Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Соразмерное уменьшение цены

Соразмерное уменьшение цены — один из механизмов защиты лицом своих прав при получении некачественного товара, результата выполненной работы или заказанной услуги. В этом случае можно не отказываться от покупки товара, а потребовать пропорционального снижения его стоимости.

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Что значит соразмерное уменьшение покупной цены
  2. Соразмерное уменьшение цены работы или услуги
  3. Соразмерное уменьшение цены товара ненадлежащего качества
  4. Требования о соразмерном уменьшении цены договора

Что значит соразмерное уменьшение покупной цены

Пропорциональное снижение стоимости — это уценка товара исходя из реальной возможности его использования по назначению в случае обесценения, если покупатель обнаружит соответствующие для этого основания.

По общему правилу, если продавец не акцентирует внимание покупателя на недостатках передаваемого товара, покупатель, которому передан такой товар ненадлежащего качества, может по своему выбору требовать:

а) соразмерного снижение покупной стоимости;
б) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
в) возмещения затрат покупателя на устранение недостатков товара.

Это следует из пункта 1 статьи 475 ГК РФ.

Суды отмечают, что исходя из положений п. 1 ст. 475 ГК РФ следует, что под соразмерным уменьшением покупной цены понимается установление цены в соответствующей пропорции к общей цене товара с учетом реальной возможности использования обесцененного товара по назначению.

Данное положение применяется в случае, когда товар может использоваться по прямому назначению без устранения недостатков, но при определении его цены не было учтено снижение качества (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.04.2022 № Ф04-670/2022).

Соразмерное уменьшение цены работы или услуги

Соразмерное уменьшение применяется в случае, если результат работ пригоден для использования, но его цена меньше за счет иного использования материалов, незначительного отклонения от проектных решений, что не носит фундаментального характера.

Права заказчика и ответственность подрядчика (исполнителя) за ненадлежащее качество работы или услуги следует из положений ст. 723, 783 ГК РФ, ст. 29 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — закон № 2300-1).

Вместе с тем время важно вовремя известить исполнителя об обнаруженных недостатках.

Такие требования предъявляются (пп. 3, 4, 6 ст. 29 закона № 2300-1):

а) при приемке выполненной работы или оказанной услуги либо в ходе их выполнения — если требования связаны с недостатками работы (услуги);
б) в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы или оказанной услуги — если на работы или услуги не установлен гарантийный срок и при приемке невозможно было обнаружить их недостатки;
в) в течение гарантийного срока — если на работы или услуги установлен такой срок;
г) в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) — если гарантийный срок на работы или услуги не установлен;
д) в течение пяти лет — отношении недостатков в недвижимом имуществе, если гарантийный срок на работы или услуги не установлен.

К примеру, недостатками в недвижимом имуществе считается передача застройщиком участнику ДДУ квартиры меньшей площади, чем это предусмотрено договором. Это свидетельствует о нарушении условия о предмете договора и является правовым основанием для соразмерного уменьшения цены договора (Определение Верховного Суда РФ от 09.03.2021 № 48-КГ20-21-К7).

В арбитражных судах также отмечается, что требование о соразмерном уменьшении цены следует предъявлять до окончательной оплаты работы (постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.10.2024 № Ф03-4114/2024, Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 № 09АП-10069/2023).

При этом суды не поощряют одновременное предъявление следующих требований: соразмерного уменьшения цены работ и возмещения затрат на устранение недостатков. Поскольку одновременное применение двух способов защиты возлагает на подрядчика двойное обременение.

На практике сформировалось несколько походов по определению порядка пропорционального уменьшения цены работ или услуг:

а) на стоимость устранения недостатков (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.06.2024 № Ф05-10800/2024);
б) на величину стоимости некачественно выполненных работ (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.01.2024 № Ф07-21051/2023, Дальневосточного округа от 15.08.2023 № Ф03-2808/2023).

При этом выполнение подрядчиком предусмотренных договором работ с устранимыми недостатками не освобождает заказчика от обязанности оплатить выполненные работы.

Отказ от оплаты выполненных работ возможен лишь при наличии существенных, неустранимых недостатков, а также недостатков, которые не устраняются подрядчиком, что создает препятствия для использования результата работ по назначению.

Соразмерное уменьшение цены товара ненадлежащего качества

Необходимым условием реализации права покупателя на получение товара по уцененной стоимости является не только наличие в нем существенных недостатков, но и несоответствие его условиям о качестве, которое содержится в договоре.

Аналогичные предписания содержатся и в п. 1 ст. 18 закона № 2300-1. Им предусматривается, что право на предъявление требований о замене товара, об уменьшении покупной цены, о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление, об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы возникает у потребителя только в случае, если переданный ему товар содержит недостатки, не оговоренные продавцом.

Требование о пропорциональном снижении стоимости предъявляется, если уплаченная за товар цена вносилась как за товар надлежащего качества, но выявленное состояние товара указывает, что он тому качественному состоянию, которое предполагалось сторонами при заключении сделки, не соответствует.

При разрешении требований о соразмерной уценке товара определяется, в какой степени утрачены потребительские свойства товара по сравнению с предусмотренными договором, и насколько в связи с этим снизилась стоимость товара. При этом уменьшение цены составляет денежную сумму, на которую понизилась цена из-за имеющихся недостатков (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2025 по делу № 33-0562/2025).

При этом в судах отмечается, что покупатель не лишен права самостоятельно устранить недостаток товара и только затем обратиться к продавцу с требованием об уменьшении его цены на стоимость произведенного ремонта.

К примеру, лизингополучатель обратился с исковым заявлением к поставщику о соразмерном уменьшении цены товара – автомобиля, который был передан с неисправным двигателем. Лизингодатель отметил, что поставленный автомобиль принят истцом без каких-либо возражений, его приемка была произведена в полном объеме, претензий с его стороны истца в момент приемки не поступало.

Эти доводы в суде не приняли, поскольку отмеченный недостаток в виде последующего отсутствия работоспособности двигателя являлся скрытым и не мог быть обнаружен истцом при обычной приемке.

Арбитры обратили внимание, что требование о пропорциональной уценке товара в силу своей правовой специфики не предполагает несения покупателем расходов, равно как и совершение им каких-либо действий по устранению недостатков товара, представляя собой лишь способ восстановления баланса равнозначного предоставления по договору (менее качественный товар за меньшую стоимость).

В то же время на совершение таких действий в законодательстве нет и запрета.

В связи с этим требования истца удовлетворили (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.07.2024 № Ф09-3444/24, Решение арбитражного суда Челябинской области от 07.10.2025 № А76-17758/2023).

Право потребителя при обнаружении недостатков требовать уценки возникает в случае, если эти недостатки не были заранее оговорены продавцом.

Если порядок проверки качества товара не установлен, проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи (п. 2 ст. 474 ГК РФ).

Продавец ответственен за недостатки товара, если покупатель докажет, что они возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ).

Особые требования при уценке товара применяются в случае, если на него установлен гарантийный срок.

В отношении товара, на который предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что эти недостатки возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476 ГК РФ).

Таким образом, законодатель предусмотрел необходимость доказывать ненадлежащее качество товара.

Однако в зависимости от того, установлен ли на товар гарантийный срок, между сторонами договора купли-продажи распределяется бремя доказывания причин возникновения недостатков товара.

Исходя из наличия или отсутствия  гарантии на проданный товар, бремя доказывания возлагается либо на покупателя, либо на продавца.
В частности, если гарантийный срок на товар установлен, то при обнаружении дефекта товара в течение гарантийного срока предполагается, что недостатки возникли до передачи товара и за них отвечает продавец, пока им не доказано обратное.

Соответственно, если гарантийный срок на товар не установлен или истек, то при обнаружении некачественности товара, пока иное не доказано покупателем, предполагается, что недостатки возникли после передачи товара продавцом покупателю в связи с неправильной эксплуатацией или хранением товара, либо действиями третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Требования о соразмерном уменьшении цены договора

Соразмерное уменьшение покупной цены товара применяется в случаях, когда товар передан с недостатком, но это обстоятельство не препятствует его использованию по назначению.

Размер уценки определяется соглашением сторон. В случае если соглашение по этому вопросу не достигнуто, потребитель вправе обратиться в суд.

Требование о соразмерном уменьшении покупной цены может быть предъявлено в течение гарантийного срока или срока годности.

Если гарантийные сроки или сроки годности не установлены, клиент вправе предъявлять свои требования в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю.

Срок рассмотрения требования потребителя о пропорциональном уменьшении покупной стоимости товара ненадлежащего качества составляет 10 дней (ст. 22 закона № 2300-1).

В случае предъявления покупателем указанного требования продавец снижает стоимость на момент уценки (п. 3 ст. 24 закона № 2300-1).

При уценке товара в расчет принимается цена, установленная на дату:

а) добровольного исполнения требований покупателя продавцом;
б) либо вынесения судом решения о пропорциональном уменьшении стоимости.

При возврате некачественного товара потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования, или если требование добровольно не удовлетворено на момент вынесения судом решения.

При получении товара ненадлежащего качества клиент вправе претендовать также на возмещение убытков. Требование о возмещении убытков отражается в претензии. К ней нужно приложить документы, подтверждающие факт причинения и размер убытков.

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь