Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

КС против штрафа за незаконную валютную операцию, вынужденно совершенную из-за введения США санкций

Гражданин получил от отца денежный подарок, который внес на вклад в российском банке. После окончания срока вклада он подал заявление на перечисление денег вместе с процентами на счет отца в другом банке РФ. Деньги перечислялись через уполномоченный банк в США, который заблокировал операцию из-за введения в отношении банка-получателя РФ санкций.

Через некоторое время американский банк согласился перечислить средства на счет заявителя в британском банке, после чего деньги были переведены в Сбербанк.

Однако, получив информацию от банка о совершенной валютной операции, ФНС привлекла мужчину к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за незаконную валютную операцию и наложила на него штраф в размере 75 процентов от суммы валютной операции. Довод заявителя, что он не являлся резидентом РФ, налоговая отвергла, сославшись на невыполнение условия о непрерывном пребывании в иностранном государстве.

При обжаловании решения налоговиков в судах штраф был признан законным. Тогда гражданин обратился в КС РФ с просьбой признать противоречащими Основному закону страны положения ст. 15.25 КоАП РФ и ст. 12 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», поскольку они позволяют наказывать граждан за совершение разрешенных валютных операций.

КС (Постановление от 09.07.2021 № 34-П) признать указанные нормы противоречащими Конституции РФ отказался, но вместе с тем пояснил, что правоохранителям нужно было оценить действия заявителя, направленные на соблюдение валютных требований.

При этом они должны были учесть обстоятельства этого дела, свидетельствующие о наличии реальных препятствий для совершения законной операции, выражающиеся в наложении санкций на банк РФ. По мнению КС, в данном случае перевод денег в иностранный банк был вынужденной мерой, а конечная цель операции имела законный характер.

КС указал, что введение США ограничений, которое привело к формальному несоответствию операции критерию разрешенной, недостаточно для признания лица виновным и привлечения его к ответственности.