Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Упущенная выгода: расчет и взыскание

Если одна сторона нарушает договор, она должна возместить другой стороне понесенные ею убытки, то есть имущественные потери. При этом гражданское законодательство выделяет две разновидности таких утрат. В нашем материале речь пойдет об одной из них. Рассмотрим, что понимается под упущенной выгодой и разберем порядок расчета ее величины. Поговорим о том, как можно взыскать данные убытки в виде недополученной прибыли.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание:

  1. Понятие упущенной выгоды
  2. Реальный ущерб и упущенная выгода
  3. Расчет упущенной выгоды
  4. Взыскание упущенной выгоды

Понятие упущенной выгоды

По общему правилу лицо, права которого нарушены, помимо выплаты штрафных санкций, таких как неустойка, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Статья 15 ГК РФ, пункты 12 — 14 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 и п. 2, 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 указывают, что под убытками нужно понимать имущественные утраты субъекта, права которого нарушены. При этом в их состав входят:

  • реальный ущерб, то есть фактически понесенные этим субъектом расходы, издержки, которые он должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также уменьшение цены имущества по сравнению с его стоимостью до нарушения прав;
  • упущенная выгода, которой является неполученная прибыль. На эти суммы могла бы увеличиться имущественная масса субъекта при обычных условиях гражданского оборота, то есть если бы нарушения его прав не случилось. К упущенной выгоде относятся также доходы, которые получил ввиду неправомерного деяния нарушитель.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда ущерб возмещается в меньшем размере. Стороны вправе договориться, что в случае причинения убытков будет возмещаться только реальный ущерб. Довольно часто в договорной практике ограничение ответственности устанавливается следующей фразой: «Косвенные убытки, в том числе упущенная выгода, не подлежат возмещению» или другими аналогичными по смыслу формулировками. Вместе с тем неправильно относить упущенную выгоду исключительно к косвенным убыткам.

Деление убытков на такие виды, как прямые и косвенны, прямо не предусмотрено в отечественном гражданском законодательстве. В правоприменительной практике разграничение прямого и косвенного ущерба основано на оценке причинной связи между противоправным деянием нарушителя и вредом, возникшим у потерпевшей стороны.

Убытки являются прямыми, если причинная связь является естественной, закономерной, неотвратимой, предсказуемой. Другими словами, это ситуации, когда составляющие убытков — реальный ущерб и упущенная выгода — вызваны нарушением права, условий обязательства, правовых норм. Именно к таким последствиям приводит подобное нарушение в обычных условиях оборота.

При косвенных убытках причинная связь между вредом у потерпевшего и неправомерным деянием отсутствует или является недостаточной для привлечения к гражданско-правовой ответственности.

Можно выделить следующие особенности косвенных убытков:

  • они являются вероятностным и случайным последствием правонарушения: могут возникнуть, а могут не возникнуть;
  • имеют отдаленный и побочный характер;
  • вызваны не исключительно правонарушением, а другими сопутствующими правонарушению причинами и обстоятельствами, действиями третьих лиц или бездействием потерпевшего. Правонарушение является лишь одним из ряда эпизодов, которые в совокупности приводят к имущественным потерям;
  • не могут быть спрогнозированы разумным и добросовестным участником гражданского оборота.

Возмещение убытков — это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий, предусмотренных законом. Из содержания статей 15, 393 ГК РФ следует, что лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать:

  • факт нарушения своего субъективного права лицом, к которому предъявлены требования;
  • факт и размер заявленных убытков,
  • наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.

Эти условия применимы к возмещению любого вида убытков.

Упущенная выгода и косвенные убытки относятся к разным категориям. Упущенная выгода отражает имущественные потери лица, чье право нарушено, утрату им возможности получить доходы в будущем из-за правонарушения. В то время как косвенные убытки характеризуют особенности причинной связи между неправомерным поведением и последствиями в виде неполучения дохода.

Когда неполучение дохода является последствием именно противоправных действий и бездействия нарушителя, упущенная выгода должна быть взыскана с него как прямой убыток. Когда доход не получен по другим сопутствующим правонарушению причинам и обстоятельствам, из-за действий третьих лиц или самого потерпевшего, он будет относиться к косвенным убыткам. Покрытие упущенной выгоды за счет нарушителя, если не доказана непосредственная причинная связь с правонарушением, в российском законодательстве и судебной практике исключается. В качестве примера можно привести Определения ВС РФ от 27.12.2019 № 306-ЭС19-26357 по делу № А65-37045/2018 и от 22.05.2020 № 310-ЭС20-7474 по делу № А08-11652/2018.

Реальный ущерб и упущенная выгода

Закон раскрывает определение убытков, то есть имущественных потерь, выраженных в денежной форме через понятия реального ущерба и упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

О том, как определяются убытки, которые должен возместить должник, говорит пункт 2 ст. 393 ГК РФ. Он отсылает нас к норме пункта 2 ст. 15 ГК РФ, характеризующей упущенную выгоду как неполученную прибыль, которую лицо получило бы в обычной ситуации, если бы его права не нарушались. К таким убыткам относятся также доходы, которые получил субъект, нарушивший право. Так, если лицо не получило доход по договору перевозки из-за простоя, поскольку автомобиль был в ремонте после аварии, это можно расценить как упущенную выгоду.

При определении упущенной выгоды будут учитываться совершенные кредитором меры, направленные на ее получение и сделанные для этого приготовления (п. 4 ст. 393 ГК РФ, п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7). Однако это не означает, что в состав подлежащих компенсации убытков войдут лишь затраты на такие меры и приготовления (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).

Можно потребовать компенсацию убытков, если не получилось сдать имущество в аренду из-за того, что арендатор вовремя его не возвратил. Упущенной выгодой будет считаться неполученный доход в виде арендных платежей, если в отношении такого имущества был заключен предварительный договор с третьим лицом (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 № 16674/12).

В отличие от упущенной выгоды реальный ущерб включает в себя (п. 2 ст. 15 ГК РФ, п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25):

  • расходы, фактически понесенные для восстановления нарушенного права. Это могут быть издержки на ремонт;
  • будущие траты, которые потребуется совершить для восстановления нарушенного права;
  • утрату имущества. Имеется в виду не только фактическая утрата собственности, которая произошла, к примеру, в результате сноса, но и лишение права владения, пользования и распоряжения (Определение ВС РФ от 14.08.2018 № 50-КГ18-14);
  • повреждение имущества, которое повлекло уменьшение его цены по сравнению со стоимостью до нарушения обязательства или причинения вреда имуществу, в том числе снижение товарной стоимости. Если для устранения последствий повреждения были закуплены новые материалы, расходы на них по общему правилу также включаются в состав реального ущерба, даже если стоимость имущества увеличилась по сравнению с его ценой до повреждения.

Расчет упущенной выгоды

Чтобы взыскать упущенную выгоду, потребуется доказать вероятные неполученные доходы, которые можно было бы получить, если бы право не было нарушено. Поэтому размер таких убытков обычно является приблизительным. Единой формулы для подсчета упущенной прибыли нет. Чтобы определить величину таких убытков, можно воспользоваться одним из приведенных ниже вариантов.

Первый способ прямо прописан в гражданском законодательстве — его содержит п. 4 ст. 393 ГК РФ. В этой норме указано, что при определении величины упущенной выгоды нужно учитывать совершенные истцом для ее получения меры и сделанные приготовления. То есть в данном случае потерпевший может представить документы, подтверждающие, что если бы не было нарушения, он с высокой степенью вероятности мог бы получить доход.

Классический пример такого расчета содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 № 16674/12 по делу № А60-53822/2011. Высший орган правосудия рассматривал случай, когда арендатор не вовремя вернул арендодателю помещение. Из-за этого арендодатель не смог сдать помещение в аренду третьему лицу — банку. Доказательством того, что арендодатель действительно хотел сдать помещение, был предварительный договор аренды. При этом банк уже оплатил по этому договору аванс, который пришлось вернуть. Банк и арендодатель составили соглашение о расторжении предварительного договора, в котором указали, что договор аренды не может быть заключен арендодателем в установленный срок. В результате ВАС РФ взыскал с арендатора упущенную выгоду в размере арендной платы по сорванному договору.

Еще один пример содержится в Определении ВС РФ от 07.12.2015 по делу № 305-ЭС15-4533. В данной ситуации фармацевтическая компания и дистрибьютор заключили договор сроком на пять лет, согласно которому дистрибьютор инвестировал финансы в разработку и производство лекарственного препарата, а фармацевтическая компания должна была на протяжении этого срока поставлять лекарственный препарат по заявкам дистрибьютора. Со стороны дистрибьютора обязательства были выполнены надлежащим образом, а вот фармацевтическая компания поставки препарата не осуществила. В исковых требованиях дистрибьютор определил упущенную выгоду на основании заключенного между сторонами бонусного соглашения. По условиям этого соглашения для увеличения объемов продаж фармкомпания обязалась выплатить дистрибьютору бонусы в размере 16,5 процента от суммы заключенного договора. Дистрибьютор обосновал размер упущенной выгоды тем, что, если бы его право не было бы нарушено, он мог получить прибыль в размере не меньше 16,5 процента от суммы договора.

При определении убытков суд должен учесть как все потери и ожидаемую прибыль кредитора, так и экономию кредитора, связанную с тем, что исполнение не состоялось. Так, кредитору не поставили в срок металл, из которого он изготавливает металлоконструкции. В связи с этим кредитор оказался не в состоянии поставить готовую продукцию своим покупателям. Упущенная выгода в таком случае рассчитывается так: из цены неисполненных контрактов на поставку готовой продукции нужно вычесть расходы кредитора на производство такой продукции (Определение ВС РФ от 24.02.2016 № 305-ЭС15-9673 по делу № А40-31079/2014).

Указанный метод расчета упущенной выгоды далеко не единственный. Так, Пленум Верховного Суда пояснил, что описанный способ не означает, что в состав подлежащих возмещению убытков могут входить только расходы на осуществление таких мер и приготовлений (абз. 4 п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25). В обоснование величины упущенной прибыли кредитор может представить не только доказательства совершения определенных мер и приготовлений, но и любые другие доказательства возможности ее извлечения.

Второй способ расчета указан в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7. В этой норме указано, что для расчета упущенной выгоды нужно вычесть из суммы неполученных доходов разумные расходы на их получение. При этом нужно учитывать обычные условия гражданского оборота.

Так, если заказчик предъявил иск к подрядчику о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договора подряда по ремонту здания магазина, ссылаясь на то, что в результате выполнения работ с недостатками он не смог осуществлять свою обычную деятельность по розничной продаже товаров, то расчет упущенной выгоды может производиться так. За основу берутся данные о прибыли истца за аналогичный период времени до нарушения ответчиком обязательства или после того, как это нарушение было прекращено.

Еще в Постановлении от 04.11.1997 № 3924/97 Президиум ВАС РФ пояснил, что сумма убытков в виде упущенной выгоды должна быть установлена, отталкиваясь от размера дохода, который мог бы получить истец при нормальном производстве и реализации хлебобулочных изделий за период вынужденного простоя. При этом нужно вычесть издержки, которые тот понес в результате остановки производства.

Обычно взыскатели используют для расчета результаты предыдущих периодов. Предполагаемые доходы следует уменьшить на ожидаемые расходы: зарплату сотрудникам, налоговые платежи, оплату коммунальных услуг, выплаты контрагентам.

При таком способе формула для расчета упущенной выгоды выглядит так: упущенная выгода = потенциальный доход — потенциальные расходы.

Так, если не был получен доход от арендных платежей, из них нужно вычесть коммунальные платежи и налог на имущество. Все суммы вычитаются пропорционально периоду, во время которого доход не получался.

Вычет затрат из суммы предполагаемых доходов осуществляется только в том случае, если они фактически не были понесены потерпевшим.

Приведем случай из судебной практики, изложенный в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2018 № Ф06-18601/2017 по делу № А06-5477/2016. Перевозчик заключил с автовокзалом договор оказания услуг, по которому автовокзал обслуживает пассажиров перевозчиков и регулирует процесс перевозок. Из-за того, что в период с 19.02.2015 по 21.05.2015 автовокзал отказался выполнять договор, перевозчик не мог осуществлять предпринимательскую деятельность и понес убытки в виде упущенной выгоды. Обращаясь в суд, перевозчик рассчитал убытки, исходя из доходов, полученных от продажи билетов ответчиком за аналогичные периоды с 19.02.2013 по 21.05.2013 и с 19.02.2014 по 21.05.2014, с учетом коэффициента роста цен 1,099. Перевозчик пояснил, что он был вправе рассчитывать на применение новых тарифов, поэтому предполагаемый доход в спорный период мог бы увеличиться на коэффициент роста цен. Из полученной суммы перевозчик вычел комиссионное вознаграждение, которое должен был получить автовокзал.

Автовокзал же заявил, что для расчета упущенной выгоды надо из предполагаемых доходов поставщика вычесть его предполагаемые расходы, а это не только комиссионное вознаграждение. В ответ поставщик представил документы, подтверждающие, что он уже понес расходы для получения дохода от перевозки пассажиров на закрепленном маршруте. Так перевозчик предоставил суду согласованную маршрутную документацию, платежные документы по заправке автобусов топливом в достаточном количестве для поездки из Краснодара в Астрахань и обратно, документы о прохождении водителями медицинского освидетельствования, об уплате налогов, страховых взносов и выплате зарплаты, лицензию, свидетельства о регистрации прав на автобусы. В результате суд решил, что раз поставщик уже понес издержки, их вычитывать из суммы неполученных доходов необоснованно.

Третий способ расчета указан в абзаце 2 пункта 2 статьи 15 ГК РФ. Согласно этой норме если лицо получило доходы вследствие нарушения прав другого, то пострадавший субъект вправе требовать компенсацию величиной не меньше, чем такие доходы. Данный вариант расчета можно использовать в ситуации, когда продавец недвижимости уклоняется от ее передачи покупателю и при этом сдает ее в аренду третьим лицам. В этом случае полученная продавцом арендная плата будет признана упущенной выгодой покупателя (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2016 по делу № А53-34671/2015).

Но приведенный способ можно использовать и в более запутанных ситуациях. Пример можно найти в Определении Верховного Суда от 07.05.2018 по делу № А32-21933/2015. Гостиница заключила с управляющей компанией договор оказания услуг, по которому компания управляла гостиницей и получала за это базовое вознаграждение — часть прибыли от ее дохода. Затем собственник гостиницы отстранил компанию от управления. Началась судебная тяжба, в результате которой суд решил, что собственник получил доход в виде экономии на базовом вознаграждении. Вознаграждение было взыскано как упущенная выгода компании.

Дополнительно для расчета неполученной прибыли можно использовать временную методику определения размера ущерба (убытков), которая является приложением к письму Госарбитража СССР от 28.12.1990 № С-12/НА-225. Но при этом нужно учитывать действующее законодательство и актуальную судебную практику.

Порядок расчета упущенной выгоды может быть также определен в договоре. В этом случае придется ориентироваться на него.

Взыскание упущенной выгоды

Чтобы взыскать упущенную выгоду, нужно обратиться в суд. При этом придется доказывать, что были приняты меры и совершены приготовления для получения прибыли, а также, что имелась возможность ее получить (п. 4 ст. 393 ГК РФ, п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7).

Поскольку величина упущенной выгоды обычно указывается приблизительно, у истца может не получиться вычислить ее с необходимой долей достоверности. Само по себе это не будет считаться основанием для отказа в иске (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25). Суд в этом случае сам определит неполученную прибыль (п. 5 ст. 393 ГК РФ). Истец в такой ситуации должен представить суду доказательства того, что упущенная выгода действительно возникла, а его затруднения сопряжены именно с точностью расчета ее величины. Но в любом случае лучше всего предложить суду свой вариант вычислений, а также использовать все правовые возможности, чтобы доказать упущенную выгоду (ст. 65 АПК РФ, ст. 56 ГПК РФ). Так, можно заявить о назначении судебной экспертизы для установления наиболее вероятной величины убытков (ст. 82 АПК РФ, ст. 79 ГПК РФ).

Доказательствами упущенной выгоды могут быть:

  • договоры с третьими лицами и связанная с этим переписка. Так, если арендатор не вернул имущество после прекращения договора аренды, арендодатель вправе предъявить расторгнутый из-за этого предварительный договор аренды, совершенный с третьим лицом. Это будет способствовать подтверждению того факта, что имели место убытки в виде упущенной выгоды. В качестве примера можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 № 16674/12, где суд учел, что после возврата имущества арендодатель заключил договор аренды с лицом, которое было стороной расторгнутого предварительного договора;
  • банковские документы. В совокупности с договором об открытии расчетного счета такие документы могут подтвердить, что, поскольку финансы не поступили на счет, проценты на остаток средств по счету были начислены в меньшем размере.

Приведенные доказательства должны свидетельствовать о том, что действия, направленные на получение дохода, были совершены, но прибыль не была получена в результате нарушения обязательств. Так, суд может не признать доказательствами приготовлений к получению дохода по конкретному договору данные о сотрудниках, аренде недвижимости и разрешении на выполнение работ. Все это нужно для осуществления обычной хозяйственной деятельности и достижения целей создания юрлица.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь