Победитель тендера обязан гарантировать выполнение своих обязательств по госконтракту, а заказчику предоставлено право компенсировать свой ущерб в случае допущенных поставщиком нарушений. Для этих целей создан механизм финансового обеспечения исполнения госконтракта. О том, как он работает, изложено в статье.
Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила; редактор: Чапис Елена
Содержание
- Что такое обеспечение контракта
- Обеспечение по заявке, контракту, гарантийным обязательствам в учете: есть ли отличия
- Обеспечение исполнения контракта в учете исполнителя: проводки
- Обеспечение исполнения контракта в учете заказчика: проводки
Что такое обеспечение контракта
Отношения, связанные с обеспечением госнужд, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ).
Госконтракт заключается на основе размещаемого учреждением госсектора заказа на поставку товаров для госнужд, по которому расчеты с победителем тендера осуществляются за счет бюджетных средств.
Заказчиком должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, кроме случаев, когда заказчик вправе, но не обязан предусмотреть такое условие (ч. 1 ст. 96 закона № 44-ФЗ).
Установление требования об обеспечении выполнения госконтракта служит средством минимизации рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по нему. Оно обеспечивает обязательства контрагента, вытекающие из контракта, а также обязанности, связанные с нарушением условий госконтракта, и упрощает процедуру удовлетворения за счет суммы обеспечения требований заказчика к контрагенту (п. 29 обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 28.06.2017).
Госконтракт заключается только после представления победителем тендера обеспечения его исполнения (ч. 4 ст. 96 закона № 44-ФЗ).
Исполнение госконтракта обеспечивается:
а) внесением денег на счет заказчика, на котором аккумулируются все средства, поступающие заказчику;
б) предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 закона № 44-ФЗ. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный госконтрактом срок исполнения обязательств, которые обеспечены такой гарантией не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения.
Участник закупки вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения исполнения контракта.
В то же время одновременно применять оба обеспечительных механизма нельзя. Поскольку закон № 44-ФЗ не предоставляет возможности использования одновременно банковской гарантии и денежных средств в каком-либо процентном соотношении (письмо Минфина РФ от 21.01.2020 № 24-03-07/3170).
Однако у исполнителя госконтракта есть возможность изменить способ обеспечения.
Частью 7 статьи 96 закона № 44-ФЗ установлено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе:
а) изменить вид обеспечения по госконтракту;
б) либо предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение по нему.
При этом у исполнителя есть право на уменьшение размера обеспечения контракта, которое обусловлено частичным исполнением контракта.
То есть в случае когда госзаказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части, допускается уменьшение исполнителем обеспечения, предоставленного взамен первоначального, на размер выполненных обязательств (п. 27 обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда от 28.06.2017).
По общему правилу предоставление обеспечения исполнения обязательств по выполнению работ является обязательным на стадии подписания госконтракта.
Подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя.
Правовой режим предоставляемых средств определяется в соответствии с нормами параграфа 8 главы 23 ГК об обеспечительном платеже.
Исходя из положений пункта 1 статьи 381.1 ГК РФ, внесенные средства представляют собой обеспечительный платеж.
Он гарантирует денежное обязательство, в том числе обязательства, которые возникнут в будущем, включая обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, и обязательства, возникшие на основаниях, предусмотренных п. 2 ст. 1062 ГК РФ.
В случае ненаступления обстоятельств в предусмотренный договором срок или прекращения обеспеченного обязательства обеспечительный платеж подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
В случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платеж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к исполнителю, если иное не предусмотрено госконтрактом.
Вносимые исполнителем денежные средства как обеспечительный платеж гарантируют исполнение обязательства, в том числе по уплате неустойки.
Размер возвращаемого победителю торгов обеспечения напрямую взаимосвязан с размером имеющихся у заказчика конкретных требований к исполнителю. Поскольку внесенные им денежные средства обеспечивают требование в том объеме, в каком оно возникает к моменту удовлетворения (постановления Арбитражных судов Северо-Западного округа от 14.08.2024 № Ф07-9659/2024, Дальневосточного округа от 10.03.2023 № Ф03-595/2023, Уральского округа от 22.09.2023 № Ф09-7975/22).
В то же время денежная сумма, превышающая указанный размер, взыскивается с заказчика в качестве неосновательного обогащения.
При определении размера обеспечения учитывается, что
а) если госконтракт предусматривает выдачу аванса, размер обеспечения не может быть меньше его размера;
б) аванс более 30 процентов от НМЦК, сумма обеспечения исполнения соответствует размеру аванса;
в) госконтракт подлежат казначейскому сопровождению, сумма обеспечения рассчитывается как разница НМЦК и суммы аванса.
Если госконтракт заключается по итогам закупки у СМП и СОНКО и заказчик предусмотрел требование об обеспечении исполнения контракта, его размер составляет от 0,5 до 30 процентов включительно от цены, по которой заключается контракт (ч. 6.2 ст. 96 закона № 44-ФЗ, письмо Федерального казначейства РФ от 28.06.2023 № 14-00-05/17885).
Требование обеспечения исполнения госконтракта может не устанавливаться заказчиком в случае, когда расчеты по нему подлежат казначейскому сопровождению (ч. 6.1 ст. 96 закона № 44-ФЗ).
Денежные средства, внесенные исполнителем в качестве обеспечения по госконтракту, возвращаются заказчиком:
а) в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту;
б) либо, если это предусмотрено контрактом, по истечении гарантийного срока.
Срок возврата заказчиком таких денежных средств не должен превышать:
а) 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств;
б) либо 15 дней, если участниками закупок могли быть только субъекты МСП.
Это следует из части 27 статьи 34 закона № 44-ФЗ.
При этом исполнитель не обязан направлять заказчику заявление на возврат обеспечения.
Заказчик самостоятельно возвращает денежные средства в срок, который установлен в контракте.
Исключение — если контракт исполнен не полностью. Возврат в этом случае проходит на основании заявления от контрагента, а сумма к возврату рассчитывается с учетом частичного исполнения контракта (письмо Минфина РФ от 17.01.2025 № 24-06-09/3028).
Непредставление обеспечения исполнения контракта также является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения госконтракта (ч. 5 ст. 96 закона № 44-ФЗ).
В таких случаях данные об участниках, уклонившихся от заключения контрактов, включаются в РНП (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ).
Внесение обеспечения также может потребоваться для работ по договорам, заключаемым не только для госнужд, но также и с заказчиками, которые не относятся к бюджетному сектору.
Такие отношения регламентированы иным актом — Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее — закон № 223-ФЗ).
Он распространяется на госкомпании, естественные монополии и учреждения, работающие в сфере коммунального хозяйства, которые для оплаты услуг исполнителей тратят собственные, а не бюджетные деньги.
Такие заказчики в извещении об осуществлении конкурентной закупки указывают размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения (п. 8.2 ч. 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ).
Обеспечение по заявке, контракту, гарантийным обязательствам в учете: есть ли отличия
Закон № 44-ФЗ предусматривает три инструмента, обеспечивающих исполнение победителем торгов условий госконтракта:
1) обеспечение заявки — мера, применяемая ко всем потенциальным участникам торгов. Ее цель — подтвердить добросовестность намерения компании участвовать в тендере и заключить контракт в случае победы. Этот инструмент обеспечения применяется с момента подачи заявки и до заключения госконтракта. Требование об обеспечении заявки обязательно для закупок, НМЦК которых свыше 1 млн рублей, проводимых конкурентным способом (ст. 44 закона № 44-ФЗ).
Обеспечение заявки происходит следующим образом:
а) при проведении электронного аукциона организация — участник тендера вносит денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, на специальный счет в банке для их перевода на счет, на котором аккумулируются все средства заказчика. Перечень банков установлен Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р);
б) обеспечение заявки предоставляется путем блокирования этих средств (пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 44 закона № 44-ФЗ).
Подача заявки на участие в электронном конкурсе выражает согласие участника тендера на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения указанной заявки (пп. «а» п. 3 ч. 5 ст. 44 закона № 44-ФЗ).
Закон № 44-ФЗ предусматривает возврат участнику закупки средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке. Вместе с тем в случае уклонения или отказа победителя закупки заключить контракт возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется (письмо Минфина РФ от 17.06.2020 № 24-03-08/52224);
2) обеспечение исполнения контракта — это своего рода страховка заказчика от недобросовестных действий победителя торгов, с которым заключен госконтракт. Применяется от момента заключения контракта до полного исполнения обязательств по госконтракту обеими сторонами, приемки и оплаты;
3) обеспечение гарантийных обязательств позволяет заказчику быть уверенным, что поставщик даже после полного завершения контракта и получения оплаты не забудет о своих гарантиях. Применяется с момента выполнения обязательств по контракту и до истечения гарантийных сроков на поставленные товары, работы или услуги.
Заказчик вправе установить требование об обеспечении гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении (ч. 2.2 ст. 96 закона № 44-ФЗ).
Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10 процентов от НМЦК, от цены госконтракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом суды отмечают, что по закону № 44-ФЗ нет запретов на предоставление обеспечения исполнения госконтракта в целом как поставки (выполнения работ), так и гарантийных обязательств.
В связи с этим заказчик вправе включить в госконтракт условие о том, что обеспечение исполнения госконтракта в целом возвращается только после истечения гарантийного срока на результат выполненных работ, являющихся предметом тендера.
То есть отсутствие в законе № 44-ФЗ обязательных требований к предоставлению отдельного обеспечения гарантийных обязательств не свидетельствует, что госконтрактом не может быть предусмотрено условие о том, что обеспечение предоставляется и подлежит возврату только после исполнения всех, в том числе гарантийных обязательств по нему.
Гарантийные обязательства подрядчика являются частью его обязательств по госконтракту. При этом, поскольку денежными средствами на счете заказчика обеспечены все обязательства подрядчика, в том числе гарантийные, а не только обязательство по выполнению работ, предоставленное обеспечение распространяется и на гарантийное (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 № 07АП-1767/2016).
Обеспечение исполнения контракта в учете исполнителя: проводки
Бухучет у исполнителя госконтракта осуществляется в зависимости от использования способа обеспечения по госконтракту:
а) с помощью гарантии;
б) либо путем внесения обеспечительных средств на счет заказчика.
В первом случае нужно учесть, что гарантии выдаются банками и относятся к банковским услугам (п. 8 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).
Поэтому затраты на выплату банковского вознаграждения за получение гарантии можно:
а) либо квалифицировать как оплату банковских услуг и учесть в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99);
б) либо признавать расходом по обычным видам деятельности (п. 5, п. 16 ПБУ 10/99).
Расход признается на дату выдачи гарантии (п. 18 ПБУ 10/99).
В бухучете эти операции отражаются проводками:
Дт 76 – Кт 51 — перечислены средства банку за выдачу гарантии;
Дт 20, 44, 91-2 – Кт 76 — сумма вознаграждения учтена в расходах.
Учитывать полученную гарантию на забалансовом счете 008 не нужно, поскольку компания ее не получает.
В случае если компания выбирает обеспечительный платеж, ей нужно отразить дебиторскую задолженность, так как эти средства возвращаются заказчиком после исполнения контрагентом своих обязательств по контракту.
Выданный обеспечительный платеж в расходах не отражается, поскольку, по сути, он выполняет роль задатка. Поэтому в момент обратного его получения у компании не возникает и доходов (п. 2, п. 16 ПБУ 10/99, п. 2, п. 3 ПБУ 9/99).
Перечисленные средства отражаются на забалансовом счете 009.
В бухучете эту операцию следует отразить проводками:
Дт 62 (76) – Кт 51 — перечислены средства в качестве обеспечительного платежа по госконтракту;
Дт 009 — отражена за балансом сумма выданного обеспечения;
Дт 51 – Кт 62 (76) — учтен возврат обеспечительного платежа заказчиком;
Кт 009 — учтено обратное перечисление средств заказчиком.
Бухучет по счету 009 ведется по каждому выданному обеспечению.
Обеспечение исполнения контракта в учете заказчика: проводки
В бюджетном учреждении суммы денежных средств, поступивших во временное распоряжение заказчика и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, относятся к денежным средствам во временном распоряжении.
Для их учета предназначен счет 30401 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» (п. 267 инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов госвласти, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).
На нем учитывают суммы, принятые в обеспечение заявки, исполнения контракта, гарантийных обязательств (письмо Минфина РФ от 24.04.2020 № 02-08-10/34472).
Обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на забалансовом счете 10 датой предоставления гарантии, причем полученной как на бумаге, так и размещенной в электронном виде в ЕИС.
Списание с забаланса банковской гарантии, обеспечивающей исполнение госконтракта, осуществляется на основании актов приемки-передачи.
В случае когда речь идет о заказчиках по закону № 223-ФЗ, обеспечительный платеж отражается у них как кредиторская задолженность (п 3, 12 ПБУ 9/99).
Эта операции отражается проводками:
Дт 51 – Кт 76 — при получении средств обеспечения по договору;
Дт 76 — Кт 51 — при возврате.
Пока обеспечение находится в распоряжении кредитора, он отражает его на счете 008. Когда обязательства выполнены, заказчик составит проводку на возврат обеспечительных денег: Кт 008.
Вы можете оставить первый комментарий