Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Полномочия Конституционного суда

Конституционный суд Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти. Он не относится к системе судов общей юрисдикции и арбитража, но  выступает самостоятельным и независимым институтом судебного  контроля. Его деятельность направлена на обеспечение приоритета и прямого действия Конституции РФ, что закреплено в статье 1 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Основная цель деятельности этого органа — служить гарантом конституционной законности, разрешая вопросы соответствия различных правовых актов и действий властных структур положениям Основного закона страны 

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Право на обращение в Конституционный суд
  2. Полномочия Конституционного и Верховного суда
  3. Полномочия и решения Конституционного суда

Право на обращение в Конституционный суд

Круг субъектов, наделенных правом подать жалобу или другое обращение в Конституционный суд, определен упомянутым законом ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ.

Согласно статье 96 указанного нормативного акта обратиться в него с индивидуальной или коллективной жалобой на несоблюдение гарантированных конституционных прав и свобод могут следующие субъекты:

1) непосредственные заявители, чьи права нарушены. К ним относятся:

— граждане Российской Федерации;
— иностранные граждане и лица без гражданства, если их права затрагиваются примененным законом (это следует из общего контекста законодательства);
— юридические лица (компании, организации и т.д.);
— муниципальные образования, которые действуют через свои органы, осуществляющие управление на местах.

Главное условие для подачи обращения — наличие нарушений прав и свобод перечисленных категорий лиц конкретным примененным в их деле законом или нормативным актом. Имеется в виду, что одного только несогласия с тем или иным законом недостаточно. Нужно, чтобы он был уже использован, к примеру, судом при вынесении решения по конкретному спору.

Из этого вытекает следующее условие. Подача жалобы должна быть не первой, а завершающей стадией правовой защиты. Именно поэтому к жалобе обязательно нужно приложить судебные решения, которые:

— подтверждают применение обжалуемого акта в конкретном деле заявителя;
— подтверждают, что все другие доступные способы защиты уже исчерпаны, в том числе обычный судебный процесс, включая апелляции и кассации, который к моменту обращения в КС РФ должен быть уже завершен.

2) представители в интересах заявителей. Право на обращение также предоставлено лицам и органам, которые действуют не от своего имени, а в защиту интересов вышеуказанных граждан и организаций. К ним относятся:

— уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные в субъектах РФ;
— иные уполномоченные по правам в отдельных сферах (допустим, по правам предпринимателей или ребенка);
— другие органы, должностные лица и общероссийские организации, если такое право им предоставлено федеральным законом.

Для представителей действует еще одно важное правило: при подаче жалобы они обязаны приложить письменное согласие того гражданина или юридического лица (или нескольких граждан и компаний), в чьих интересах действуют;

3) право на прямое обращение с запросом, ходатайством или жалобой имеют также органы госвласти и должностные лица: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

4) отдельную категорию обращений составляют запросы судов. Любой суд, рассматривающий дело, в ходе разбирательства по которому возникли сомнения в конституционности закона, подлежащего применению, обязан приостановить производство и направить соответствующий запрос в Конституционный суд (ст. 101 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ). Так, к примеру, 14.11.2025 КС РФ вынес постановление №38-П по запросу Ивановского районного суда Ивановской области, которым признал отсутствие противоречий между положениями Конституции РФ и ч. 1 ст. 12.24 и п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Особенностью обращений является то, что они касаются исключительно вопросов права, а не установления фактических обстоятельств дела. Предметом рассмотрения может быть как нормативный акт в целом, так и его отдельное положение, но всегда с точки зрения соответствия Конституции РФ.

Срок рассмотрения обращения с момента его регистрации, по общему правилу, не должен превышать 30 дней (п. 1 § 23 Регламента Конституционного Суда РФ, принятого решением Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 N 2-1/6).

Полномочия Конституционного и Верховного суда

Конституционный суд и Верховный суд РФ призваны решать совершенно разные задачи, поэтому их компетенции строго разграничены. Оба органа являются высшими судебными инстанциями, но выполняют разные функции. Это исключает конкуренцию между ними и противоречивость судебных решений.

Конституционный суд — это орган конституционного контроля. Его основная задача — проверка соответствия нормативных правовых актов Конституции РФ, толкование Основного закона, а также разрешение споров о компетенции между федеральными органами власти, между такими органами и субъектами РФ, а также между госорганами субъектов РФ. Конституционный суд не рассматривает уголовные, гражданские, административные или экономические дела по существу, не переоценивает фактические обстоятельства и не отменяет акты судов общей юрисдикции. В своих решениях он выносит вердикт только лишь в отношении соответствия Конституции того или иного нормативного акта либо разъясняет его положения. Если акт признан неконституционным, т.е. противоречащим полностью или в определенной части Основному закону, это лишает его юридической силы. Такой акт нельзя в дальнейшем применять на всей территории России (ст. 79 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ). Заседания КС РФ проходят под руководством его председателя.

Одновременно с этим, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный суд РФ является высшим судебным органом по:

1) гражданским спорам;
2) уголовным делам;
3) административным и иным производствам, подсудным судам общей юрисдикции;
4) экономическим спорам.

Он осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов, разъяснения сложные аспекты судебной практики. Верховный суд проверяет законность и обоснованность актов нижестоящих инстанций, обеспечивая единообразие в применении законодательства. Таким образом, если Конституционный суд следит за соответствием законов Конституции, то Верховный суд — за правильным применением этих законов судами.

ВС РФ и Конституционный суд вправе взаимодействовать друг с другом. Так, Верховный суд, как и прочие судебные органы, может обращаться в Конституционный суд с запросами о проверке нормативных актов на предмет их соответствия Основному закону. Эта процессуальная связь позволяет Верховному суду инициировать разрешение правовых коллизий на уровне конституционного правосудия.

Полномочия и решения Конституционного суда

Полномочия Конституционного суда сформулированы в статье 3 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ. К ним относятся:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, конституций и уставов субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров. Это основное полномочие, составляющее суть конституционного контроля;
2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами власти субъектов РФ, а также между высшими государственными органами субъектов РФ. Данная функция направлена на поддержание баланса в системе разделения властей и федеративных отношений;
3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов. Таким образом реализуется основной способ защиты прав человека через конституционное правосудие;
4) толкование Конституции РФ. Оно осуществляется по запросам уполномоченных органов, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных инстанций государственной власти, местного самоуправления, а также для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ). Оно имеет нормативный характер и восполняет возможные пробелы в понимании конституционных норм;
5) дача заключения о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении какого-либо иного тяжкого преступления.

Акты, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно разделить на на две основные категории:

1) решения по существу судебных дел (итоговые и процессуальные). Они принимаются в ходе рассмотрения конкретных вопросов и бывают трёх видов:

— постановления — главные итоговые решения по большинству дел (допустим, о соответствии закона Конституции);
— заключения — особый вид итогового решения, выносимого только по вопросу о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ;
— определения — все прочие решения, принимаемые в процессе работы над делом (к примеру, об отказе принять жалобу, о назначении экспертизы);

2) внутренние организационные решения. Эти решения касаются вопросов работы и деятельности самого Конституционного Суда (в частности, регламента, распределения обязанностей).

Решения Конституционного суда, вынесенные в форме постановлений, заключений или определений, окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Правовые позиции, сформулированные в мотивировочной части итогового акта Конституционного суда, становятся частью конституционно-правового смысла проверяемой нормы. Законодателям даются обязательные для исполнения указания, какие именно изменения нужно внести в тот или иной закон, чтобы он соответствовал Конституции РФ. Однако своими актами КС останавливает действие противоречащих Конституции положений и норм с момента признания их неконституционности, а не с момента внесения изменений. До того, как необходимые поправки будут разработаны и приняты, обычно действуют переходные положения, сформулированные самим Конституционным судом. Все правоприменители обязаны следовать им, даже если речь идет о нормах, формально не бывших предметом рассмотрения, но имеющих аналогичное содержание. Таким образом конституционное правосудие воздействует на все законодательство в целом, участвуя в его формировании.

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь