Разберемся вместе, что из себя представляет понятие «бренд» и какую защиту предоставляет ему законодательство.
Над статьей работали:
Автор: Лилия Новикова; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Что такое бренд простыми словами
- Чем регулируется правовая защита бренда
- Бренд, товарный знак и логотип — одно и то же?
- Право использования бренда
Что такое бренд простыми словами
Законодательство не закрепляет такой термин, как «бренд». Гражданский кодекс РФ содержит понятие «средства индивидуализации» и определяет правовые механизмы их защиты.
Если сказать проще, слово «бренд» является комплексом информации об организации или продукте. Составляющими элементами его являются:
• наименование,
• идея,
• стратегия,
• термин,
• знак,
• символ,
• дизайн,
• ценности,
• атрибуты.
Все эти составляющие позволяют идентифицировать товары (услуги) или организацию.
Чем регулируется правовая защита бренда
Правовая защита предоставляется отдельным элементам, которые в совокупности представляют бренд.
Так, ГК РФ закрепляет нормы, которые устанавливают правовую защиту:
• товарного знака или знака обслуживания (ст. 1477, 1484 ГК РФ);
• коммерческого обозначения (ст. 1538 ГК РФ);
• фирменного наименования (ст. 1473 ГК РФ);
• географического указания и наименования места происхождения товара (ст. 1516 ГК РФ);
• деловой репутации (ст. 152 ГК РФ).
Судебная практика содержит примеры, где предметом спора становится незаконное использование бренда. Ярким примером такого разбирательства является дело о незаконном использовании образов героев мультика «Смешарики». Суд удовлетворил требования компании, являющейся правообладателем серии зарегистрированных товарных знаков на образы героев мультсериала о взыскании компенсации в соответствии со ст. 1515 ГК РФ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 по делу № А56-18650/2013).
Кроме этого, законодательство предоставляет правовую защиту и коммерческому обозначению (ст. 1538 ГК РФ). Интересно, что такое обозначение не подлежит регистрации и не вносится в ЕГРН и учредительные документы. Право на него у обладателя возникает только с начала его фактического использования (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10).
Его правовая защита будет осуществляться, если (п. 1 ст. 1539 ГК РФ):
• такое обозначение обладает достаточными различительными признаками;
• его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Правообладатель может использовать такое обозначение любым, не противоречащим закону способом: размещать на рекламных плакатах, указывать его в документации, в Интернете и прочее.
Коммерческое обозначение или его отдельные элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке (п. 2 ст. 1541 ГК РФ).
При этом исключительные права на такое обозначение возникают и действуют независимо от прав на фирменное наименование.
Последнее также является средством индивидуализации. Но оно уже должно быть определено в учредительных документах организации и включено в единый государственный реестр юрлиц при государственной регистрации юридического лица (ст. 1473 ГК РФ). Соответственно, защищается законом фирменное наименование с момента госрегистрации юридического лица. Отдельная его регистрация не требуется (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10).
Следующим элементом является географическое указание на место происхождения товара. Оно позволяет определить характеристики товара, его качество, которые неразрывно связаны с местом его производства. Важным условием использования наименования места происхождения является то, что хотя бы одна из стадий производства товара должна осуществляться в указанном месте (ст. 1516 ГК РФ).
Правовая защита наименованию места происхождения товара предоставляется, если на его территории происходят все стадии производства товара. При этом в качестве места может быть указано официальное или неофициальное название. Оно может быть полным или сокращенным.
Государственной регистрации подлежат не все элементы индивидуализации товара или компании, а только товарный знак (ст. 1480 ГК РФ).
Бренд, товарный знак и логотип — одно и то же?
Понятия «бренд», «товарный знак» и «логотип» — это не одно и то же.
Как мы видим из описанного выше, бренд — это более широкое понятие, логотип и товарный знак являются его составляющими.
Разъяснения относительно тождественности указанных понятий можно встретить в судебной практике. Так, суд указал на то, что «бренд»- это термин, который используется в маркетинге и представляет собой символическое воплощение комплекса информации, связанной с конкретным продуктом. Этот термин включает в себя название и иные визуальные составляющие. Его используют для обозначения товара, который пользуется массовым спросом, чтобы выделить его среди других. То есть «бренд» является маркетинговым инструментом продвижения товаров на рынке (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009 № 09АП-8678/2009-АК по делу № А40-90240/08-4-424, от 15.05.2009 № 09АП-6874/2009-АК по делу № А40-90234/08-141-435).
Товарный знак является средством индивидуализации товара или услуг, это зарегистрированная товарная марка. Бренд же — это совокупность таких признаков, как наименование, внешний вид, репутация продукта, связанные с ним ожидания покупателей (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2022 № Ф08-11191/2022 по делу № А53-38634/2021).
Кроме того, товарный знак используется для индивидуализации товаров (ст. 1477 ГК РФ).
Логотип является изображением наименования компании (услуг, группы товаров). Цель его создания — это привлечение внимания потребителей к производителю и его продукции (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 № 15АП-13282/2023 по делу № А53-37718/2022. Он может быть зарегистрирован в качестве товарного знака, а также являться одной из составляющих бренда организации.
Помимо логотипа, товарный знак может включать в себя и иные обозначения или их комбинации, а зарегистрирован в любом сочетании цветов (ст. 1482 ГК РФ).
Право использования бренда
Правообладатель товарного знака и иных средств индивидуализации вправе использовать их по своему усмотрению любым способом, который не запрещен законом.
Кроме самостоятельного использования, собственник исключительных прав может отчуждать их в пользу других лиц (ст. 1488 ГК РФ). Также возможно заключение лицензионного договора, который позволяет заинтересованному лицу на законных основаниях использовать, например, товарный знак (ст. 1489 ГК РФ).
Договор, посредством которого происходит распоряжение правом на товарный знак, должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение этого требования законодательства влечет недействительность договора (ст. 1490 ГК РФ).
Передача более широкого круга исключительных прав (в том числе права на товарный знак, знак обслуживания, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) будет происходить на основании договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ предусматривает предоставление права использования деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. При этом могут быть указаны объемы их использования (п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).
Из описанного видно, что именно посредством договора коммерческой концессии передаются полные права на бренд. Иные договоры регулируют передачу прав на отдельные его элементы.
В договоре коммерческой цессии обязательно нужно указать, что происходит передача прав на товарный знак. В противном случае договор будет признан незаключенным (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2024 № 01АП-4989/2024 по делу № А38-5075/2023, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 23.11.2022 № С01-2224/2022). Это связано с тем, что именно товарный знак является ключевым элементом бренда.
Вы можете оставить первый комментарий