Ответ:
Да, полагаю, что организация имеет право вернуть денежные средства за вычетом комиссии.
Очевидно, что данная ошибка произошла не по вине организации, соответственно, у нее не возникает обязанности по оплате комиссии банка за свой счет при возврате денежных средств абоненту.
При этом согласно п. 1 ст. 851 ГК РФ, в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. То есть по факту деньги находятся на счете организации, и если договором с банком предусмотрена комиссия, то организации ничего не остается, как уплатить эту комиссию, чтобы вернуть деньги абоненту.
Для банка же неважно, был ли платеж совершен ошибочно, так как в соответствии с п. 1.25. Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.
Для проведения платежа банку достаточно получить распоряжение клиента (организации) (п. 1 ст. 854 ГК РФ), после чего он взимает комиссию за его осуществление.
Таким образом, поскольку в данной ситуации вины организации нет, а перевод денежных средств обратно без комиссии не представляется возможным, по моему мнению, такой возврат может быть осуществлен за минусом комиссии.
Ответ подготовлен Райс Валентином,
старшим специалистом службы правового консалтинга компании РУНА