Один из важных элементов эффективного управления затратами, в том числе управленческими, — их правильная идентификация и классификация. Это позволит корректно наладить налоговый учет. О том, что предусмотреть при учете управленческих издержек, изложено в статье.
Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила; редактор: Чапис Елена
Содержание
- Управленческие расходы: что это
- Что входит в управленческие расходы
- Разница между коммерческими и управленческими расходами
- Виды управленческих расходов
- Как рассчитываются управленческие расходы
- Управленческие расходы и себестоимость продукции
- Управленческие расходы и себестоимость продаж
- Процент управленческих расходов в выручке или себестоимости: существуют ли ограничения
- Распределение управленческих расходов
- Управленческие расходы: счета учета, проводки
- Управленческие расходы в учете налога на прибыль: нюансы
- Управленческие расходы в отчете о финансовых результатах
Управленческие расходы: что это
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым по налогу на прибыль, относятся в том числе управленческие (пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ).
К ним относятся только издержки, связанные:
а) с управлением юрлицом или его отдельными подразделениями;
б) приобретением услуг по управлению компанией или ее отдельными подразделениями.
Никаких дополнительных условий учета указанных затрат НК не устанавливает — ни ограничений по разрешенным к учету лимитам, ни перечня подтверждающих документов, ни требований о распределении между видами доходов.
Таким образом, данный вид расходов должен удовлетворять только требованиям, предусмотренным ст. 252 НК РФ — управленческие затраты должны быть обоснованными и документально подтвержденными.
Критерий экономической обоснованности расходов не предусматривает оценку понесенных затрат с точки зрения целесообразности, рациональности и эффективности их осуществления. В то же время экономическая оправданность затрат предполагает, что они понесены налогоплательщиком в его собственных интересах.
Вместе с тем подпункт 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ говорит в основном об издержках, связанных с передачей полномочий управления компанией. Однако на практике состав таких затрат не ограничивается лишь расходами на управление предприятием.
Управленческие расходы иначе называются административно-хозяйственными или общехозяйственными.
Общехозяйственные расходы (ОХР) — это издержки, которые не связаны с производством, но необходимы для обеспечения деятельности организации в целом.
Что входит в управленческие расходы
Налоговый кодекс не перечисляет, какие виды расходов входят в состав управленческих.
Под управленческими, как правило, подразумевают следующие траты на содержание бизнеса:
а) аренда офиса и платежи за ЖКХ, оплата связи, Интернета, содержание охранно-пропускной системы;
б) затраты на IТ-инфраструктуру и ПО;
в) заработная плата управленческого и административного-хозяйственного персонала;
г) налоги на ФОТ административного-хозяйственного персонала;
д) услуги информационного, консультационного, юридического, аудиторского характера;
е) транспортные расходы административного-хозяйственного персонала;
ж) представительские и командировочные расходы руководящего состава;
з) обслуживание офиса — чай, кофе, канцелярия, содержание офисной оргтехники.
На величину управленческих издержек не влияет объем выпускаемой продукции. То есть речь идет о тратах, которые не связаны напрямую с производством продукции. Однако без них бизнес не может функционировать.
При этом состав управленческих трат варьируется в зависимости от учетной политики организации и отраслевых особенностей.
Разница между коммерческими и управленческими расходами
Управленческие издержки не идентичны коммерческим.
Коммерческие расходы — это издержки на продажу товаров, работ или услуг. То есть все, что бизнес тратит, чтобы донести продукт до конечного потребителя. Их состав определяется деятельностью компании.
Если бизнес относится к производственной сфере, коммерческими являются затраты:
а) на упаковку продукции, доставка, страхование при транспортировке и другие подобные издержки;
б) хранение товаров;
в) рекламу и оплату иных услуг, связанных с продвижением продукции.
Если деятельность компании относится к сфере продаж, коммерческими затратами признаются все издержки, связанные с торговлей. К примеру, траты:
а) на закупку и доставку продукции,
б) аренду торговых площадей и складов,
в) зарплату продавцам,
г) рекламу,
д) затраты на ремонт по гарантии,
е) отгрузку продукции.
Коммерческие издержки влияют на финансовые результаты и прибыль компании. При этом они напрямую связаны с объемом продаж — чем активнее работает компания, тем выше эти расходы.
Виды управленческих расходов
Управленческие затраты классифицируются:
а) на связанные с активами предприятия — амортизационные начисления, арендная плата, затраты на ремонт ОС и содержание помещений административного персонала;
б) расходы на развитие компании. К примеру, это зарплата сотрудникам управленческого состава, представительские, командировочные затраты, реклама, маркетинг.
Также управленческие издержки можно подразделить на условно:
а) постоянные. Это затраты, не связанные с объемами производств или продаж, к примеру, арендная плата. Они возникают даже при простое;
б) переменные — которые напрямую связаны с оборотом компании. К примеру, зарплата продавцов, установленная в процентах от продаж.
Разделение затрат на условно-постоянные и условно-переменные применяется при планировании и анализе себестоимости продукции.
Управленческие издержки можно разделить:
а) на обязательные, которые всегда осуществляются в целях функционирования предприятия. К примеру, на аренду офиса, бухгалтерию, юридическое сопровождение;
б) дополнительные, которые можно сокращать, исходя из финансового результата деятельности. Например, командировочные, представительские затраты, на рекламу, обучение персонала.
Компания может классифицировать отдельные виды управленческих расходов по местам их возникновения. К примеру, издержки на ФОТ управленцев цехами, вспомогательными, обслуживающими производствами и хозяйствами.
Как рассчитывают управленческие расходы
Единой методики расчета управленческих издержек нет. Каждое предприятие самостоятельно определяет политику учета исходя из специфики своей деятельности.
Так, управленческие затраты определяются:
а) из общей суммы расходов и отдельных статьей затрат;
б) издержек на единицу продукции и количества произведенной продукции;
в) базового уровня расходов, прогнозируемого уровня инфляции, планируемого роста прибыли, коэффициента оптимизации расходов — при подсчете планируемых расходов;
г) затрат, формирующих себестоимость продукции и коммерческих расходов — для оценки эффективности управленческих издержек.
На величину управленческих издержек может повлиять изменение численности административно-управленческого персонала, зарплаты, стоимости аренды офиса, тарифов на услуги связи.
Как правило, управленческие издержки носят условно-постоянный характер, поскольку их связь с объемом производства незначительна.
Однако при расширении производства объем управленческих трат на единицу товара может снижаться, что увеличит прибыль компании.
Управленческие расходы и себестоимость продукции
Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных с производственным процессом, предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы».
При этом рекомендуется разграничивать общехозяйственные и управленческие расходы на разных субсчетах счета 26.
По общему правилу управленческие затраты не учитываются в себестоимости запасов (пп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н (далее — ФСБУ 5/2019).
Исключение – управленческие затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Такие расходы можно включать в себестоимость продукции, работ и услуг, незавершенного производства (письма Минфина РФ от 11.02.2022 № 07-01-09/9702, от 18.11.2021 № 07-01-09/93330).
При этом фонд «БМЦ» отмечает, что управленческие затраты не считаются эквивалентом понятию общехозяйственных, поскольку могут в отдельных случаях быть связанными с получением (приобретением, производством) запасов (рекомендация «Общепроизводственные и общехозяйственные затраты» от 10.04.2025 № Р-171/2025).
К примеру, если ОХР заказчик возместит ожидаемо, то они признаются прямыми затратами и включаются в стоимость запасов. В этом случае затраты обеспечивают получение экономических выгод в будущем, поэтому их квалификация в качестве общехозяйственных утрачивает значение. Такой порядок надо предусмотреть в учетной политике.
Управленческие расходы и себестоимость продаж
По общему правилу управленческие издержки стоимость НЗП и готовой продукции не формируют и списываются в себестоимость продаж в том периоде, в котором они понесены (пп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019).
Если управленческие траты связаны с производством, их списывают на счета учета производственных затрат в конце отчетного периода (пп. 23, 24 ФСБУ 5/2019).
В случае когда затраты связаны сразу с несколькими видами выпускаемой продукции, их распределяют по номенклатуре групп производства пропорционально критериям, предусмотренным в учетной политике. К примеру, зарплате или выручке от продаж по наименованиям товаров (п. 25 ФСБУ 5/2019).
Процент управленческих расходов в выручке или себестоимости: существуют ли ограничения
Нормативно установленных лимитов по учету управленческих издержек нет. Каждое предприятие самостоятельно решает, как рассчитывать и списывать эти затраты.
К примеру, можно нормировать управленческих затраты определенным процентом от ФОТ или численности основного производственного персонала.
На практике, как правило, управленческие расходы в производственной сфере не превышают 10 процентов от себестоимости продукции, а в торговых фирмах доходят до 25 процентов от себестоимости продаж.
Распределение управленческих расходов
ОХР носят косвенный характер, поэтому распределяются по окончании учетного периода:
а) при выпуске одного вида продукции — все издержки переносятся на этот вид продукции целиком;
б) если выпускается несколько видов продукции — издержки распределяются пропорционально.
Зачастую распределение осуществляется по зарплате рабочих, занятых в производстве.
Пример распределения управленческих расходов исходя из ФОТ.
Управленческие издержки компании составляют 18 млн рублей, в том числе:
а) база по ФОТ управленцев производственных подразделений (кроме зарплаты производственного персонала) составляет 6 млн рублей;
б) аренда административных площадей, ремонт помещений для административных нужд — 5 млн рублей;
в) затраты на служебные поездки, в том числе транспортные и на проживание — 4 млн рублей;
г) издержки на оплату услуг ЖКХ, телефонии, Интернета, мобильной связи, почтовых услуг, канцтоваров, офисную технику, бытовую химию, кофе, воду для офисного пользования, а также прочие нужды, необходимые для бесперебойной работы — 3 млн рублей.
При выпуске продукции затраты распределяются следующим образом:
а) по продукту A — 3 млн рублей, что составляет 50 процентов от ФОТ (3 / 6,0);
б) по продукту B — 1,8 млн рублей, то есть 30 процентов от ФОТ (1,8 / 6,0);
в) по продукту С — 1,2 млн рублей, то есть 20 процентов от ФОТ (1,2 / 6,0).
Управленческие расходы распределятся следующим образом:
а) по продукту A — 9 млн рублей (18 млн × 50 %);
б) продукту B — 5,4 млн рублей (18 млн × 30 %);
в) продукту C — 3,6 млн рублей (18 млн × 20 %).
Если предприятием выпущено:
а) 3 тыс. шт. продукта A, издержки составляют 3 тыс. руб./шт. (9 млн руб. / 3 тыс. шт.);
б) 5 тыс. шт. продукта В, издержки составляют 1,08 тыс. руб./шт. (5,4 млн руб. / 5 тыс. шт.);
в) 500 шт. продукта С, издержки составляют — 7,2 тыс. руб./шт. (3,6 млн руб. / 500).
Управленческие расходы: счета учета, проводки
ОХР в течение отчетного периода отражаются по дебету счета 26 проводками:
а) Дебет 26 — Кредит 10 (21) – списаны материалы, израсходованные на общехозяйственные нужды;
б) Дебет 26 — Кредит 70 – начислена зарплата административно-управленческого и общехозяйственного персонала;
в) Дебет 26 — Кредит 60, 76 – учтена в составе ОХР стоимость работ, выполненных сторонними организациями;
г) Дебет 26 — Кредит 69 – начислены взносы с зарплаты административно-управленческого и общехозяйственного персонала;
д) Дебет — 26 Кредит 02 (05) – начислена амортизация по ОС, НМА общехозяйственного и управленческого назначения.
Общехозяйственные затраты аккумулируют на счете 26, с которого по окончании периода их можно:
а) отразить в себестоимости продукции и НЗП, списав в дебет счетов 20, 23, 29 — если издержки относятся к производству (пп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019);
б) списать издержки в дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж» в себестоимость продукции того отчетного периода, в котором они возникли (пп. «б» п. 18, пп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019);
в) списать в дебет счета 10, 41 — включить в себестоимость приобретаемых или создаваемых запасов, если издержки связаны с их приобретением (созданием) (пп. «б» п. 18 ФСБУ 5/2019).
Стоимость материалов для управленческих нужд признают в периоде их приобретения без предварительного учета на счете 10, если такой порядок отражен в учетной политике (п. 2 ФСБУ 5/2019, п. 7 ПБУ 1/2008).
Запасы для управленческих нужд можно списать сразу на счет 90-2 «Себестоимость продаж» в расходы текущего периода, но можно отражать на счете 26, а в конце месяца списывать на счет 90-2.
В этом случае проводки будут следующими:
а) Дебет 26 — Кредит 60 (76) – отражены запасы, купленные для управленческих нужд, если в учетной политике говорится, что компания не применяет по ним ФСБУ 5/2019;
б) Дебет 90-2 — Кредит 26 – ОХР издержки списаны на расходы текущего периода.
Управленческие расходы в учете налога на прибыль: нюансы
В НК нет понятия «управленческие расходы», поэтому и нет отдельных правил, по которым такие издержки учитываются по налогу на прибыль.
Налоговый учет ОХР зависит от того, к какой группе относятся издержки:
а) материальные отражаются в соответствии со ст. 254 НК РФ;
б) на оплату труда — по ст. 255 НК РФ;
в) на амортизацию ОС и НМА — с учетом ст. 257–259.3 НК РФ;
г) прочие расходы — по ст. 264 НК РФ. В их числе — представительские издержки, на служебные поездки, консультационные услуги, на связь, охрану, аренду, рекламу.
ОХР в налоговом учете учитываются как косвенные.
Управленческие расходы в отчете о финансовых результатах
Управленческие расходы отражаются в ОФР по строке 2220.
Величина показателя с кодом 2220 определяется на основании данных о суммарном за отчетный период дебетовом обороте по счету 90, субсчет 90-2, в корреспонденции со счетом 26.
Полученная величина управленческих расходов указывается в ОФР в круглых скобках.
Вы можете оставить первый комментарий