С жены должника, которая являлась созаемщиком, в пользу банка взыскали долг по кредиту. В залоге по кредитному договору была квартира, которой владели на праве общей долевой собственности (по 1/4 доли у каждого) должник, его супруга и их дети. На нее и обратили взыскание.
Квартира была продана на торгах. С победителем заключили договор купли-продажи на нее. Должник подал исковое заявление с требованием признать недействительность торгов и договора по купле-продаже квартиры и применить последствия недействительной сделки. Он сослался на то, что проданная квартира была общей долевой собственностью семьи, в том числе его двух детей, которые являются несовершеннолетними. Кроме того, ее реализовали по заниженной цене.
Две судебные инстанции отказались удовлетворить требование истца. Кассационный суд отменил их решения и передал дело для рассмотрения в судебную коллегию ВС РФ. Суд посчитал, что законодательством не предусмотрена реализация на торгах квартиры банкрота, в которой имеются доли несовершеннолетних детей.
ВС отменил решение кассации и оставил в силе решения, принятые предыдущими инстанциями. Кассация не учла следующее:
— обязательства по кредиту на строящееся жилье обеспечены залогом квартиры в целом. Все члены семьи являются созалогодателями. Интересы несовершеннолетних детей представляет их мать — как законный представитель;
— взыскивается предмет залога — квартира в качестве единого объекта. Право собственности на нее является общедолевым. Доли владельцев в натуре не выделены;
— доли, принадлежащие несовершеннолетним детям, без выдела их в натуре не ограничивают реализацию заложенной квартиры в целом, чтобы погасить обязательства перед залоговым кредитором. Этот факт можно учесть, когда будет распределяться выручка от ее реализации, которая останется после погашения долга.
Вы можете оставить первый комментарий