Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как получить деньги на бизнес по социальному контракту в 2023 году

Над статьей работали:

Что делать, если есть желание открыть свое дело, но финансовые возможности оставляют желать лучшего? Каждый решает такую проблему по-своему. Наверняка для ее решения найдется несколько способов, одним из которых является государственная поддержка. Так, малоимущие граждане могут рассчитывать на некоторые выплаты при определенных условиях. Подробнее об этом читайте в новом материале.

Что такое социальный контракт

Определение социального контракта дано в статье 1 Федерального закона  от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Из него следует, что контракт представляет собой соглашение между гражданином и органом соцзащиты. В рамках такого соглашения госорган оказывает лицу социальную помощь, а лицо осуществляет необходимые мероприятия.

В нашей ситуации социальная помощь заключается в предоставлении субсидии на свое дело малоимущим лицам. А эти граждане, соответственно, должны открыть бизнес. То есть в данном случае лица с низким доходом не просто получат субсидию, а она должна способствовать им обрести постоянный заработок.

Кроме ранее указанного закона № 178, положения о предоставлении такой помощи регулируются следующими актами:

— Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»;

— методическими рекомендациями по оказанию государственной социальной помощи (утвержденными Приказом Минтруда РФ от 03.08.2021 N 536);

— другими законами, которые устанавливают субъекты Российской Федерации.

Неслучайно в этом перечне были упомянуты субъекты РФ. Дело в том, что каждый регион, устанавливая такие выплаты, может предусматривать свои индивидуальные требования. То есть соцконтракт можно заключить в любом субъекте, но нужно учитывать местное законодательство.

Срок действия контракта зависит от его вида. В случае с открытием бизнеса срок соглашения не должен превышать двенадцати месяцев.

Виды социального контракта могут быть следующими:

— материальное улучшение. В этом случае деньги предоставляют на покупку различных товаров, в частности, для детей (товары для школы, одежда и прочее);

— на период поиска работы. В данной ситуации гражданин должен трудоустроиться в определенный срок — это обязательное условие такого контракта;

— обучение (переквалификация). При таком соглашении лицо должно освоить новую профессию или повысить свою квалификацию;

— ведение подсобного хозяйства. На выданные средства лицо может приобрести все необходимое для хозяйства. Главное условие — чтобы в итоге появился источник дохода от продажи сельхозпродукции;

— субсидия на открытие своего дела.

Социальный контракт на бизнес можно заключить только единожды. Второй шанс законом не предусмотрен.

Контракт должен включать в себя такую информацию:

— срок его действия;

— виды предоставляемой помощи;

— размеры предоставляемой помощи.

— программу социальной адаптации. Она идет как приложение к соглашению. Включает в себя мероприятия, которые обязательно должен исполнить получатель субсидии.

Конкретную информацию об условиях выплаты региональное законодательство устанавливает самостоятельно. 

Кому положен соцконтракт

К лицам, имеющим право на заключение данных соглашений, предъявляют следующие требования:

—  они должны быть гражданами РФ;

— гражданин должен быть зарегистрирован в том регионе, в котором он обращается за помощью;

— доход у кандидата (семьи) на момент обращения должен быть менее прожиточного минимума по его региону. Также нужно учитывать и другие особенности. Если речь идет о семье, будет учитываться также имущество, которым она владеет. Кроме того, в расчет берут весь доход семьи, детские пособия и другие выплаты;

— если лицо является ИП или имеет статус самозанятого, основное требование будет тем же. В частности, доход за последние три месяца у них должен быть меньше прожиточного минимума по региону;

— если гражданин признан безработным на момент подачи заявления, то заработок за последние три месяца не будет учитываться. Но это правило установлено для лиц, ставших безработными после 01.03.2022. При этом Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 № 410 утратило силу 31 декабря 2022 года.

Резюмируя, можно сказать следующее. Соцконтракт положен как отдельным лицам (одиноко проживающим), так и малоимущим семьям. При этом одновременно должны быть соблюдены вышеперечисленные требования. Также нужно учитывать не только основной заработок кандидата, но иные источники его дохода. Если при подсчете дохода лицо (лица) не будет признано малоимущим, в субсидии могут отказать.

Отнесение граждан к малоимущим лицам происходит после расчета среднедушевого дохода. В нем учитывают размер доходов членов семьи (одинокого гражданина) за три последних календарных месяца. Месяцы должны предшествовать тому месяцу, в котором подано заявление. В расчет включают как денежные выплаты, так и доходы в натуральной форме. В состав доходов также входят пенсионные выплаты, стипендии, пособия. Вместе с тем не учитывается государственная помощь как в денежном так и натуральном виде. Также не учитывают единовременные страховые выплаты.

