Роспотребнадзор выяснил, какие нарушения совершают чаще всего

Роспотребнадзор выпустил обзор практики за I квартал 2018 года. Деятельность службы в этот период затрагивала эпидемиологию, гигиену детей и подростков, коммунальную гигиену, гигиену труда, питания и защиту прав потребителей.

В первой части обзора ведомство напомнило, какими законами руководствуется. Кроме Конституции РФ и федеральных конституционных законов, в списке документов значатся такие нормативные акты, как КоАП РФ, закон о защите прав потребителей, закон о техрегулировании и еще 5 документов. Также ведомство напомнило, какие из изменений законодательства непосредственно коснулись его работы, причем в обзор вошли как прошлогодние, так и самые свежие нововведения. Всего в обзоре фигурирует 22 изменения в федеральных законах и 5 правительственных постановлений.

Во второй части обзора ведомство подвело итог правоприменительной практике. В этом году плановые проверки осуществлялись по новой, риск-ориентированной модели и проводились в рамках санэпидконтроля. Плановых проверок по защите прав потребителей служба не планировала.

Среди результатов правоприменительной практики ведомство выделяет следующее:

  • В КоАП РФ есть возможность заменить штраф на предупреждение для субъектов МСП, ИП и юрлиц, если они нарушили закон впервые. Фактически в кодексе зафиксирован механизм смягчения наказания. Предупреждение можно вынести только в том случае, если нарушение подпадает под определенные условия и совершено впервые. Суды также отмечают, что если у обвиняемого есть статус субъекта МСП, то вовсе не обязательно ограничиваться только предупреждением.
  • Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных ст. 11 и 12  Закона № 294-ФЗ, не может превышать 20 рабочих дней, а общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней. Суды считают, что учитывать сроки проверок всех филиалов юрлица надо в совокупности, вне зависимости от места их нахождения. Вместе с тем по смыслу п. 4 ст. 13 Закона № 294-ФЗ срок проверки для юрлиц, работающих в нескольких субъектах РФ, считается по каждому филиалу отдельно.
  • Если при проверке выявлены нарушения требований, закрепленных законодательно, проверяющие должны выдать предписание проверенной компании или ИП об устранении этих нарушений или о проведении мероприятий, предотвращающих возможный вред. Вместе с тем отраслевыми законами выделены отдельные виды предписаний, которые выдаются за нарушения соответствующих сфер законодательства. Тем не менее проверяемому лицу нужно гарантировать возможность защиты от чрезмерного наказания.
  • Если до потребителей не доведена информация, обязательная к размещению, то подобное нарушение может подпасть под несколько статей КоАП РФ. Для того чтобы определить, по какой именно статье можно привлечь предпринимателя, нужно установить, была ли услуга оказана. В зависимости от этого определяется и состав правонарушения.

В третьей части обзора Роспотребнадзор подводит итог своей деятельности за I квартал 2018 года, обобщая найденные типовые нарушения.

Так, в медицинских учреждениях часто нарушен порядок контроля за стерилизацией и дезинфекцией помещений и инструментов, а также не изучены больничные микроорганизмы, не определены их штаммы, устойчивые к средствам для уборки, а сами эти средства не меняются. Также частыми нарушениями в медучреждениях являются не прошедшие медосмотры сотрудники, отсутствие обследований на патогенный стафилококк и не сделанные персоналу прививки. Часты и нарушения требований к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде медпомещений: не проводится ежегодная проверка эффективности работы, очистка и дезинфекция систем, а в лабораториях отсутствуют самостоятельные системы вентиляции.

Типичными ведомство считает нарушения, связанные с санитарным законодательством: юрлица зачастую допускают расселение и размножение грызунов и насекомых в жилых домах и общественных зданиях. Отходы вывозятся не вовремя, технические помещения захламлены, для крыс и насекомых нет препятствий, а обследование, дератизацию и дезинсекцию объектов не проводят с надлежащей периодичностью.

По направлению «Гигиена детей и подростков» Роспотребнадзор выявил, что в пришкольных лагерях не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей: помещения не проветриваются и некачественно убираются, туалеты не оборудованы надлежащим образом. Уборочный инвентарь не промаркирован и хранится неправильно. Гигиенические требования к мытью столовой и кухонной посуды не соблюдены, посуда промаркирована неверно, продукты хранятся с нарушениями, а блюда на раздаче выдаются без перчаток.

В детских садах часто не выделены игровые зоны на площадках, грязное белье собирается с нарушениями, верхняя одежда персонала хранится в детских спальнях, а не в раздевалках. Также детские спальни и игровые размещаются в подвалах или спален нет вовсе, а на всех детей не хватает горшков.

В школах допускаются следующие нарушения: кабинеты химии не оборудованы вытяжками, в гардеробных нет ячеек для обуви, расписание уроков составлено с нарушениями, мебель промаркирована с нарушениями. Многочисленные гигиенические нарушения фиксируются в пищеблоках.

Среди нарушений коммунальной гигиены отмечены нарушения зон санитарной охраны источников водоснабжения. Они зачастую не обследованы, не охраняются, в границах СЗЗ расположены жилые дома, не проводятся необходимые исследования. Также часты нарушения, касающиеся требований к качеству воздуха, почвы и поверхностных вод: не установлены пределы для выбросов вредных веществ и канцерогенов в воздух, предприятия не обследуют воздух в зоне влияния своих выбросов, а содержание вредных веществ превышает ПДК, сточные воды сбрасывают загрязненными и бесконтрольно.
Свалки организованы с нарушениями, без водонепроницаемого покрытия, без разделения мусора, ртутьсодержащие отходы часто хранились не в специальных помещениях и не в герметичных контейнерах. Свалки фактически никто не контролирует. Нет ограждений, мусоровозы не чистят.

В части гигиены труда Роспотребнадзор выявил следующие нарушения: отсутствие или недостаточный контроль за вентиляцией на рабочих местах, несоблюдение норм по шуму, вибрации, освещенности и микроклимату на рабочих местах, неверная расстановка оборудования, отсутствие защитных экранов, несвоевременная очистка поверхностей и недостаточное обеспечение работников спецодеждой и индивидуальными средствами защиты. Также на ряде предприятий нет паспорта канцерогеноопасной организации, не отражены полностью вредные производственные факторы, нет перечня возможных аварийных ситуаций, а также не соблюдаются санитарные правила. Медосмотры не проводятся вовремя, на некоторых предприятиях нет документов, которые подтвердили бы прохождение их работниками.

В части гигиены питания за I квартал 2018 года ведомство выделило следующие основные нарушения: на производствах не хватает помещений. Сырье и готовая продукция хранятся в одной технологической камере, не хватает помещений для санобработки фляг для транспортировки молока и сливок.

Также выявлено недостоверное декларирование продукции – производитель не в полном объеме сформировал материалы, подтверждающие соответствие продукции требованиям технического регламента. Лабораторные исследования продукции произведены не по всем показателям качества и безопасности. Не проводится в полном объеме производственный лабораторный контроль за пищевой продукцией и водой.
Найдены и нарушения в маркировке продуктов питания. Затруднено чтение этикетки, не всегда указаны все сведения.

Хранение продуктов в магазинах часто совершается с нарушениями: нет контроля за температурой и влажностью в холодильниках, также товары часто хранятся не на складах, а в коридорах и непосредственно на полу, без подтоварников. Часто продают овощи и фрукты с поврежденной кожурой, консервы в дефектных банках, просроченные продукты и продукты без маркировки.

Руководители организации не обеспечивают наличие личных медицинских книжек у каждого работника, а также прохождение всеми сотрудниками медицинских осмотров.

В организациях общепита часто нарушаются санитарные требования к моечным узлам, не вовремя проводятся ремонтные работы в холодных и горячих цехах, а маркировка разделочного инвентаря не читается. В одном холодильнике хранятся сырье и готовая продукция, а продукты лежат без маркировок и указания срока годности. Руководители организации не обеспечивают наличие личных медицинских книжек на каждого работника, а также прохождение всеми сотрудниками медицинских осмотров и вакцинаций.
Что касается сферы надзора за защитой прав потребителей, то Роспотребнадзор нашел следующие основные нарушения:

  • несоблюдение техрегламентов по маркировке, физико-химическим и микробиологическим требованиям;
  • введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара;
  • невозможность соотнести товар с инструкцией, техпаспортом и другими документами;
  • продажа запрещенной продукции;;
  • непредставление полной и достоверной информации об услуге;
  • включение в договор условий, ущемляющих права потребителей.

Самыми проблемными сферами на потребительском рынке услуг Роспотребнадзор счел финансовые, туристские, транспортные, медицинские и образовательные услуги.

К каждому обзору определенной сферы деятельности ведомство присовокупило список статей КоАП РФ и других законов, которые нарушались чаще всего, и рекомендации по соблюдению требований, закрепленных в законах.

 

 

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО