Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Жалоба на врача: образец-2025

Качество врачебной помощи не всегда удовлетворяет пациентов. В лучшем случае некомпетентность врача отразится на эффективности лечения. Не исключено, что из-за неправильно подобранной терапии пациенту может стать хуже.  Единственный способ воздействия на некомпетентных и грубых врачей – жалоба в соответствующие органы. Разберемся, в каких случаях, куда и как ее нужно подавать, предоставим готовый образец жалобы на лечащего врача для ознакомления и скачивания.    

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Когда пожаловаться на врача
  2. Куда подавать жалобу на врача
  3. Как написать жалобу на врача
  4. Как подать жалобу на врача
  5. Образец жалобы на врача

Когда пожаловаться на врача

Обращаясь в больницу или поликлинику за врачебной помощью, вы можете рассчитывать:

  • на оказание первой медицинской помощи;
  • возможность выбора лечащего врача;
  • вежливое обращение со стороны медперсонала;
  • получение консультаций от специалистов;
  • проведение обследования состояния вашего организма;
  • стационарное или амбулаторное лечение;
  • неразглашение результатов обследования, диагноза и других личных тайн;
  • бесплатное лечение в рамках полиса ОМС;
  • получение детальной информации о диагнозе, назначенной терапии и рисках.

Здравоохранение граждан является важнейшей сферой правового регулирования. Это установлено:

  • Конституцией РФ (ст. 41);
  • Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • ГК РФ, УК РФ.

Оказывая медицинскую помощь пациенту, лечащий врач должен выслушать его, назначить обследование, анализы, поставить диагноз, прописать лечение. Если материально-техническая база медицинской организации не позволяет оказать пациенту нужный вид помощи, его должны направить в вышестоящее медучреждение (например, в областную больницу).

Если вы понимаете, что на одном из этапов оказания медпомощи специалист стал выполнять свои обязанности ненадлежащим образом, вы вправе пожаловаться на него. Как показывает практика, наиболее частыми причинами жалоб становятся следующие ситуации:

  • отказ пациенту в приеме или осмотре;
  • запоздалое начало лечения;
  • неправильная постановка диагноза;
  • ошибка в методах лечения, что повлекло ухудшение состояния здоровья или летальный исход;
  • неполное оказание медпомощи;
  • несоблюдение врачебной тайны;
  • халатность (врач невнимательно относится к пациенту, назначению обследования, лечения и прочее);
  • грубость и хамство со стороны врача;
  • навязывание платных услуг (в государственном медучреждении врач намеренно выписывает дорогие лекарства, предлагает пройти платное обследование, намекает на вознаграждение за хорошее лечение и прочее);
  • отсутствие жизненно необходимых лекарств в стационарах, в связи с чем пациенты вынуждены их покупать по завышенным ценам в аптеках при поликлиниках, и прочее.

Есть немало инстанций, куда можно пожаловаться на качество медицинской помощи: начиная с руководителя отделения, больницы или поликлиники и заканчивая Минздравом или судом. Причем необязательно жалоба должна быть в письменной форме. Можно просто прийти на прием к главврачу и высказать свои претензии, рассказать о нарушении своих прав. Если оно заключается в бытовом хамстве или пренебрежении со стороны лечащего врача, зачастую такого визита бывает достаточно.

В случае более серьезных правонарушений лучше собрать доказательства с самого начала. А для этого потребуются документы, подтверждающие низкое качество медпомощи или ее отсутствие, а также письменная жалоба. Узнаем, куда именно ее подавать и как составить.

Куда подавать жалобу на врача

Куда лучше обращаться с жалобой в зависимости от того, что именно совершил врач:

  1. К руководству поликлиники, главному врачу больницы или заведующему отделением, в котором работает медик. Если вы хотите пожаловаться на участкового врача, недовольны его пренебрежением, поверхностным отношением к вашей проблеме, обратитесь к вышестоящему начальству. Информацию о том, на чье имя писать жалобу, можно найти на сайте медучреждения или информационном стенде. Также вы можете обратиться в приемную главного врача или регистратуру поликлиники.
  2. В Роспотребнадзор, если вы считаете, что вам оказаны некачественные медицинские услуги (платные или бесплатные). Также обратиться в данное ведомство можно, если, например, врач предлагает вам оплатить услуги или лекарства, которые по закону вы можете получить без оплаты.
  3. В страховую компанию, если с вас пытаются получить деньги за лечение, проходящее в рамках ОМС. Специалисты страховой компании могут провести проверку, потребовать возврата средств от медучреждения или устранения нарушения. Контакты вы можете найти на сайте ФФОМС.
  4. В региональный Минздрав, если руководство врача не сумело решить вашу проблему. В региональном ведомстве имеются рычаги воздействия на подведомственные больницы и поликлиники. В Минздрав вы можете пожаловаться на главного врача, работу медиков, неправильную постановку диагноза, неверно подобранное лечение, что повлекло ухудшение здоровья. Также обращайтесь в региональное министерство, если первая жалоба главврачу ничего не дала. Как правило, найти контакты региональных представительств можно на сайте властей субъекта.
  5. В Росздравнадзор, если со стороны клиники или лечащего врача были грубые нарушения, которые повлекли тяжелые последствия. Например, пациент, находясь в стационаре, заразился какой-либо инфекцией из-за нарушения санитарных норм. Также поводом для обращения могут стать процедуры, которые были проведены без соответствующей лицензии, что привело к ухудшению состояния пациента.
  6. В федеральный орган Минздрава. Это вышестоящее ведомство, которое занимается государственной политикой в области охраны здоровья. На федеральный уровень рекомендуем выходить, если вы понимаете, что ваша проблема требует решения на самом высоком уровне. Специалисты ведомства не решают проблемы граждан самостоятельно, а направляют их по нижестоящим органам. Например, если главврач не сумел навести порядок, а от регионального Минздрава вы получили отписку. Также причиной обращения в министерство может стать законодательная недоработка, которая не позволяет получить нужный вид медицинской помощи или лекарства. На основе многочисленных обращений граждан Минздрав может выступить с законодательной инициативой.
  7. В прокуратуру или полицию обращайтесь при более тяжких нарушениях. Например, если здоровью пациента причинен непоправимый ущерб, а также в случае летального исхода. Кроме того, в компетенцию данных органов входит расследование случаев взяточничества, вымогательства, бездействия, оказания медпомощи за деньги и прочее.
  8. В суд, если в результате действий медика вам причинен физический, моральный или материальный ущерб, который вы хотите возместить. Например, из-за неправильной терапии вы понесли необоснованные расходы на лечение. Также поводом для судебных разбирательств может стать неизлечимая болезнь (инвалидность), появившаяся в результате лечения (операции). Как мы знаем, выиграть суд у врача достаточно сложно, поэтому необходимо тщательно подготовиться к процессу: собрать доказательства, получить медицинское заключение и прочее.

Как написать жалобу на врача

К написанию жалобы закон не предъявляет никаких требований. Рекомендуем придерживаться делового стиля, излагать свою проблему кратко и по сути, а также указывать ссылки на законодательство, что усилит вашу позицию и увеличит шансы на успех.

В жалобе укажите следующее:

  • В шапку, которую условно можно разбить на два блока, внесите информацию о получателе жалобы и о себе. Напишите наименование органа, куда подается претензия, Ф.И.О. должностного лица, на имя которого она пишется. Ниже укажите адрес данного органа.

Далее отразите сведения о себе: Ф.И.О. (свои или законного представителя), почтовый адрес, номер телефона и адрес электронной почты.

  • Наименование документа, например: «Жалоба на действия врача-педиатра, госпитализировавшего ребенка в медицинское учреждение, оказывающее помощь в стационаре».
  • Суть жалобы. Данную часть документа начните с даты обращения к врачу, укажите Ф.И.О. пациента, представителя, в какую медорганизацию больной обратился и по каким причинам, за какой именно помощью. Например, формулировка может быть такой: «Четвертого августа 2025 года я, Иванова Оксана Олеговна, со своим сыном, Ивановым Артемом Петровичем 2019 года рождения, обратились в поликлинику № 3 г. Москвы к врачу-педиатру. Причиной обращения стал сильный кашель и высокая температура у сына (39,7°C)».
  • В чем состояло правонарушение. Например, вам отказали в госпитализации, не дали рецепт на бесплатные лекарства, требовали деньги за услуги и прочее. Здесь же полезно будет указать, какие именно нормы закона нарушил врач. Например, если с вас требуют деньги за медпомощь, входящую в систему ОМС, это нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
  • Требование об устранении нарушения, проведении проверки и прочее. Напишите, чего именно вы хотите добиться от контролирующего органа, например, привлечь медика к ответственности. Здесь же полезно будет указать ссылку на норму законодательства, на которой вы основываете свои требования.
  • Перечень документов, которые прикладываются к жалобе и доказывают факт халатности или иного правонарушения со стороны врача. Это может быть медкарта пациента, медзаключение о постановке диагноза, чеки и банковские выписки на покупку лекарств, медикаментов, договоры и чеки о получении дополнительных услуг (массаж, психологическая помощь), рецепты на лекарства и процедуры, назначенные врачом.

Если ваши интересы представляет другое лицо, приложите доверенность, подтверждающую его полномочия.

  • Дату составления документа, подпись и расшифровку заявителя или его представителя.

Чтобы собрать доказательства, вы можете потребовать от больницы или поликлиники предоставления любых документов, которые касаются процесса лечения лично вас или вашего родственника. Также в жалобе можно указать Ф.И.О., адреса и телефоны свидетелей, готовых подтвердить факт нарушения со стороны врача.

Как подать жалобу на врача

Подать жалобу на терапевта или другого врача можно несколькими способами:

  • При личном посещении. В этом случае советуем составить жалобу в двух экземплярах: один вы передадите уполномоченному сотруднику, на другом он проставит отметку о принятии документа и вернет вам. Далее с помощью данного документа вы сможете доказать, что уже пытались решить свою проблему обращением в нижестоящую инстанцию.
  • Заказным письмом с перечнем вложенных документов и уведомлением о вручении.
  • Заполнением электронной формы на сайте контролирующего органа. В этом случае к жалобе прикладываются фото или сканы документов, доказывающих правонарушение.
  • Обращением на горячую линию ведомства. Номера телефонов вы можете найти на официальных сайтах.
  • Через портал «Госуслуги», если вы намерены обратиться в региональный Минздрав по поводу проблем с записью на прием к врачу. Чтобы написать претензию, наберите в поисковике портала «Подать жалобу на поликлинику», после чего система выдаст ссылку на форму и рекомендации по ее заполнению. Ответ будет направлен вам на протяжении трех дней.

Во всех случаях, кроме обращения через госуслуги, жалоба будет рассмотрена на протяжении 30 календарных дней (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Ответ вам должны дать в форме, которую вы указали в жалобе (на электронный или почтовый адрес).

Образец жалобы на врача

Главному врачу

Стоматологической клиники № 4

В.В. Иванову

адрес: г. Пермь, ул. КИМ, 2

от Сидоровой И. С.

адрес: г. Пермь, ул. Космонавта Леонова, д. 45 кв. 56

телефон: 8 ХХХ ХХХ ХХХХ

адрес электронной почты: ххх@mail.ru

Жалоба

на действия врача-стоматолога, отказывающего

в предоставлении услуги по лечению кариеса в рамках ОМС

Девятого сентября 2025 года я, Сидорова Ирина Сергеевна (паспорт серия ХХХХ номер ХХХХХХ), обратилась в стоматологическую клинику № 4 к врачу-стоматологу Федорову С. Г. с просьбой вылечить больной зуб. После осмотра зуба врач диагностировал кариес и предложил лечение. Но предупредил, что оно будет платным, так как в настоящий момент материалы, необходимые для лечения зуба в рамках ОМС, отсутствуют. При этом болезни полости рта входят в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно (программа, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 № 1940).

Согласно пункта. 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ и раздела III программы, действия Федорова С. Г. ущемляют мое право на получение бесплатной медицинской помощи. На основании вышеизложенного требую восстановить мое право на бесплатное лечение болезни полости рта. Также считаю необходимым провести в отношении врача-стоматолога Федорова С. Г. проверку на наличие коррупционной составляющей в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ и привлечь его к ответственности.

Приложения:

  1. Копия выписки из медицинской карты о диагностировании кариеса.
  2. Копия полиса ОМС.

23 сентября 2025 года

_____________ /                                                                                                 Сидорова И. С.

(подпись)

Чтобы составить свою жалобу, можете скачать наш готовый образец и подставить свои данные.

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь