаниями. Лимит доходов в этом случае не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Отчетности при применении НПД не будет, поэтому и бухучет вести не придется;
- общую систему налогообложения (ОСН), которая подойдет более крупным предпринимателям. Условия и ограничения по применению этого режима российским законодательством не предусмотрены. Однако он предполагает более высокую налоговую нагрузку, чем при УСН, включающую уплату НДС и налога на прибыль, а также ведение более сложной отчетности.
Кроме того, есть и другой вариант выхода из сложившейся ситуации. Если ИП хочет по-прежнему применять патент, он может изменить сферу своей деятельности. Выбирать придется из тех видов, которые будут установлены п. 2 ст. 346.43 НК РФ с учетом всех внесенных в данную норму изменений.
Чтобы минимизировать негативные последствия, которые могут наступить для грузоперевозчиков в результате принятия поправок, установленных законопроектом № 1026190-8, подготовиться нужно заранее. Отмена патента может привести к увеличению налоговой нагрузки, усложнению учета и отчетности, необходимости ведения полного учета доходов и расходов.
Поэтому важно уже сейчас проанализировать собственные доходы и расходы за последний год и подобрать оптимальный налоговый режим для перехода на него. Необходимо помнить, что подать уведомление о переходе на УСН следует до 31 декабря 2025 года, если грузоперевозчик планирует работать на этом режиме с 1 января 2026 года. Кроме того, нужно продолжать следить за развитием ситуации для получения актуальной информации и принятия своевременных мер.
Вы можете оставить первый комментарий