Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Агент валютного контроля

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Валютный контроль в РФ — это особый вид государственной деятельности. В ходе этого вида надзора государство собирает информацию обо всех валютных операциях, совершающихся в стране, о том, в каком состоянии находится валютный рынок, а также проверяет, соблюдают ли его участники требования закона. Контроль за валютными рынками осуществляют особые участники правоотношений — органы и агенты валютного контроля. О них мы и расскажем подробнее в данной статье.
Содержание

  1. Агенты осуществления валютного контроля
  2. Права органов и агентов валютного контроля
  3. Полномочия органов и агентов валютного контроля
  4. Комиссия за осуществление функций агента валютного контроля

Агенты осуществления валютного контроля

В статье 22 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» указано, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляют:

1) Правительство РФ;

2) органы валютного контроля. К ним причисляют:
— Центробанк;
— федеральные органы исполнительной власти, которым полномочия по ведению валютного контроля переданы Правительством РФ;

3) агенты валютного контроля. К таким агентам на данный момент относятся:
— банки, которым доверено осуществление соответствующих контролирующих функций. Надо отметить, что для того, чтобы выполнять функции агента, банку нужно получить специальную лицензию;
— лица, профессионально участвующие в рынке ценных бумаг, но не являющиеся банками;
— госкорпорация развития «ВЭБ.РФ». Согласно информации с сайта данной организации она не относится к банковским. Это инвестор, основная цель деятельности которого заключается в предоставлении финансирования значимым государственным проектам.

К числу агентов валютного контроля с 01.01.2026 будет также причислен исполнительный орган власти федерального уровня, который по закону вправе заниматься казначейским обслуживанием исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 353-ФЗ).

До 2017 года функции агентов контроля за оборотом валюты в России были возложены также на таможенные и налоговые органы.

Права органов и агентов валютного контроля

Как именно органы и агенты вправе осуществлять контроль за оборотом валюты в РФ, определено ст. 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Так, указанные лица в рамках своих полномочий могут:

1) проверять, соблюдают ли участники валютных правоотношений законы РФ и иные акты, регулирующие сферу валютооборота. При этом не имеет значения, кто ведет деятельность — резидент или нерезидент, проверка может коснуться тех и других;
2) проверять, насколько полно и достоверно участники валютных отношений отражают проведенные ими операции в отчетных документах;
3) истребовать документы, касающиеся проведения операций в валюте, открытия счетов и их ведения. Лица, которым поступил запрос о предоставлении таких документов, должны дать на него ответ в срок от 7 рабочих дней (конкретное количество времени, в течение которого можно предоставить запрошенную информацию, обычно указывается в запросе, но этот период не может составлять меньше 7 рабочих дней).

Конкретный порядок передачи необходимых сведений устанавливается Правительством РФ, если запрос поступил от органа исполнительной власти РФ, и Центробанком, если автором запроса был один из агентов.

Перечисленные права являются общими для органов и агентов контроля за деятельностью в валютной сфере. Однако законом предусмотрена также дифференциация прав в зависимости от их принадлежности органу или агенту.

Так, органы, помимо перечисленного, могут:

1) выдавать предписания, в которых указано на выявленные нарушения в области валютного законодательства и установлен срок для исправления этих нарушений;
2) применять к нарушителям определенные законом меры ответственности.

Одновременно агенты, осуществляющие валютный контроль, могут в пределах вверенных им полномочий требовать у резидентов и нерезидентов направления в их адрес следующих документов либо их копий:

1) удостоверяющих личность физлица;
2) подтверждающих госрегистрацию физлица в качестве ИП;
3) подтверждающих статус юрлиц-нерезидентов;
4) свидетельство о госрегистрации юрлиц-резидентов;
5) подтверждающих факт постановки на учет в налоговом органе;
6) удостоверяющих права на недвижимость;
6) подтверждающих, что нерезиденты вправе совершать операции, открывать счета и вклады.
Имеются в виду документы, которые нерезидент обязан по закону своей страны получить для осуществления указанных действий в РФ (если такое требование имеется в законодательстве иностранного государства);
7) извещающих об открытии резидентом счетов или вкладов в кредитных организациях иностранных государств;
8) свидетельствующих о регистрации, если такой предварительный этап предусмотрен законом;
9) обосновывающих проведение валютных операций;
10) оформляемых в обоснование проведения операций с валютой в банках, расположенных в иностранных государствах;
11) подтверждающих перевоз через границу РФ в обе стороны товаров, валюты, ценных бумаг;
12) представляющих собой паспорт сделки;
13) подтверждающих родство физических лиц;
14) подтверждающих, что резиденты находились в течение определенного времени за границей, а также содержащих сведения о пересечении ими границы РФ;
15) свидетельствующих о заключении договоров финансирования под уступку денежного требования или договоров о последующей уступке денежного требования;
16) подтверждающих в письменном виде факт совершения уступки либо договоренность о том, что такая уступка произойдет в будущем;
17) подтверждающих, что дипломатические и консульские работники, а также иные специалисты подобных ведомств и члены их семей временно пребывают в иностранном государстве;
18) подтверждающих факт заключения договоров страхования;
19) подтверждающих право резидента вести бизнес без образования юридического лица на территории иностранного государства, где он пребывает;
20) подтверждающие, что обязательства нерезидента по внешнеторговым
контрактам, заключенным с резидентом в соответствии с законом, исполнены или прекращены.

Полномочия органов и агентов валютного контроля

Органы и агенты, осуществляющие контроль в валютной сфере, имеют различные полномочия.

Главную роль играют Правительство РФ и Центральный банк РФ. Им, помимо осуществления контроля за деятельностью других субъектов, вверено также определение основных способов работы валютного рынка. Другими словами, они в пределах своей компетенции вправе заниматься не только контролем, но и регулированием деятельности участников валютных правоотношений. Эта часть их работы проявляется в издании общеобязательных для всех причастных актов, устанавливающих общие правила взаимодействия участников в валютной сфере. К примеру, статьей 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ предусмотрено, что ЦБ РФ имеет право определить, в какой форме и каким образом резиденты должны представлять подтверждающие документы и обмениваться информацией по запросу уполномоченных ведомств. В 2017 году главный банк страны разработал инструкцию от 16.08.2017 № 181-И, которая как раз содержит правила предоставления сведений.

Контроль правительство и Центробанк также осуществляют. Так, Правительство РФ занимается координацией деятельности всех подчиняющихся ему ведомств.

Одновременно ЦБ РФ следит за тем, чтобы банки и подобные организации соблюдали при выполнении своих функций законодательство РФ. Кроме того, в полномочия главного российского банка входит обеспечение взаимодействия агентов с правительственными органами власти.
Прочие органы и агенты валютного контроля отслеживают прозрачность валютной деятельности различных ее субъектов, собирают информацию и делятся ею с другими контролерами.

Комиссия за осуществление функций агента валютного контроля

Компании, осуществляющие валютные операции, нередко прибегают к помощи контрольных организаций. Это позволяет им избежать лишних рисков и расходов. В условиях постоянно меняющегося законодательства довольно трудно бывает отследить очередные поправки и оперативно сориентироваться в море нормативно-правовых актов.

Ошибки, случайно либо сознательно допущенные в ходе валютных операций, дорого обходятся их участникам. Так, к примеру, в ходе рассмотрения дела №А40-251374/22 Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о наличии нарушений при осуществлении денежных операций в сфере валютного и таможенного законодательства, в связи с чем признал сделку недействительной.

Ответчика обязали уплатить в доход бюджета РФ 41 тыс. долларов США.

В то же время компании, специализирующиеся на валютном контроле, могут в этом помочь.

При выборе организации, оказывающей услуги валютного контролера, важно обращать внимание на размер комиссии, которую она берет за выполнение контрольных полномочий. Точный размер такой комиссии на законодательном уровне не установлен. На конкретный ее размер могут влиять разные факторы, но обычно он зависит от объема предоставляемых услуг.

Банк может включать в стоимость своей работы, помимо сопровождения внешнеэкономической деятельности, различные консультации, оформление необходимой документации, представительские услуги. Соответственно, комиссия в этом случае будет выше.

Кроме того, сумма может меняться в зависимости от того, какого вида валютные операции предполагается совершать.

Точные расценки необходимо установить в договоре.

Чтобы учесть комиссию за валютный контроль в целях налога на прибыль, ее обычно относят ко внереализационным расходам или к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Выбор делает субъект валютных отношений (пп. 25 п. 1 ст. 264, пп. 15 п. 1 ст. 265, п. 4 ст. 252 НК РФ).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь