Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Приватизация муниципального имущества

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

В статье рассмотрен порядок возмездного отчуждения имущества, принадлежащего муниципалитету, в собственность физических и (или) юридических лиц, в соответствии с Законом от 21.12.2001 № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Содержание

  1. Способы приватизации муниципального имущества
  2. Объекты приватизации муниципального имущества
  3. Условия приватизации муниципального имущества
  4. Порядок приватизации муниципального имущества

Способы приватизации муниципального имущества

Нормативно предусмотрены следующие способы отчуждения имущества муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц:

I. Продажа муниципального имущества на аукционе (ст. 18 закона № 178). Такой способ избирается, если покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Приобретателем становится тот, кто предложит в ходе торгов наиболее высокую цену. По итогам торгов с победителем аукциона заключается договор купли-продажи. Если заявку на участие в аукционе подало только одно лицо, признанное единственным участником аукциона, договор заключается с этим лицом по начальной цене аукциона. Если данный участник отказывается заключать договор, аукцион признается несостоявшимся.

II. Продажа муниципального имущества на конкурсе (ст. 20 закона № 178). Норма определяет перечень объектов, передача которых осуществляется исключительно в порядке проведения конкурса. К ним относятся, в частности, объекты культурного наследия, сети газораспределения, если они находятся в неудовлетворительном состоянии. В отличии от аукциона от участника конкурса требуется соблюдение определенных условий. Так, если покупатель приобретает здание — памятник истории и архитектуры, организатором торгов может быть предусмотрено требование о проведении работ по сохранению и реставрации такого здания.

III. Продажа муниципального имущества посредством публичного предложения либо по минимально допустимой цене (ст. 23, 24 закона № 178).

Указанные способы применяются, если передача имущества на аукционе не состоялась.

IV. Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19 закона № 178). Специализированным аукционом признается способ отчуждения акций на открытых по составу участников торгах. Все победители получают акции акционерного общества по единой цене за одну акцию с точностью до копейки. Если в аукционе изъявил желание участвовать один человек, аукцион считается несостоявшимся.

V. Продажа акций акционерных обществ в доверительное управление (ст. 26 закона № 178). Доверительный управляющий осуществляет в отношении имущества правомочия собственника в определенных законом и договором рамках, хотя право собственности к нему не переходит. Доход от управления имуществом принадлежит собственнику имущества или иному выгодоприобретателю. При этом доверительный управляющий выгодоприобретателем быть не может (п. 2 ст. 1012, п. 3 ст. 1015, п. 2 ст. 1020 ГК РФ).

Передача муниципального имущества в доверительное управление осуществляется по результатам конкурса. Если доверительным управляющим будут соблюдены все условия договора, она вправе приобрести имущество в собственность. В качестве примера приведем ситуацию. когда компания выиграла торги и приобрела у муниципалитета в доверительное управление пакет акций АО «Фабрика – Прачечная». Условиями договора доверительного управления предусматривалось повышение доходности акций и контроль за прибыльным режимом работы. Компания условия выполнила, нарушений не допустила и получила право приобрести акции в собственность.

VI. Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью (глава 7 закона № 178). В результате создания акционерного общества при такой реорганизации орган местного самоуправления становится собственником 100 процентов пакета акций.
Преобразование унитарного предприятия в ООО отличается от создания АО тем, что муниципалитет становится владельцем не 100 процентов акций, а всеми долями в уставном капитале.

После создания АО или ООО муниципалитет вправе произвести отчуждение в собственность физических или юридических лиц акций либо долей в уставном капитале на аукционе.

VII. Внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ (ст. 25 закона № 178). Такой способ избирается для участия муниципального образования в деятельности акционерного общества. Муниципальное имущество может быть внесено в уставной капитал акционерного общества при его создании. Иным возможным вариантом участия является оплата дополнительно размещенных акций при увеличении уставных капиталов акционерных обществ.

 

Объекты приватизации муниципального имущества

В порядке, установленном законом № 178, из муниципальной собственности в собственность физических или юридических лиц могут отчуждаться здания, помещения, сооружения при условии, что они не переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение. Совместно с указанными объектами могут отчуждаться занятые ими земельные участки. Могут быть отчуждены акции и доли муниципалитета в уставных капиталах хозяйственных обществ, движимое имущество. Отдельным видом имущества, подлежащим передаче в собственности граждан или юридических лиц, являются муниципальные унитарные предприятия.

В статье 3 закона № 178 содержится обширный перечень объектов, на которые не распространяется действие указанного нормативного акта. В их числе указан муниципальный жилищный фонд. В этой связи стоит обратить внимание на то, что под приватизацией жилищного фонда понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений. Такое отчуждение осуществляется в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и в настоящей статье не рассматривается.

Отчуждению в частную собственность ни при каких обстоятельствах не подлежит имущество, изъятое из оборота, а также объекты недвижимости, которые могут находиться только в муниципальной собственности. В этот перечень входят:

– земельные участки, зараженные опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению, земельные участки общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
– объекты гражданской обороны (бомбоубежища);
– объекты социальной инфраструктуры для детей (школы, детские сады);
– объекты здравоохранения и культуры, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения (поликлиники, амбулатории).

Условия приватизации муниципального имущества

В порядке, установленном законом № 178, из муниципальной собственности в собственность физлиц или юрлиц могут отчуждаться здания, помещения, сооружения при условии, что они не переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение. Совместно с указанными объектами могут отчуждаться занятые ими земельные участки. Могут быть отчуждены акции и доли муниципалитета в уставных капиталах хозяйственных обществ, движимое имущество. Отдельным видом имущества, подлежащим передаче в собственности граждан или юридических лиц, являются муниципальные унитарные предприятия.

В статье 3 закона № 178 содержится большой список объектов, на которые не распространяется действие указанного нормативного акта. В их числе указан муниципальный жилищный фонд. В этой связи следует обратить внимание на то, что под приватизацией жилищного фонда понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений. Такое отчуждение осуществляется в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и в настоящей статье не рассматривается.

Отчуждению в частную собственность ни при каких обстоятельствах не подлежит имущество, изъятое из оборота, а также объекты недвижимости, находящиеся только в муниципальной собственности. В этот перечень, в частности входят:

– земельные участки, зараженные опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению, земельные участки общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
– объекты гражданской обороны (бомбоубежища);
– объекты социальной инфраструктуры для детей (школы, детские сады);
– объекты здравоохранения, культуры, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения (поликлиники, амбулатории).

Порядок приватизации муниципального имущества

На этапе планирования муниципалитет разрабатывает и утверждает прогнозные планы (программы) на плановый период. В зависимости от принятого органом местного самоуправления решения плановый период может составлять от 1 года 3 лет. В программе указывают перечень муниципального имущества, которое планируется передать в собственность физических и юридических лиц, и прогноз объемов поступлений в местный бюджет (Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 806).

В соответствии с программой органом местного самоуправления в отношении имущества, планируемого к передаче, принимается решение об условиях приватизации. В документе, в частности, указываются наименование имущества, способ приватизации и начальная цена.

Итак, прогнозный план утвержден, решение об условиях передачи принято, способ отчуждения выбран. Органом местного самоуправления предприняты все необходимые меры по информированию всех заинтересованных лиц. Начинается процедура отчуждения имущества.

Порядок действий по приватизации определяется избранным способом его отчуждения.

Процедура продажи муниципального имущества в электронной форме подробно прописана в Постановлении Правительства РФ от 27.08.2012 № 860.

Если речь идет об аукционе или конкурсе по приобретению муниципального имущества, такая процедура состоит из последовательного совершения следующих действий:

1) определение первоначальной цены и шага повышения;
2) прием заявок на участие в торгах;
3) определение претендентов на участие;
4) внесение претендентами задатка в качестве гарантии своей платежеспособности;
5) проведение аукциона или конкурса;
6) подведение итогов. Определение победителя или признание торгов несостоявшимися;
7) подписание с победителем договора купли-продажи, госрегистрация перехода права собственности, если предметом аукциона является недвижимое имущество.

Если аукцион не состоялся (не было ни одной заявки для участия в нем), начинается следующий этап – публичное предложение (глава 5 Постановления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860).

Устанавливается цена первоначального публичного предложения, которая не может быть ниже цены, выставленной на аукцион. Также определяется размер снижения и минимум, за который может быть продано имущество (50 процентов от первоначальной цены). К примеру, здание выставлялось на аукцион за 1 млн рублей. Для продажи посредством публичного предложения установлено снижение в размере 100 тыс. рублей и минимальная цена 500 тыс. рублей.

В соответствии с установленной процедурой начальная цена держится один час. Если предложений не поступило, начинается снижение. Каждые 10 минут на один шаг (на 100 тыс. рублей) до предельного минимума 500 тыс. рублей.
Победителем признается участник, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на шаге понижения, при отсутствии предложений других участников.

Если муниципальное имущество по-прежнему оказалось не востребовано, имущество продается по минимально допустимой цене (ст. 24 закона № 178). При продаже по минимально допустимой цене такая цена по общему правилу устанавливается в размере 5 процентов от цены первоначального предложения. Для нашего здания это будет 50 тыс. рублей.

Процедура специализированного аукциона отличается от обычного. Расскажем о ней на основе конкретной ситуации (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.02.2015 № Ф03-83/2015 по делу № А51-16274/2014).

Администрации города Уссурийска на праве собственности принадлежит 100 процентов акций ОАО «ЦентрОптика». Муниципалитет принял решение о приватизации общества посредством продажи акций на специализированном аукционе.

При этом организатор объявил, что акций всего 3 626 штук. Цена одной акции составляет 3 135,14 рубля. Итоговая цена продажи акций составляет 11 368 017,64 рубля (3 626 х 3 135, 14 р = 11 368 017, 64 рубля).

В соответствии с установленным порядком участники аукциона должны заполнить бланки заявок и указать произвольную сумма денежных средств, направляемых в оплату акций. Они не знают, сколько акций за нее получат. Для них это будет сюрпризом — таковы правили специализированного аукциона.

Для нашего аукциона представлены три заявки, в которых претенденты выразили намерение купить акции по любой единой цене продажи. В этих целях они направили организатору:

  • гражданин А . – 10 тыс. рублей;
  • ООО «Садал» — 11 400 000 рублей;
  • гражданин Б — 11 510 000 рублей.

С учетом поступивших сумм организатору стоит определить единую стоимость одной акции. Всего тремя участниками направлено 22 920 000 руб. Мы помним, что количество размещаемых акций 3 626 штук. Значит определяем цену за одну акцию: 22 920 000 руб. / 3 626 = 6 321 рубль. Единая цена продажи акции должна была составить 6 321,01 рубля за одну акцию.

Победителями аукциона в указанном случае являются все претенденты, так как они направили в оплату акций сумму денежных средств, превышающую единую цену продажи (все больше 6 321 рубля).

Далее, чтобы определить, сколько акций может приобрести каждый участник, мы должны разделить сумму, выделенную ими, на единую цену одной акции. И получилось, что гражданин А. может приобрести 1 акцию, ООО «Садал» — 1 803 акции, гражданин «Б» — 1 820 акцию.

В заключение остановимся на таком способе приватизации, как преобразование муниципального предприятия в акционерное общество. Указанный способ несколько обособлен от иных. Здесь нет предусмотренной законом № 178 передачи денежных средств за имущество. Возмездность заключается в том, что муниципалитет передает в уставной капитал свое имущество, а взамен получает акции.

Данный вариант приватизации часто вызывает неодобрение и опасения граждан. Однако в большинстве случаев преобразование МУПов является вынужденной мерой.

В связи с изменением законодательства предусмотрено, что в собственности муниципалитетов могут быть только отдельные виды предприятий, работающих в сфере культуры и искусства, либо субъекты естественных монополий. Остальные предприятия подлежат либо преобразованию, либо ликвидации. Нередко это МУПы, оказывающие услуги транспорта, водо- и теплоснабжения. На сегодняшний день они функционируют не за бюджетные деньги, а за средства граждан (плата за проезд, коммунальные услуги).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь