Развитие взаимодействия продавцов и покупателей, заказчиков и исполнителей на онлайн-платформах потребовало от государства урегулировать эту сферу. В результате был принят закон о платформенной экономике, обзор которого приводится в данном материале. Рассмотрено, какие обязанности данный закон вводит для маркетплейсов и какие изменения произойдут в сфере продажи маркированных товаров.
Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Платформенная экономика: что это простыми словами
- Федеральный закон о платформенной экономике
- Маркетплейсы в законе о платформенной экономике
- Маркировка в законе о платформенной экономике
Платформенная экономика: что это простыми словами
Федеральным законом об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики от 31.07.2025 № 289-ФЗ определено понятие платформенной экономики, которое прежде не было установлено российским законодательством. Согласно указанному документу под этим термином понимается совокупность имущественных отношений, которые складываются при взаимодействии неограниченного круга лиц с помощью цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в других целях.
Проще говоря, это бизнес, который строится на онлайн-платформах, где могут взаимодействовать между собой покупатели и продавцы. Примерами платформенной экономики выступают маркетплейсы, такие как Ozon, «Яндекс Маркет» или Wildberries, сервисы такси «Яндекс Такси», Uber.
Нужно учитывать, что Закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ вступит в силу лишь в октябре 2026 года.
Федеральный закон о платформенной экономике
Законопроект, которым предлагалось регулировать отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами, пользователями и другими лицами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, Госдума зарегистрировала 3 июля 2025 года. При этом все необходимые процедуры: три чтения в нижней палате парламента и рассмотрение в верхней палате, подписание президентом и опубликование, были осуществлены с документом в том же месяце.
Новый закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ закрепил правовые основы платформенной экономики в Российской Федерации. В документе определены основные понятия, установлены принципы правового регулирования платформенной экономики, а также вводятся особенности взаимодействия операторов посреднических цифровых платформ и партнеров-исполнителей, в том числе для отграничения гражданско-правовых отношений от трудовых.
Положениями Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ установлено следующее:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный российским правительством, должен вести реестр посреднических цифровых платформ;
- определены требования к размещению партнером карточки товара, к логистической инфраструктуре оператора, а также особенности взаимодействия с пунктами выдачи заказа (ПВЗ);
- запрещено размещение на платформах карточек товара, содержащих предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также не прошедших государственную регистрацию пестицидов, агрохимикатов, биологически активных добавок, лекарственных препаратов и медицинских изделий;
- предусмотрено обязательное информационное взаимодействие операторов платформ с налоговыми органами и государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в России;
- устанавливается обязанность оператора платформы размещать в карточке товара информацию о том, что он не является продавцом предлагаемого товара, исполнителем предлагаемых работ, услуг и не заключает с пользователем договоры купли-продажи товара, подряда, возмездного оказания услуг. Исключение составляют случаи, когда оператор продает товары, выполняет работы, оказывает услуги от своего имени.
Настоящий федеральный закон вступит в силу с 1 октября 2026 года. С этого момента операторам посреднических цифровых платформ, их партнерам, владельцам пунктов выдачи заказов и другим участникам нужно будет соблюдать много новых правил. Они затронут как договорные отношения, так и рассмотрение споров, а также взаимодействие с потребителями.
Закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ не станут применять к информационным ресурсам, через которые их владельцы реализуют только свои товары и услуги, а также к аудиовизуальным сервисам, площадкам финансовых компаний и магазинам программного обеспечения. Не придется соблюдать этот закон и операторам площадок в сферах банкротства, приватизации и госзакупок, операторам инвестиционных платформ.
Законом от 31.07.2025 № 289-ФЗ, устанавливающим правовые основы платформенной экономики, внесли изменения и в ряд других законодательных актов. Так, поправки коснулись Закона РФ о защите прав потребителей от 07.021992 № 2300-1, Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности от 28.12.2009 № 381-ФЗ, Закона о деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от 01.07.2021 № 236-ФЗ.
Маркетплейсы в законе о платформенной экономике
Новые правила, установленные Законом от 31.07.2025 № 289-ФЗ, касаются и маркетплейсов. Обычно под этим термином понимают посредническую цифровую платформу, через которую размещают предложения о продаже товаров, совершают сделки, получают плату за товар.
Операторов таких платформ Законом о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-I приравняли к владельцам агрегаторов. Это следует из преамбулы указанного закона с учетом изменений, внесенных Законом от 31.07.2025 № 290-ФЗ, которые вступят в силу с 01.10.2026. При этом к таким платформам не будет относиться интернет-магазин, продающий лишь товары владельца данного магазина (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).
Посреднические платформы должны включаться в специальный реестр. Российское правительство может определить дополнительные критерии отнесения цифровой платформы к посредническим. Однако на данный момент они еще не установлены (п. 9 ст. 2, ч. 2, 4 ст. 4 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).
Продавать товары через платформу вправе партнеры, в том числе компании и предприниматели, которые заключили договор с оператором платформы (пп. 4, 5 ст. 2 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ). Подписать контракт можно в электронном виде прямо на платформе маркетплейса (ч. 1 ст. 5 закона № 289-ФЗ).
Утвержденной формы таких договоров не предусмотрено. Также законом не определен конкретный вид договора с оператором маркетплейса, однако установлены требования к его содержанию. Договор должен предусматривать следующие моменты (ч. 4 ст. 5 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ):
- требования к партнеру или владельцу ПВЗ;
- перечень мер их ответственности, основания и порядок применения санкций;
- порядок продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг на платформе;
- условия изменения цен на товары, работы или услуги, а также порядок применения скидок;
- правила получения сведений о причинах, по которым может измениться место карточки товара, работы или услуги в поисковой выдаче.
При заключении договора оператор маркетплейса проверит сведения о партнере или владельце ПВЗ установленными способами, к примеру, через ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Перечень сведений, подлежащих проверке, и порядок ее проведения определяет российское правительство. На данный момент они не установлены (ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).
После заключения договора оператор должен разместить его в Интернете и в соответствующем разделе личного кабинета (ЛК) партнера или владельца ПВЗ, если он есть (ч. 5 ст. 5 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).
Оператор маркетплейса может изменить условия договора в одностороннем порядке. При этом он должен направить партнеру или владельцу ПВЗ электронное уведомление (ч. 1 — 2 ст. 12 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ). Как правило, срок для направления контрагенту электронного уведомления о пересмотре соглашения составляет 45 календарных дней до вступления корректировки в силу. Речь идет о случаях, когда:
- изменяются меры ответственности;
- повышается плата за услуги оператора;
- снижается комиссия владельца ПВЗ;
- изменяются условия приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления или возврата товаров.
В других случаях контрагента нужно известить хотя бы за 15 календарных дней до того, как договор изменится.
Если же изменение договора направлено на улучшение положения партнера или владельца ПВЗ либо на приведение существенных условий договора в соответствие с российским законодательством, указанные сроки могут не соблюдаться. В этом случае уведомление совершают в срок, предусмотренный договором (ч. 3 ст. 12 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).
При урегулировании споров с оператором маркетплейса партнеру или владельцу ПВЗ потребуется соблюдать специальный порядок досудебного рассмотрения жалоб. Это касается случаев, когда претензии связаны с тем, что оператор маркетплейса (ч. 1 ст. 14 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ):
- применил меры гражданско-правовой ответственности;
- ограничил или прекратил размещение карточки товара;
- ограничил доступ к ЛК;
- снизил рейтинг;
- изменил положение карточки товара в поисковой выдаче.
Исключение — случай, когда оператор маркетплейса ограничил или прекратил размещение карточки товара или ограничил доступ к ЛК по вступившему в силу решению суда либо решению органа госвласти (ч. 5 ст. 14 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).
Если претензии не связаны с основаниями, по которым по закону обязательно соблюдать специальный порядок, нужно руководствоваться условиями договора. Если особых правил в договоре нет, урегулирование спора происходит в обычном порядке.
Маркировка в законе о платформенной экономике
Закон о платформенной экономике закрепляет требования к маркировке товаров на цифровых платформах. Так, при формировании предложения в карточке товара на маркетплейсе необходимо отразить информацию, включающую сведения о маркировке. Размещать предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также товаров без необходимых разрешений запрещено (ч. 1, 2 ст. 7 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).
Оператор маркетплейса обязан проверить внесенную информацию. Он не должен допускать размещение карточки, если в ней предлагаются товары, изъятые из оборота, или товары, в отношении которых в карточке не заполнена информацию о маркировке, если она необходима на данный товар (ч. 2 ст. 7 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).
Российское правительство может установить дополнительные требования к карточке товара, без соблюдения которых оператор маркетплейса не вправе допускать ее размещение на платформе (ч. 5 ст. 7 Закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ). Пока таких требований нет.
Вы можете оставить первый комментарий