Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Массовые компенсации за увольнение по соглашению сторон не учитываются в расходах, если нет документов о сокращении штата

ИФНС сочла неправомерным включение в состав расходов по налогу на прибыль затрат в размере 5,7 млн рублей.

Эти деньги были потрачены за 2 года (2012-2013) на выплату работникам компенсаций при увольнении по соглашению сторон.

Однако, по мнению проверяющих, столь большие затраты недостаточно обоснованы для того, чтобы быть включенными в состав налоговых расходов. У компании отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие, что в отношении этих сотрудников производились мероприятия по сокращению численности.

Организация оспорила решение ИФНС в суде, но все арбитры отказали в его отмене, сославшись на то, что оно соответствует позиции Верховного Суда РФ.

Судьи указали: само по себе то обстоятельство, что компенсации были произведены во исполнение допсоглашений к трудовым договорам и соглашений о расторжении этих договоров, не исключает возможности признания таких расходов в целях налогообложения на основании ст. 255 НК РФ.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) затраты, оценка которых выражена в денежной форме и при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие данным критериям, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 23.09.2016 № 305-КГ16-5939, выплаты, производимые на основании соглашений о расторжении трудового договора, могут выполнять как функцию выходного пособия (заработка, сохраняемого на относительно небольшой период времени до трудоустройства работника), так и по существу выступать платой за согласие работника на отказ от трудового договора.

При этом ВС РФ указал, что при значительном размере таких выплат, их явной несопоставимости обычному размеру выходного пособия, на которое в соответствии со ст. 178 ТК РФ вправе рассчитывать увольняемый работник, длительности его трудового стажа и внесенному им трудовому вкладу, а также иным обстоятельствам, характеризующим его трудовую деятельность, на налогоплательщике лежит бремя раскрытия доказательств, обосновывающих природу произведенных выплат и их экономическую оправданность.

При отсутствии таких доказательств налоговый орган вправе исходить из того, что произведенные работникам выплаты в соответствующей части являются личным обеспечением работников, предоставляемым на период после их увольнения, и не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 25, 49 ст. 270 НК РФ).

В данном случае компания объяснила необходимость выплат тем, что после расставания с частью работников в 2014 году была начата процедура реорганизации в форме присоединения к ней другой компании.

Однако данное обстоятельство не свидетельствует о сокращении штата. Смены собственника при реорганизации в форме присоединения также не произошло. Случилось только структурное изменение.
Документов, подтверждающих, что в отношении этих сотрудников производились мероприятия по сокращению их должностей, у организации нет.

Таким образом, выводы ИФНС об экономической необоснованности спорных затрат являются верными.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 24.07.2017 № Ф05-9922/2017

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"