Контракт был заключён весной 2022 года. Покупатель сразу перевел поставщику 80 процентов от общей суммы. Срок передачи товара — ноябрь 2023 года. Однако поставка произошла только в апреле 2024 года. За это время заказчик рассчитал штраф по условиям договора и потребовал его оплаты. Получив отказ, он подал иск.
Суд первой инстанции встал на сторону заказчика, апелляция поддержала это решение. Поставщик настаивал, что не мог вовремя выполнить обязательства из-за внешних обстоятельств — санкций и невозможности получить нужные комплектующие.
Суд кассационной инстанции проверил все доводы и пришел к выводу, что санкции не являются в этом случае обстоятельством непреодолимой силы. Уже в марте 2022 года поставщик получил письма от своих партнеров, где прямо говорилось о проблемах с поставками из-за ограничений. Значит, на момент подписания контракта риски были известны и нельзя утверждать, что ситуация была внезапной или исключительной.
Суд также указал, что заключение торгово-промышленной палаты о форс-мажоре — это лишь один из документов и его наличие не освобождает от ответственности автоматически. Окончательно решать, имел ли место форс-мажор, должен суд, изучив все обстоятельства дела.
ВС оставил без изменений решение о взыскании штрафа с компании за просроченную поставку по государственному контракту.
Вы можете оставить первый комментарий