Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Бухгалтерские проводки по основным средствам

Основные средства (ОС) учитывают на счете 01 бухгалтерского учета, и каждый бухгалтер должен знать, как нужно работать с такими активами. В нашей статье вы найдете часто используемые проводки при покупке, эксплуатации и продаже основных средств.

Первоначальная стоимость основных средств: проводки

ОС принимают к учету по первоначальной стоимости, сформированной из фактических расходов на покупку или создание актива. В частности, в первоначальную стоимость входят расходы на доставку, монтаж и другие подобные траты.

Первоначальную стоимость определяют на основании первичных учетных документов и любых других бумаг, подтверждающих понесенные расходы. Например, стоимость актива можно определить по накладным, актам приемки-передачи и другим документам.

В процессе использования актива сформированная первоначальная стоимость не изменяется. Исключением из общего правила являются случаи достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации актива.

В бухучете, независимо от способа поступления актива, первоначальную стоимость ОС формируют по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», который корреспондирует со счетами учета затрат 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Операция следующая.
ДТ 08 КТ 60 (76) – сформирована первоначальная стоимость.

Ввод в эксплуатацию основных средств: проводки

В эксплуатацию вводят те объекты, которые готовы к использованию в деятельности предприятия.

Основанием для этого является акт ввода в эксплуатацию, который можно составить на типовом бланке или по собственно разработанной форме.

Однако прежде чем вводить объекты в эксплуатацию, необходимо убедится, что оно соответствует следующим критериям:
• его стоимость больше 40 тыс. рублей;
• прослужит 12 или более месяцев;
• способен приносить доход в будущем;
• приобретен для использования в деятельности компании, а не для перепродажи.

При применении в 2021 году правил нового ФСБУ 6/2020, необходимо учесть следующее. В новом стандарте из перечня убрали условие о том, что актив не должен быть предназначен для продажи. Кроме того, максимальный размер лимита стоимости объекта в стандарте не установлен (п. 4 ФСБУ 6/2020).

В бухучете ввод объекта в эксплуатацию отражают по дебету счета 01 «Основные средства», который корреспондирует с кредитом счета 08. Операция следующая.

ДТ 01 КТ 08 – актив введен в эксплуатацию.

Начисление амортизации основных средств: проводки

Объекты, принятые к учету в качестве основных средств, амортизируют. То есть стоимость таких активов относят на расходы в бухучете частями.

Амортизацию начисляют начиная со следующего месяца после принятия имущества к учету в качестве ОС. В дальнейшем амортизация начисляется ежемесячно независимо от результатов деятельности организации.

В зависимости от характера использования имущества амортизацию начисляют по дебету счетов затрат — 20 «Основное производство»» или 44 «Расходы на продажу», которые, в свою очередь, корреспондируют с кредитом счета 02 «Амортизация ОС». Операция следующая.

ДТ 20 (44) КТ 02 – начислена амортизация.

Остаточная стоимость основных средств: проводки

Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью ОС и амортизацией, которая была начислена за период использования актива с момента принятия его к учету.

Рассчитанный показатель дает возможность определить, эффективно ли используются ОС, насколько они изношены и как скоро потребуется проводить ремонт. Важно понимать, что величина является переменной и уменьшается каждый месяц на сумму амортизации.

Как правило, остаточная стоимость в течение срока использования объекта не меняется. Однако это возможно при проведении реконструкции, модернизации, капитального ремонта, достройки ОС.

В бухучете для учета остаточной стоимости ОС не выделен какой-либо отдельный балансовый или забалансовый счет. Эта величина представляет собой разницу между суммами, которые отражены на счетах 01 и 02.

Однако остаточную стоимость формируют при выбытии ОС, которое отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», корреспондирующего по кредиту со счетом 01 субсчет «Выбытие ОС».

Проводка следующая.
ДТ 91 КТ 01 – списана балансовая стоимость.

Продажа основных средств: проводки

Организация вправе реализовать ОС. Причина для продажи неважна – обновление оборудования, моральное или физическое устаревание активов. В любом случае реализацию в бухучете отражают в три этапа.

Сначала в учете формируют и списывают остаточную стоимость ОС. Проводки следующие.

ДТ 01 субсчет «Выбытие ОС» КТ 01 — списана первоначальная стоимость ОС.

ДТ 02 КТ 01 — показан износ актива за период.

ДТ 91 КТ 01 – балансовая стоимость отнесена на расходы.

Затем отражают выручку от продажи по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который корреспондирует с кредитом счета 91. Кроме того, необходимо при наличии обязанности начислить НДС по дебету счета 91 субсчет «НДС», который корреспондирует с кредитом счета 68 «Расчеты по сборам и налогам» субсчет «НДС». Проводки следующие.

ДТ 62 КТ 91 – учтена выручка от продажи ОС.

ДТ 91 КТ 68 – начислен НДС при продаже ОС.

В самом конце учитывают расходы, связанные с продажей ОС, которые аккумулируют по дебету счета 91, который корреспондирует по кредиту со счетами затрат 60, 76. Проводки следующие.

ДТ 91 КТ 60 (76) – списаны прочие расходы, связанные с продажей.

ДТ 19 КТ 60 (76) – учтен НДС по расходам, связанным с продажей.

Списание основных средств: проводки

Со временем ОС физически изнашиваются и морально устаревают. Если восстановить такой объект нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесообразно, то его ликвидируют и списывают с учета.

При ликвидации ОС формируют остаточную стоимость и списывают ее на прочие расходы. Это необходимо, только если вся первоначальная стоимость не была уже списана и срок полезного использования еще не истек. Проводки по списанию следующие.

ДТ 01 субсчет «Выбытие ОС» КТ 01 – списана первоначальная стоимость объекта.

ДТ 02 КТ 01 – показан износ актива за период.

ДТ 91 КТ 01 – балансовая стоимость отнесена на расходы (на основании акта списания).

Безвозмездная передача основных средств: проводки

Дарение объекта другим организациям и физическим лицам признается реализацией на безвозмездной основе. В связи с этим бухгалтерские проводки будут аналогичным тем, которые используют при продаже активов.

Однако при безвозмездной передаче цена реализации ОС равна нулю, поэтому у организации возникнет убыток от такой сделки даже при отсутствии возможных расходов, связанных с их безвозмездной передачей. Проводки по передаче активов следующие.

ДТ 01 субсчет «Выбытие ОС» КТ 01 – списана первоначальная стоимость объекта.

ДТ 02 КТ 01 – показан износ актива за период.

ДТ 91 КТ 01 – балансовая стоимость отнесена на расходы.

Инвентаризация основных средств: проводки

Инвентаризацию проводят, чтобы убедиться в фактическом наличии активов, которые числятся на балансе. Как правило, ревизию проводят перед тем, как составить годовую отчетность. Но есть и другие случаи, когда необходимо проводить инвентаризацию (п. 27 положения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

В результате инвентаризации могут возникнуть как излишки, так и недостачи. Излишки в бухучете приходуют по рыночным ценам на дату проведения инвентаризации и отражают в составе прочих доходов. При выявлении недостачи сначала устанавливают виновных. Если это сделать невозможно или виновные не найдены, то компания списывает убыток на прочие расходы.

Стоимость выявленных в результате инвентаризации излишков ОС учитывают по дебету счета 01, который корреспондирует с кредитом счета 91. Проводки следующие.

ДТ 01 субсчет «ОС» КТ 91 – учтены излишки, найденные при инвентаризации.
Выявленные недостачи сначала отражают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 01. Операция следующая.

ДТ 94 КТ 01 – учтены недостачи, выявленные при инвентаризации.
Далее все зависит от того, нашла компания виновного или нет. В случае если виновник найден, недостачу распределяют на него. Проводка следующая.

ДТ 73 КТ 94 – недостача отнесена на виновного по балансовой стоимости.
В случае если виновный не найден, в учете признают убыток. Проводка следующая.

ДТ 91 КТ 94 – списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица.

Аренда основных средств: проводки

Иногда выгоднее арендовать имущество, чем приобретать в собственность. И наоборот, сдавать в аренду активы, которые накладно использовать в деятельности.

При аренде собственник (арендодатель) передает актив во временное пользование арендатору. Смены собственника при этом не происходит.

Бухгалтерский учет у арендодателя и арендатора различный.

Учет у арендодателя
Рассмотрим, какие проводки должен сделать в учете собственник, который передает имущество контрагенту по договору аренды.

Передача объекта в аренду
В бухучете имущество, которое сдается в аренду, учитывают обособленно. Для этого к счету 01 открывают субсчет «Имущество, переданное в аренду» или аналогичный.

При передаче актива в аренду в учете делают проводку между субсчетами счета 01.
ДТ 01 субсчет «Объекты в аренде» КТ 01 субсчет «Собственное имущество» – объект передан в аренду.

Арендная плата
Арендную плату арендодатель учитывает в составе доходов от обычных видов деятельности или в прочих доходах. Все зависит от того, каким бизнесом занимается собственник.

Доходы от основного вида деятельности учитывают по кредиту счета 90 «Продажи», а доходы от дополнительного вида деятельности — по кредиту счета 91. Проводки следующие.
ДТ 62 (76) КТ 90 – начислена аренда по основному виду деятельности.
ДТ 62 (76) КТ 91 – начислена аренда по дополнительному виду деятельности.
ДТ 90 КТ 68 — начислен НДС с суммы арендной платы.

Возврат имущества
Операцию по возврату имущества в учете отражают обратной проводкой между субсчетами, которые открыты к счету 01. Проводка следующая.

ДТ 01 субсчет «Собственное имущество» КТ 01 субсчет «Имущество, переданное в аренду» – возвращено имущество, ранее переданное в аренду.

Учет у арендатора

Теперь рассмотрим, какие проводки должен сделать в учете арендатор, который получил имущество от арендатора.

Получение имущества в аренду
Имущество, полученное по договору аренды, арендатор отражает за балансом на специальном счете 001 «Арендованные ОС». Стоимость арендованного имущества указывают в оценке, зафиксированной в договоре. Операция следующая.

ДТ 001 – получено имущество по договору аренды.

Для удобства к счету 001 можно организовать аналитический учет по арендодателям и по каждому арендованному имуществу.

Арендная плата

В зависимости от того, в какой деятельности арендатор использует активы, затраты на аренду отражают в составе расходов по обычной деятельности или в прочих расходах. Проводки следующие.

ДТ 20 (44) КТ 60 (76) – начислена аренда по имуществу, которое используется в основной деятельности.

ДТ 91 КТ 60 (76) – начислена аренда по имуществу, которое используется в непроизводственных целях.

Возврат имущества собственнику
Возврат арендованного имущества отражают проводкой по кредиту счета 001. Операция следующая.
КТ 001 – возвращено арендодателю арендованное имущество.

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО