Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО ФНС РФ от 21.10.2022 № ЕА-3-26/11606@

Вопрос: О признании иностранной электронной подписи соответствующей признакам усиленной электронной подписи в РФ в целях налога на прибыль и бухучета.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 21 октября 2022 г. N ЕА-3-26/11606@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращения от 06.10.2022 и от 13.10.2022, сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности возложены на Минфин России, в связи с чем за разъяснениями по вопросам документального оформления фактов хозяйственной жизни целесообразно обратиться в Минфин России.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, Минцифры России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, в связи с чем за разъяснениями по вопросу применения электронной подписи целесообразно обратиться в Минцифры России.
Вместе с тем ФНС России считает необходимым отметить, что согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации первичные учетные документы являются подтверждением данных налогового учета. Пунктом 5 статьи 9 закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ может составляться в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При этом положениями Федерального закона N 402-ФЗ не определено, какой вид электронной подписи, соответствующий законодательству Российской Федерации, необходимо применять хозяйствующим субъектам при подписании первичных учетных документов в электронной форме.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — закон N 63-ФЗ) признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами (далее — иностранная электронная подпись), соответствующими признакам усиленной электронной подписи, подтверждение действительности электронных подписей, используемых при подписании электронного документа, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются аккредитованной доверенной третьей стороной, иным лицом, уполномоченными на это международным договором Российской Федерации, и в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации. При этом иностранная электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа ее проверки выдан в соответствии с нормами иностранного права.
Таким образом, в случае отсутствия между Российской Федерацией и иностранными государствами указанных выше международных договоров в соответствии с положениями вышеуказанной статьи 7 закона N 63-ФЗ иностранная электронная подпись может быть признана только простой.
Учитывая вышеизложенное, по мнению ФНС России, хозяйствующий субъект вправе организовать трансграничное электронное взаимодействие с хозяйствующими субъектами — резидентами иностранного государства, применяя при оформлении первичных учетных документов простую электронную подпись, созданную в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, при условии соблюдения требований статьи 9 закона N 63-ФЗ.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ
21.10.2022

——————————————————————