Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Учет полученных грантов

Гражданское законодательство допускает, что при определенных обстоятельствах участник компании может быть исключен из его состава. В данном материале разъясняется, кто может инициировать подобную процедуру, в каких случаях она возможна и что нужно, чтобы суд удовлетворил соответствующий иск.

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Программы получения грантов
  2. НДС при получении грантов
  3. Налог на прибыль при получении грантов
  4. Получение грантов в бухгалтерском учете

Программы получения грантов

Грант — это один из видов господдержки, которая предоставляется юрлицам или гражданам, как правило, на конкурсной основе для выполнения целевых проектов.

Понятие «грант» определено в статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Гранты — это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно получателям на осуществление конкретных научных, научно-технических, инновационных программ и проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Цель грантового финансирования — коммерциализация идеи бизнес-проекта.

Гранты выдают государство, некоммерческие фонды, коммерческие компании, частные лица.

Программы получения грантов для бизнеса могут быть:

а) федеральными,
б) региональными,
в) зарубежными.

Программы грантовой поддержки классифицируются также исходя из того, кто является получателем средств.

Грантополучателями могут быть:

а) стартапы. К примеру, гранты получают начинающие предприниматели в возрасте до 25 лет, компании — представители «молодого» бизнеса, которому исполнилось не более года или двух лет, в зависимости от условий, предъявляемых грантодателями;
б) «зрелые» компании и ИП, действующие в течение определенного срока, установленного грантовой программой.

При этом грантовые программы, как правило, предъявляют и другие специальные требования к получателям финансирования.

К примеру, заявители должны:

а) соответствовать критериям, установленным для микропредприятий, представителей малого или среднего бизнеса, НКО. Поэтому перед подачей заявки на получение поддержки компания должна убедиться, что находится в соответствующем реестре — субъектов МСП или СОНКО;
б) не находиться в процессе ликвидации, реорганизации;
в) не проходить процедуру банкротства;
г) не иметь в числе учредителей компаний с госучастием либо офшорных компаний;
д) не иметь просроченных долгов перед федеральным бюджетом или бюджетом региона.

Особенность грантового финансирования — определение властями приоритетных сфер деятельности, представители которых получают поддержку.

Исходя из сферы деятельности, на развитие которой предоставляется средства, грантовые программы могут предназначаться, к примеру, для:

а) компаний IТ-сферы, в том числе в сфере НИОКР, цифровизации;
б) представителей медицинской, химической промышленности, биотехнологий;
в) сельскохозяйственных компаний;
г) представителей туриндустрии, в том числе занимающихся организацией агротуризма;
д) социальных предпринимателей.

Перечень целей финансирования за счет гранта зависит от конкретной программы.

Средства гранта разрешается использовать на различные цели, перечисленные грантодателями. Как правило, они связаны с созданием и открытием бизнеса. Это могут быть аренда и ремонт помещения, покупка оборудования и материалов, реклама и т.д.

Если грант предназначен для сферы социального предпринимательства, бизнес-проект должен ориентироваться на общественно полезную цель.
По общему правилу не разрешается использовать деньги на покупку автомобилей, недвижимости или оплачивать ими кредиты.
Отметим, что существует еще один вид господдержки — субсидирование.

Основное различие между субсидиями и грантами заключается в том, что первые предоставляются на возмещение уже потраченных затрат, а вторые — на реализацию будущих проектов.

То есть для получения субсидии вначале осуществляются затраты на реализацию проекта и только потом происходит их последующее возмещение, а гранты подразумевают получение средств для дальнейшего их освоения в рамках целевого проекта.

В то же время законодательство предусматривает и такую форму финансирования, как «грант в форме субсидии». О таком способе поддержки идет речь в постановлениях Правительства от 25.10.2023 № 1782, 1781, 1780.

Его особенность — предоставление денежных средств по итогам конкурса.

Грант в форме субсидии подлежит возврату в не освоенной в установленный срок части, если это предусмотрено соглашением (договором) или порядком его предоставления (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.07.2020 № Ф05-10953/2020).

НДС при получении грантов

Налоговая база по НДС увеличивается на суммы, поступившие за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги в виде финансовой помощи, на пополнение фондов спецназначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Грантовые средства не связаны с реализацией. Они предназначены для компенсации затрат грантополучателей, израсходованных на реализацию целевых проектов (ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Таким образом:

а) передача грантовых средств у передающей стороны (грантодателя) не признается объектом налогообложения по НДС;
б) получение средств грантополучателями не учитывается при определении налоговой базы по НДС, если такие средства не связаны с оплатой реализованных товаров, работ, услуг, имущественных прав.

В связи с тем, что грантовые средства не включаются в налоговую базу по НДС, «входной» НДС не принимается к вычету (пп. 1 п. 2 ст. 170, пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Минфин пояснил также особенности уплаты НДС при получении компанией средств в виде гранта-субсидии (письмо Минфина РФ от 18.02.2025 № 03-07-11/14858).

Бюджетные субсидии могут как учитываться при исчислении налоговой базы по НДС, так и нет. Все зависит от целей предоставления таких средств, установленных в соглашении.

В налоговую базу включаются субсидии, которые получены в счет оплаты товаров, работ, услуг, реализуемых с НДС. При этом НДС, предъявленный поставщиками товаров, работ, услуг, которые используются для производства или реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в общем порядке.

Субсидии, направленные на финансирование затрат на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе имущественных прав, ОС, НМА, не учитываются при определении налоговой базы по НДС. Поскольку в этом случае не имеет значения, приобретены активы за счет субсидии или она компенсирует произведенные затраты. Ни в том, ни в другом случаях объект налогообложения не возникает.

В случае приобретения товаров, работ, услуг, в том числе ОС, НМА, имущественных прав, за счет гранта в форме субсидии из бюджета, предъявленные суммы НДС вычету не подлежат, а в случае принятия к вычету НДС по приобретенным товарам, сумма налога восстанавливается (п. 2.1 ст. 170, пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Если документами о предоставлении субсидий на возмещение затрат предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров, работ, услуг без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС, появляется право принять налог к вычету и не восстанавливать суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет указанных субсидий.

Налог на прибыль при получении грантов

В целях налога на прибыль грантовое финансирование относится к целевым поступлениям, которые не учитываются при определении налоговой базы (п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом доходами в виде грантов, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, признаются только те средства или иное имущество, которые соответствуют следующим установленным условиям:

а) предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах;
б) грантодателями выступают российские физлица, НКО, институты инновационного развития и другие организации, осуществляющие поддержку госпрограмм и проектов за счет бюджетных субсидий, а также иностранные и международные организации и объединения, список которых утвержден кабмином;
в) средства выделяются на реализацию конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, соцобслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
г) финансирование предоставляются на условиях, определяемых грантодателем. Обязательным условием предоставления средств является отчетность грантополучателя об их целевом расходовании.

Таким образом, доход грантополучателя не учитывается в целях налогообложения прибыли только в том случае, если денежные средства соответствуют требованиям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (письма Минфина РФ от 12.08.2025 № 03-03-05/77982, от 29.07.2025 № 03-03-07/73212).
Соблюдение установленных подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса требований обязательно для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по УСН. Если эти условия не соблюдаются, полученные денежные средства или иное имущество не признаются грантами для целей применения УСН (письмо Минфина РФ от 12.08.2022 № 03-11-06/2/78810).

При этом полученные средства не учитываются в доходах, а затраты, произведенные за их счет, не учитываются в расходах и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (письмо Минфина РФ от 31.01.2025 № 03-03-06/1/8616).

На грантополучателей, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве такого финансирования.

При отсутствии раздельного учета средства включаются в налогооблагаемые доходы с даты их получения.

Получение грантов в бухгалтерском учете

В бухучете грантовая поддержка квалифицируется как средства целевого финансирования. Для их учета необходимо использовать счет 86.

Поступление таких средств в бухучете отражается проводками:

— Дебет 76 — Кредит 86 — в части задолженности инвестора по предоставлению средств в рамках целевого финансирования;
— Дебет 51 — Кредит 76 — в части получения средств целевого финансирования от грантодателя.

Далее в бухучете делают проводки:

а) Дебет 08 – Кредит 60 — отражены затраты на приобретение объектов ОС;
б) Дебет 01 – Кредит 08 — приобретенный актив включен в состав ОС;
в) Дебет 86 – Кредит 98 — полученное финансирование включено в доходы будущих периодов;
г) Дебет 60 – Кредит 51 — компания рассчиталась за купленный актив.

Начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объектов ОС, в течение срока его полезного использования компания ежемесячно делает проводку по начислению амортизации: Дебет 20 (23, 25, 26) – Кредит 02.

В размере суммы амортизационных отчислений по принятым к учету активам компания признает прочий доход в сумме начисленной амортизации. В бухучете это отражается проводкой Дебет 98 – Кредит 91-1.

"Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете"

Бесплатный электронный сборник содержит необходимые документы, шаблоны, рекомендации специалистов с учетом требований налоговых органов.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь