Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Штрафы за спам-звонки

Семнадцатого апреля 2024 года вступит в силу Федеральный закон от 06.04.2024 № 78-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Нормативный акт вносит изменения в КоАП, дополняя уже действующие статьи. По новым правилам назойливых рекламораспространителей накажут штрафом до одного миллиона рублей. Подробнее о нововведениях изложено в статье.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание:

  1. Введены штрафы за спам-звонки
  2. Штрафы за рекламные звонки

Введены штрафы за спам-звонки

Статья 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Согласно пункту 1 указанной статьи нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа в следующем размере:

—  на граждан в размере от 2 до 2 500 рублей;

— должностных лиц — от 4 до 20 тыс. рублей;

— юридических лиц — от 100 до 500 тыс. рублей.

Это общая норма, на основании которой к ответственности привлекали за правонарушения, не поименованные в остальных пунктах указанной статьи. Их довольно много (всего 16), но среди них не было нормы, устанавливающей ответственность за нарушение требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи. Новый закон, который вступит в силу 17 апреля 2024 года, восполнит этот пробел и дополнит статью 14.3 КоАП РФ пунктом 41, закрепляющим самостоятельные штрафы за рекламные и спам-звонки. Законодатели ввели эту ответственность с целью уменьшения подобных правонарушений и повышения социальной защищенности граждан. Согласно статистическим данным ВЦИОМ, количество людей, получавших спам-звонки за последние два года, возросло на 10 процентных пунктов (с 57 до 67 процентов).

Новелла разработана в целях ужесточения мер ответственности и выражается в повышении размера штрафа за рекламу по сетям электросвязи. Электросвязь – это любая передача или прием сигналов по различным электромагнитным системам, в том числе по телефону. Они могут быть переданы в виде звуков или сообщений (письменный текст, изображения, голосовая информация) (п.35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»). Но нас интересует не вся информация в текстовом или голосовом виде, а только та, которая относится к рекламе. Закон о рекламе определяет, что она может распространяться в любой форме, любым способом, любыми средствами. Главное, чтобы информация была направлена на неопределенный круг лиц (всем), привлекала внимание к предмету рекламы, продвигала его на рынке и поддерживала к нему интерес среди потенциальных покупателей (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (закон о рекламе).

Штрафы за рекламные звонки

Глава 2 закона о рекламе перечисляет отдельные способы ее распространения. Это может быть телевизионная, радио, кино-реклама, реклама в сети Интернет и другие, включая рекламу, распространяемую по сетям электросвязи (ст. 18 закона о рекламе). Согласно указанной норме, распространение рекламы посредством телефона требует получения предварительного согласия на это действие со стороны адресата информации.

Под адресатом или абонентом понимается гражданин – получатель спам-информации по телефону (СМС) и (или) электронной почте.

Согласие гражданина на получение рекламных сообщений считается выданным, если оно:

— недвусмысленно выражено в любой форме (устно или письменно);

— получателя можно идентифицировать;

— рекламораспространитель конкретно определен. Им может быть организация или индивидуальный предприниматель, непосредственно занимающийся рассылкой объявлений или оператор связи.

Здесь действует презумпция виновности распространителя. Реклама всегда считается распространенной без согласия, если рекламодатель не докажет, что согласие абонента было получено. Бремя доказывания получения предварительного согласия лежит на рекламораспространителе и является его риском.

При возражениях и требованиях абонента о прекращении спам-звонков в его адрес, распространитель информации обязан немедленно их прекратить.

Механизм доказывания получения согласия достаточно сложен и в основной массе владельцам информации и (или) операторам это не удается. Одним из множества дел, рассматриваемых управлениями Федеральной антимонопольной службы, было дело по заявлению физлица в отношении компании, от которой абонент получил спам-рассылку. Компания утверждала, что согласие было получено, поскольку абонент заполнил на сайте соответствующую форму. При рассмотрении дела установили, что номер телефона, на который пришла рекламная рассылка, заявителю не принадлежит, а значит, невозможно идентифицировать его как гражданина, давшего согласие.

По результатам проведенной проверки и представленных документов реклама была признана ненадлежащей, а материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (Решение Новосибирского УФАС России от 15.07.2022 по делу № 054/05/18-294/2022).

После вступления в силу Федерального закона от 06.04.2024 № 78-ФЗ, вносящего изменения в ст. 14.3 КоАП РФ, к ответственности с аналогичным составом правонарушения будут привлекать в соответствии с п. 41 ст. 14.3 КоАП РФ.

Некоторые компании неверно толкуют эту норму, полагая, что нашли способ ее обойти. Речь идет о ситуации, когда, получив от лица согласие на получение им справочной информации, такой как прогноз погоды, курс валют, распространяют такое согласие и на получение информации рекламного характера. И тогда абонент, помимо интересующих его данных, получает и рекламу, хотя согласия на рекламные сообщения он не давал (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Пункт 2 статьи 18 закона о рекламе прямо запрещает рассылку спама как в виде электронных писем, СМС-сообщений, так и телефонных звонков. Нельзя распространять информацию без участия человека с помощью автоматического дозванивания.

Спам – это электронное сообщение, направляемое неопределенному кругу лиц (всем) без их предварительного согласия и без возможности определить отправителя. Бывает, что абонент получает в день десятки рассылок или звонков, когда автоматический голос сообщает информацию, зачастую не имеющую никакой ценности.

С целью снижения количества возможных звонков и разработали федеральный закон, вносящий изменения в ст. 14.3 КоАП РФ. После вступления в силу пункта 41 ст. 14.3 кодекса на рекламораспространителей, нарушающих установленные требования к рекламе, будут налагаться административные штрафы в следующем размере:

—  на граждан в размере от 10 до 20 тыс. рублей;

— должностных лиц — от 20 до 100 тыс. рублей;

— юридических лиц — от 300 тыс. до 1 млн рублей.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь