Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Уровни общего образования в РФ

В статье рассмотрим, сколько уровней образования существует в России на сегодняшний день и какие цели для каждого из них определены законодательством.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Закон об образовании
  2. Цель общего образования
  3. Дошкольное образование
  4. Начальное образование
  5. Основное образование
  6. Среднее образование

Закон об образовании

Образовательная система нашей страны устроена таким образом, что каждый гражданин может обучаться непрерывно. С этой целью частью 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлены следующие образовательные уровни:
• общий,
• профессиональный,
• дополнительный.

В статье детально рассмотрена начальная (общая) образовательная ступень, которая, в свою очередь, включает в себя такие уровни, как (ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• дошкольный,
• начальный общий,
• основный общий,
• средний общий.

Цель общего образования

Общее образование является видом обучения, которое направлено на развитие личности и приобретение лицом знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Обучение производится на основании основных образовательных программ (пп. 11 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Получить знания в соответствии с любым из уровней общего образования граждане РФ могут на безвозмездной основе (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Для каждого этапа обучения разработаны основные образовательные программы. При этом они носят преемственный характер (п. 1 ч. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Граждане могут выбрать следующие формы обучения (ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• в образовательных организациях,
• семейное.

Для среднего общего уровня установлена дополнительная возможность получения знаний – это самообразование.

Кроме этого, для некоторых категорий граждан предусмотрена возможность получения образования в специализированных организациях, а именно (ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• для детей-сирот;
• для детей, оставшихся без попечения родителей;
• осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых;
• осуществляющих социальное обслуживание.

Форму обучения для детей определяют их законные представители, но с учетом мнения самого несовершеннолетнего обучающегося.

Если выбор пал на домашнее (семейное) обучение, родители должны сообщить об этом органам местного самоуправления в следующие сроки (ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 5 порядка, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115):
• в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося образовательной организации в связи с переходом на домашнее обучение;
• или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.

Важно, что ребенок не лишается возможности вернуться в дальнейшем на обучение в учреждение. Также допускается сочетание обеих указанных выше форм получения образования (ч. 4 ст. 17, п. 2 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Прием учащихся осуществляется по территориальному принципу, то есть в первую очередь зачислению подлежат дети, которые проживают на закрепленной за школой или садом территории. Информацию о том, за какой организацией закреплен адрес проживания, можно получить на официальном сайте учреждения (п. 6 порядка, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 № 458).

При этом приоритетным правом за зачисление обладают те несовершеннолетние, братья (сестры) которых уже получают образование в соответствующей организации. Исключением будут только учреждения, которые принимают учащихся на основе конкурса или индивидуального отбора (ч. 3, 5, 6 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Кроме этого, преимущественным правом на поступление пользуются дети (ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, ч. 6 ст. 46 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, ч. 14 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, п. 10 порядка, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 № 458):
• военнослужащих и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях;
• сотрудников полиции и федеральных органов исполнительной власти, в том числе:
 погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;
 умерших вследствие заболевания, полученного в период исполнения служебных обязанностей;
 уволенных вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы;
 умерших в течение одного года после увольнения вследствие увечья или иного повреждения здоровья, заболевания, которые были получены во время службы;
• находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудника полиции или работника федерального органа исполнительной власти;
• сотрудников ОВД, которые не являются полицейскими.

Основанием для отказа в зачислении может быть только отсутствие места. Для иностранных граждан причиной также может быть (ч. 4 ст. 67, ч. 2.1 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• отсутствие документа, подтверждающего законность их нахождения на территории РФ;
• плохой результат тестирования на знание русского языка детей, которые поступают в школу.

Прием в образовательные организации проводится на общедоступной основе (без предварительных испытаний) в течение всего учебного года при условии наличия свободных мест (ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 14 порядка, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 № 458).

Допускается, что организация, осуществляющая обучение по программам начального, основного и среднего образования, может предлагать услуги проживания учащихся на ее территории (школа-интернат). В этом случае ее учредитель вправе установить оплату за содержание детей, которое включает в себя (ч. 8 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• обеспечение детей в соответствии с установленными нормами:
 одеждой,
 обувью,
 мягким инвентарем,
 предметами личной гигиены,
 школьно-письменными принадлежностями,
 играми и игрушками,
 хозяйственным инвентарем,
 питанием;
• организацию их хозяйственно-бытового обслуживания.

Также школа вправе по своему желанию организовать работу группы продленного дня, где с учащимися будет проводиться подготовка к занятиям, осуществляться присмотр и уход за ними или же физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия. В этом случае учредитель также может установить родительскую плату и предусмотреть различные льготы (ч. 7, 8 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Важно, что в обоих вышеуказанных случаях при ценообразовании учредителем не могут быть учтены расходы (ч. 9 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• на реализацию образовательной программы начального общего образования;
• содержание недвижимого имущества школ.

Законодательством установлено, что для детей, которые в связи с состоянием здоровья не могут посещать образовательное учреждение, доступно обучение на дому или в медицинских организациях (ч. 10 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Дошкольное образование

Дошкольное образование является первой ступенью обучения детей и направлено (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• на формирование общей культуры;
• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
• формирование предпосылок учебной деятельности;
• сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Обучение детей на данном этапе осуществляется в детском саду. Также родители вправе отказаться от пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

В процессе обучения несовершеннолетние должны достичь необходимого уровня знаний, которые позволят им в дальнейшем успешно пройти обучение уже на базе школы.
Образовательные программы для дошколят не предполагают прохождения ими различных аттестаций и проверок знаний.

Если ребенок пребывает дома, его родители вправе на бесплатной основе получить разного рода помощь от государства, а именно (ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• методическую,
• психолого-педагогическую,
• диагностическую,
• консультативную.

Образование в дошкольных учреждениях осуществляется безвозмездно. Однако родители вносят оплату за детский сад. Ошибки здесь нет, ведь на платной основе осуществляется присмотр и уход за детьми, образовательные же услуги в нее не входят. Ее размер устанавливается учредителем организации, который может предусмотреть в том числе и льготы для определенных категорий граждан (ч. 2, 4 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

При этом размер родительской платы имеет предельное значение, которое устанавливается отдельно для каждого муниципального образования региональными властями. Например, в городском округе Балашиха Московской области установлена максимальная сумма платы в размере 227 рублей в день при условии, что ребенок обучается в группе полного дня, где предусмотрено 5-разовое питание (приложение к Постановлению правительства Московской области от 06.07.2016 № 526/22).

Кроме этого, предусмотрена компенсация родительской платы. То есть часть от уплаченной суммы, должна возвращаться родителям из средств местного бюджета. Ее размер устанавливается на уровне субъектов, но при этом не может быть ниже (ч. 5, 7 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• 20 процентов — на первого ребенка;
• 50 процентов — на второго;
• 70 процентов — на третьего и последующих детей.

В детский сад допускается принимать детей по достижении ими двух месяцев (ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Основанием для зачисления является направление регионального исполнительного органа, отвечающего за образование (ч. 4.1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

В учреждении может быть предусмотрено наличие следующих групп для детей (п. 2.5 стандарта, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155):
• кратковременного пребывания;
• полного и продленного дня;
• круглосуточного пребывания;
• разного возраста — от двух месяцев до 8 лет;
• разновозрастных.

Начальное образование

Следующей ступенью образования, является школа. Его целью является формирование личности учащихся, развитие их индивидуальных способностей и умений. Результатом обучения должно стать овладение (ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• чтением, письмом, счетом;
• основными навыками учебной деятельности;
• элементами теоретического мышления;
• простейшими навыками самоконтроля;
• культурой поведения и речи;
• основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Этот этап является одним из обязательных. Это значит, что ребенок не может приступить к изучению следующей ступни знаний, не пройдя начальный (ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Прием в первый класс допускается при достижении ребенком возраста 6 лет и 6 месяцев. При этом установлен и предельный максимальный возраст – 8 лет. По заявлению родителей учредителем может быть принято решение о зачислении ребенка как младше 6, 5 лет, так и старше 8 лет (ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Начальное образование дети получают на протяжении 4 лет (с 1-го по 4-й класс) (п. 17 стандарта, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286).

Основное образование

После освоения начального этапа обучения несовершеннолетний может приступить к следующему этапу получения основного общего образования. Оно направлено на становление личности обучающегося, а также на формирование (ч. 2, 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
• нравственных убеждений;
• эстетического вкуса;
• здорового образа жизни;
• высокой культуры межличностного и межэтнического общения;
• овладения основами наук;
• государственным языком России;
• навыками умственного и физического труда;
• склонностей, интересов, способности к социальному и профессиональному самоопределению.

Основное образование дети получают на протяжении 5 лет (с 5-го по 9-й класс) (п. 17 стандарта, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287).

Среднее образование

Это завершающий этап получения общего образования. Получить его могут только дети, получившие начальное и основное образование. Оно имеет целью (ч. 3, 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
• дальнейшее становление и формирование личности обучающегося;
• развитие интереса к познанию и творческих способностей;
• формирование навыков самостоятельной учебной деятельности;
• подготовку обучающегося к жизни в обществе;
• самостоятельный жизненный выбор;
• продолжение образования и начало профессиональной деятельности.

Эта ступень образования самая непродолжительная по времени и составляет всего два года (10-й и 11-й классы) (п. 2 стандарта, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь