Даны разъяснения, как считать 5-процентный ретробонус торговым сетям

В письме даны разъяснения о применении Закона о торговле в новой редакции.

Вступление закона в силу

Из Закона № 273-ФЗ, который внес изменения в Закон о торговле, с учетом положений ст. 422 ГК РФ (договор и закон) следует, что условия договоров, связанных с реализацией Закона о торговле, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями Закона до 1 января 2017 года.

После этой даты условия договоров, которые будут противоречить Закону о торговле (в ред. Закона № 273-ФЗ), не смогут регулировать отношения сторон договора.

Действие Закона по кругу лиц

Статья 1 Закона о торговле дополнена частью 6 о том, что антимонопольные правила, требования, запреты распространяются также на действия и бездействие лиц, входящих с хозяйствующим субъектом в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции.

Понятие группы лиц и признаки, по которым лица в нее входят, приведены в ст. 9 указанного закона.

Понятие «Торговая сеть»

В новой редакции Закона о торговле дано новое понятие торговой сети. Оно приведено в соответствие с понятийным аппаратом Закона о защите конкуренции.

Торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Ранее понятие торговой сети предполагало совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Услуги по продвижению товаров

В новой редакции Закона о торговле определено понятие услуг по продвижению товаров, к которым относятся услуги, оказываемые поставщикам продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем:

  •  рекламирования продовольственных товаров;
  •  специальной выкладки товаров;
  •  исследования потребительского спроса;
  •  подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах;
  •  осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.

С учетом последнего пункта, перечень носит открытый характер. К иным подобным услугам могут быть отнесены услуги, сходные по своей сути с услугами по подготовке товара, обработке, упаковке этих товаров, услугам по продвижению товаров.

Доступ к информации об условиях отбора контрагентов

В новой редакции ч. 1 и 2 ст. 9 Закона о торговле предусмотрено, торговая сеть должна предоставить поставщикам информацию о порядке отбора контрагентов и о существенных условиях договоров поставки только путем ее размещения у себя на сайте в интернете.

Из указанных положений исключена альтернативная возможность предоставления такой информации в виде ответа безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Совокупный размер вознаграждения

Частью 4 ст. 9 Закона о торговле предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети – не более 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

Эта норма содержит две составляющие:

  •  вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров;
  •  плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров.

Поэтому совокупная сумма всех выплат – по вознаграждению за приобретение определенного количества товаров и по плате за оказание услуг по их продвижению и т.д. – не должна превышать 5 процентов от цены.

Если каждая конкретная услуга является идентичной для всех поставщиков, то есть имеют одинаковое содержание и объем действий, то торговая сеть будет нести равные затраты. Если в таком случае сеть установит цену договора оказания услуг по продвижению товаров в процентах от товарооборота, это будет приводить к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков – ФАС РФ будет рассматривать это как нарушение Закона о торговле.

ПИСЬМО ФАС РФ от 05.09.2016 № АК/60976/16
«Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"