Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ФНС уточнила, какие изменения внесены в порядок применения электронной подписи

В 2022 году вступили в силу изменения в правила выдачи электронных подписей, кроме того, сдвинут переход на машиночитаемые доверенности на 2023 год. Какие подписи продолжают действовать и как с ними работать, расскажем в обзоре письма ФНС РФ от 01.03.2022 № ЕА-4-26/2465@.

Если ЭП организации или ИП выдана ее законному представителю (руководителю)
Квалифицированный сертификат ЭП на руководителя организации или ИП с начала года выпускается только в удостоверяющем центре (УЦ) ФНС РФ (ч. 1 ст. 17.2 Закона от 06.04.2011 №63-ФЗ).
ЭП, полученную до 31 декабря 2021 года в коммерческом УЦ, можно применять в течение ее срока действия, но до конца 2022 года (при условии, что выдавший ее УЦ прошел аккредитацию после 1 июля 2020 года).

При первом получении ЭП в УЦ ФНС РФ идентификация производится только в присутствии заявителя, то есть руководителя организации, или ИП (абз. 5 п. 25 Приказа ФНС РФ от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@). Через доверенных лиц можно будет обращаться в ФНС при последующем переоформлении подписи.

Если ЭП организации или ИП выдана представителю, действующему по доверенности (сотруднику компании)
Если документы от имени организации или ИП подписывает не ее руководитель, а иное лицо, то для правомерности действия на представителя оформляется доверенность. Это правило касается подписания документов и в электронной форме, когда представитель использует для подписания документов свою квалифицированную электронную подпись (КЭП).

Если подпись выдана ФНС, то представители, обычные сотрудники компаний, не могут законно ею пользоваться, так как она была выдана на руководителя. Для подписания документов им нужна личная электронная подпись из коммерческого УЦ и доверенность от руководителя.

В течение 2022 года выдавать КЭП представителям организаций и ИП будут коммерческие УЦ, при этом срок их действия ограничен до 31 декабря 2022 года.

С первого января 2023 года при подписании электронного документа представителем организации или ИП одновременно с КЭП должна будет предоставляться машиночитаемая доверенность (МЧД) на сотрудника-представителя (ст. 17.2 и 17.3 Закона от 06.04.2011 №63-ФЗ).

При этом уже с 1 марта 2022 года работать без МЧД можно, только если КЭП представителя получена в коммерческом УЦ с указанием в сертификате в качестве владельца также физического лица, являющегося таким представителем компании.
Применять МЧД до 2023 года предлагается также на добровольной основе в связке с КЭП из коммерческого УЦ.

Особенности применения квалифицированной электронной подписи (КЭП)
Для создания и проверки КЭП используются средства электронной подписи, сертифицированные только ФСБ России. Формат КЭП утвержден Минцифрой РФ (Приказ от 14.09.2020 № 472).

КЭП содержит метку доверенного времени — достоверную электронную информацию о дате и времени подписания документа. По умолчанию в КЭП такая метка отсутствует, она создается автоматически специальными службами по запросу от средств электронной подписи.

При использовании КЭП с меткой проверка ее действительности проводится на дату и время подписания документа. А при отсутствии метки — на дату и время проверки. В случае истечения сроков действия КЭП результат такой проверки будет отрицательным, что делает КЭП от коммерческого УЦ, не прошедшего аккредитацию, недействительной.

Обсуждение

Войдите, что бы комментировать.