К членам семьи относятся:

— супруги;

— дети с родителями, а также усыновители с усыновленными;

— братья и сестры;

— пасынки с падчерицами. 

Сколько можно получить по государственному социальному контракту

Сумма, которую можно получить в рамках данного проекта, сейчас составляет 350 тыс. рублей. Однако так было не всегда. В частности, до 01.07.2022 такие выплаты не превышали 250 тыс. рублей. Изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2022 № 1160.

Если у вас социальный контракт другого характера, то и суммы субсидий будут другими. Так, например:

— если ваша работа заключается в ведении личного подсобного хозяйства, вам выделят 200 тыс. рублей;

— если это помощь малоимущим семьям, это может быть стипендия на период обучения в размере 12 792 рублей (Постановление правительства Москвы от 16.12.2022 № 2885-ПП);

— если это обучение новой профессии или переквалификация, субъект выделит 30 тыс. рублей;

— иные суммы выплат (в зависимости от соцконтракта). 

Документы для социального контракта

Требования к документам могут быть разными, так как каждый субъект вправе устанавливать свои правила. Поэтому данную информацию лучше уточнить в своем регионе. Эту информацию вам предоставит ваш орган социальной защиты.

Заключить контракт можно через госуслуги или через портал «Мой бизнес». Однако такая возможность есть не в каждом регионе. Поэтому вам нужно проверить эти данные в зависимости от вашего местонахождения. Если такой возможности нет, документы нужно будет представить лично в соцзащиту или МФЦ.

Срок рассмотрения заявления, как правило, составляет десять дней, в некоторых случаях тридцать дней. У работников соцзащиты в ходе рассмотрения могут возникнуть вопросы. Зачастую это касается сметы.

По общему правилу могут понадобиться следующие документы:

— бланк, который необходимо заполнить;

— заявление о предоставлении социальной помощи;

— сведения о доходах, расходах и прочая финансовая информация (к примеру, о налогах);

— копии паспортов и свидетельств о рождении (для лиц младше 14 лет);

— страховое свидетельство;

— свидетельство о браке;

— справка из ГИБДД о наличии транспортных средств;

— документы, подтверждающие потерю трудоспособности;

— подтверждение регистрации по местожительству;

— выписка с банковскими реквизитами;

— согласие на обработку персональных данных;

— справки с данными о наличии того или иного имущества;

— также обычно запрашивается бизнес-план (не во всех регионах). О том, как его составить, мы еще подробнее изложим в следующем разделе.

Чтобы получить необходимую помощь, целесообразно действовать согласно следующему алгоритму.

1. Выясните, относитесь ли вы к категории лиц, имеющих право на субсидию. Для этого изучите законодательство вашего региона. Также узнайте размер вашего прожиточного минимума.

2. Подготовьте перечень документов, которые вам нужно представить. В каждом регионе свои требования. Примеры документов, которые могут понадобиться, мы приводили ранее. Некоторые документы орган социальной защиты получает самостоятельно, в порядке межведомственного взаимодействия.

3. Подайте заявление и перечень документов в министерство социального развития вашего региона. Документы подаются по месту жительства (пребывания).

Заявление можно подать тремя способами:

— лично;

— с помощью почтового отправления;

— в электронной форме.

При этом сведения об услугах будут размещены в личном кабинете на госуслугах, независимо от способа обращения.

Дождитесь решения о назначении помощи или об отказе. В случае отказа обжалуйте его в вышестоящем органе или суде.

4. Заключите  контракт. Документ заключается в двух экземплярах. Подписи ставят заявитель и руководитель территориального подразделения Минсоцразвития (или уполномоченное им лицо).

Документ заключается на определенный срок. При выдаче субсидии на бизнес срок составляет 12 месяцев.

Заключение данного соглашения предполагает для сторон определенные обязательства. Орган соцзащиты должен выплатить деньги, а гражданин — открыть свое дело.

При неисполнении обязательств контракт может быть расторгнут. Если вы считаете его расторжение или прекращение выплат незаконными, данные действия можно обжаловать в тех же инстанциях. 

Как написать бизнес-план

Данный документ нужен для того, чтобы доказать необходимость предоставления субсидии. В нем должно быть точно и подробно описано, как гражданин (семья) сможет выйти на постоянный заработок. Соответственно, нужно будет составить определенный расчет, исходя из вашей ситуации и суммы субсидии. Не запрещено также запрашивать сумму субсидии в меньшем размере, чем 350 тыс. рублей.

Рекомендуется включить в бизнес-план следующие условия:

— род деятельности, которой вы будете заниматься;

— ваши данные. Ф.И.О., телефон, электронную почту и так далее;

— содержание данного плана;

— описание важности и необходимости социуму вашей деятельности;

— описание ваших возможностей, навыков и образования для успешного открытия такого бизнеса. Сюда можно добавить, чего именно вам не хватает, чтобы стартовать;

— укажите срок, в течение которого вы сможете реализовать план;

— опишите потенциальные риски такого бизнеса;

— обоснуйте, почему нужна именно требуемая сумма;

— проведите аналитику рынка и конкуренции в данном направлении. В частности, осуществите мониторинг обстановки в вашем регионе. Чем вы будете отличаться от конкурентов, как будете привлекать клиентов. Опишите достоинства и недостатки — ваши и других лиц;

— каким образом вы будете реализовываться. То есть как будет продвигаться ваш проект с точки зрения маркетинга и за счет каких ресурсов. В частности, какие будут площадки для рекламы, скидки, акции, конкурсы и прочее;

— перечислите ваши документы об образовании, лицензии, свидетельства, удостоверения и так далее. Приложите копии этих документов. Это нужно, чтобы подтвердить ваши навыки в выбранном вами направлении;

— создайте смету. Очень важно, чтобы наглядно продемонстрировать, куда будут направлены деньги от полученной субсидии. Удобнее сделать это отдельным документом, который пойдет как приложение к плану. Обычно его составляют в табличном варианте. В нем целесообразно указать, какие товары вы хотите приобрести. И рассмотреть дешевые и дорогие аналоги таких товаров. Это нужно, чтобы вы обосновали, почему товары приобретаются именно по такой цене. Этим вы подтвердите, что деньги будут использованы с умом, а не потрачены неосмотрительно;

— укажите финансовую составляющую. В частности, какая планируется выручка, какие будут расходы, налогообложение и прочее. Напишите предполагаемую сумму дохода, потому что невозможно предугадать, сколько вы получите денег в итоге. Главное, чтобы это была разумная сумма, а не фантазии. Опишите показатели роста прибыли за каждый год и так далее;

— распишите информацию о системе налогообложения, которую выбрали. В частности, ОСН, УСН (если упрощенка, то какого вида), патент, самозанятость. Какие процентные ставки и прочее.  

Как можно потратить субсидию: примеры

Если в отношении вас принято положительное решение, вам будут перечислены денежные средства. Как правило, для этого необходимо иметь карту «Мир». Эти средства НДФЛ не облагаются.

Полученные деньги можно потратить на разные покупки. Исчерпывающего перечня нет. Однако такие покупки должны быть обоснованными с точки зрения бизнеса.

Например, вы можете потратить средства на следующее:

— оборудование;

— инструменты;

— некоторые предметы интерьера;

— расходные материалы;

— транспортное средство;

— аренда недвижимости (есть ограничения по сумме);

— иногда можно использовать средства в рекламных целях (но вопрос спорный);

— иные расходы, которые вы сможете обосновать. То есть такие покупки совершаются с целью использования их в дальнейшей предпринимательской деятельности. 

Причины отказа

Рассмотрим случаи, когда гражданину (семье) может быть отказано в заключении контракта. В частности, такое происходит, если лицо (семья) не признано малоимущим. То есть доход превышает прожиточный минимум. Или же он владеет дорогостощим имуществом. Это может быть машина, квартира (дом), земельный участок и так далее. Это основная причина отказа, который должен быть выражен в письменном виде.

Также проблемы с соцзащитой могут возникать в таких случаях:

— было нарушение правил программы. Например, когда доход от деятельности не превышает сумму зарплаты, которую участник получал ранее. Основная часть получаемого дохода должна происходить из нового бизнеса;

— дело не просуществовало одного года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2394).

Если вы не согласны с отказом, то можно обжаловать такое решение в вышестоящем органе, коим является Министерство социальной защиты по региону. Обращение может быть отправлено через официальный сайт организации или лично. 

Последствия невыполнения условий контракта

Основное последствие, которое грозит малоимущему лицу, это расторжение контракта. Оно влечет за собой возврат денежных средств государству.

Кроме того, в период действия контракта  надзорные органы могут проверять реальность вашего бизнеса, обоснованность ваших покупок и задавать вопросы. Вы должны быть готовы к такому контролю.

Также не забывайте направлять отчеты о доходах, чтобы не допустить нарушения условий соглашения.

Если органы социальной защиты заподозрят вас в том, что деньги использованы не по назначению, контракт может быть расторгнут по их инициативе. Но это не единственная причина расторжения. Могут быть и другие случаи:

— лицо (семья) продало купленные товары по смете;

— бизнес в течение года был закрыт;

— гражданин (семья) переехал на постоянное место жительства за пределы РФ;

— кандидатом были предоставлены недостоверные данные о доходах (имуществе).

Контракт также может быть расторгнут в любой момент по инициативе гражданина. Но в таком случае он должен вернуть предоставленные средства. 

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь