Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Электронная переписка как доказательство в суде

Вопрос:

Можно ли использовать электронную переписку в качестве доказательства в суде?

Ответ подготовлен

Ответ:

Электронная переписка может быть доказательством в суде. При этом важным условием является закрепление в договоре способа взаимодействия с помощью указанного вида переписки и указания адресов электронной почты.

По данному вопросу на текущий день сложилась обширная судебная практика, поэтому суды уже достаточно точно определяют, когда подобные доказательства могут быть приняты.

Факт отправления каких либо сообщений (виртуальных документов) на электронную почту не свидетельствует об их получении контрагентом. Поэтому в данном примере суд отказывает в признании подобных отправлений доказательством. (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5177/2012)

При этом Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 12.11.2013 № 18002/12 пояснил, что получение или отправка сообщения с использованием адреса электронной почты, известного как почта самого лица или служебная почта его компетентного сотрудника, свидетельствует о совершении этих действий этим лицом, пока им не доказано обратное.

Иногда договор может быть согласован сторонами в электронной форме, и суд в таком случае может посчитать, что способ исполнения обязательств по договору был выбран сторонами соответственно способу заключения самого договора (Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2013 № А40-102005/12-57-977).

При этом суды придерживаются мнения, что в договоре необходимо указать адрес электронной почты (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.03.2016 № Ф03-261/2016), и в переписке должны участвовать уполномоченные представители (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.04.2015 № Ф05-4229/2015).

Таким образом, электронная переписка может служить доказательством в суде, если стороны будут соблюдать необходимые условия, и при отправке станет очевидно, что сообщение получено конкретным контрагентом.