Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила; редактор: Александр Чепенко
Договор транспортировки грузов по морю стоит особняком в системе действующего законодательства. Он обладает схожими чертами с договорами аренды транспортного средства или перевозки, однако имеет самостоятельный предмет регулирования и свои особенности. О нюансах этого соглашения расскажем в нашей статье.
Содержание
- Договор перевозки морским транспортом
- Формы договора морской перевозки
- Стороны договора морской перевозки
- Условия в договоре морской перевозки
- Заключение договора морской перевозки груза
- Ответственность перевозчика по договору морской перевозки грузов
Договор перевозки морским транспортом
Юридическая природа ГПД морской транспортировки наиболее близка к договорам перевозки, поскольку их предметом является предоставление услуг особого рода — услуг по перемещению грузов в пространстве. Правоотношения по перевозке регулируются положениями главы 40 ГК РФ.
В то же время отношения сторон, связанные с морскими перевозками груза, выделены в самостоятельную отрасль и регулируются положениями иного документа — Кодекса торгового мореплавания (далее — КТМ).
В КТМ это соглашение определяется как вид фрахтования.
Договор морской перевозки — это договоренность, по которой судоходная компания, судовладелец, перевозчик, фрахтовщик обязуются доставить груз из одного порта в другой, а другая сторона, именуемая фрахтователем или грузовладельцем, обязуется уплатить за это установленную плату, иначе называемую фрахтом (ст. 115 КТМ).
При приеме от фрахтователя перевозчику фрахта последнему предоставляется коносамент, служащий подтверждением возникновения между фрахтователем и перевозчиком договора морской перевозки.
Формы договора морской перевозки
Договор на доставку груза морем должен быть заключен в письменной или электронной форме (п. 1 ст. 117 КТМ).
Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться:
а) чартером — соглашением с условием предоставления для морской транспортировки товаров всего судна, части его или его определенных помещений.
Чартер должен содержать наименование сторон, название судна (общую идентификацию или оговорку о возможности замены судна на аналогичное), указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также название места назначения или направления судна. Чартер подписывают перевозчик и фрахтователь или их представители (ст. 120 КТМ);
б) коносаментом, выполняющим три основные функции:
— свидетельствует о заключении договора перевозки груза морем;
— удостоверяет принятие груза перевозчиком;
— является товарораспорядительным документом, оформление которого производится в момент принятия товара.
В международных отношениях коносамент также подтверждает наличие соглашения. В пункте 4 статьи 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года предусмотрено, что коносамент создает презумпцию, если не будет доказано иное, приема перевозчиком грузов, как они в нем описаны;
в) другими письменными доказательствами.
Закон допускает только письменную форму договора.
Вместе с тем он может не составляться в виде отдельного документа и считается заключенным при наличии вышеперечисленных документов или других письменных доказательств. При этом ни КТМ, ни ГК РФ не конкретизируют, о каких именно письменных доказательствах идет речь.
Закон предусматривает, что ГПД заключается посредством направления оферты, которая означает предложение заключить соглашение одной из сторон и ее акцепта, то есть принятия предложения другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенное и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, который предложение примет. Оферта должна содержать существенные условия этого соглашения.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом. К таким действиям может относиться отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Суды отмечают, что инвойс, содержащий все существенные условия договора и впоследствии оплаченный, может выступать не только как документ для оплаты, но и как акцептованная оферта (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу № А05-6000/2015).
Следовательно, инвойс может подтвердить заключение соглашение на транспортировку товаров по морю.
Акт сверки и акт об оказании услуг не могут подтверждать факт заключения и исполнения такого соглашения. На это обратил внимание Верховный Суд РФ в Определении от 05.08.2015 № 307-ЭС15-9386. Он отметил, что поскольку компания не представила коносамент или иной перевозочный документ, то в соответствии с п. 2 ст. 785, п. 2 ст. 117 КТМ контракт на морскую перевозку нельзя считать заключенным.
При перевозках груза по чартеру, так же, как и в остальных случаях, составляется коносамент.
При этом роль каждого из этих документов зависит от того, совпадает ли фрахтователь с получателем.
При их несовпадении возникает два правоотношения:
а) между фрахтовщиком или перевозчиком и фрахтователем;
б) между фрахтовщиком или перевозчиком и получателем груза — держателем коносамента.
Но в любом случае при заключении договора чартера перевозка на судне осуществляется только фрахтовщиком (перевозчиком).
Действие чартера распространяется на получателя, не являющегося фрахтователем, то есть стороной договора морской перевозки груза, лишь когда в коносаменте имеется ссылка на чартер. О таком соотношении чартера и коносамента говорится в ст. 119 КТМ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 по делу № А56-9229/2008).
В силу пункта 1 статьи 118 КТМ перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морских грузоперевозок могут заключать также долгосрочные соглашения об организации доставки грузов по морю.
При заключении долгосрочного ГПД доставка конкретной партии товара осуществляется в соответствии с договором морской перевозки, заключенным на основе такого долгосрочного контракта.
Стороны договора морской перевозки
Правоотношения по соглашению о морской транспортировке товаров возникают между:
а) перевозчиком — лицом, заключившим договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор;
б) фрахтователем — стороной, заключившей договор морской грузоперевозки;
в) отправителем — лицом, заключившим соглашение о транспортировке, а также любым лицом, которое сдало груз перевозчику от своего имени.
При этом фрахтователь судна, то есть лицо, которое вступает в договорные отношения с перевозчиком, отправитель и собственник груза могут не совпадать в одном лице.
Роль перевозчика на морском транспорте выполняет, как правило, так называемый судовладелец, под которым понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Легитимным представителем судовладельца является капитан судна.
При фрахтовании судна, его части или определенных помещений по чартеру фрахтователь вправе вступить в этот договор для перевозки не только своего груза, но и груза, принадлежащего его контрагенту по договору купли-продажи или иным лицам.
Для вступления в договор морской грузоперевозки не требуется, чтобы фрахтователь имел право собственности на груз. Собственником может быть любое другое лицо.
При этом ни ГК, ни КТМ не содержат положений о том, что отправителем может быть только собственник груза.
Условия в договоре морской перевозки
КТМ не регулирует детально процедуру заключения договора морской транспортировке грузов. Поэтому способы его заключения, наименование и формы документов могут отличаться в разных портах, а в случае, если перевозка осуществляется в рамках ВЭД — нормами права соответствующего государства.
В российском законодательстве ГПД считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия:
а) о предмете договора;
б) названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для ГПД данного вида;
в) относительно которых по заявлению одной из сторон должна быть достигнута договоренность.
КТМ перечисляет такие условия.
Он предусматривает, что контракт на транспортировку товаров по морю можно оформить:
а) с условием предоставления для морской перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений — чартер;
б) без такого условия.
Фрахтование, оно же чартер, является специальным видом ГПД перевозки, отличительный признак которого — предоставление вместимости транспортного средства.
Вместимость транспортного средства или ее часть при чартере фрахтуется исходя из целевого назначения — для перемещения грузов, пассажиров и багажа.
Следовательно, цель фрахтования прямо предусмотрена в законе и является существенным условием чартерного ГПД.
Как правило, с помощью чартера регулируются отношения, связанные с перемещением массовых однородных грузов, когда количество грузов является достаточным для загрузки всего судна или его части. К примеру, при транспортировке нефти, зерна, леса.
Для данного вида договора характерен особый порядок его заключения — с использованием стандартных проформ различных чартеров.
Указанные проформы разрабатываются с учетом особенностей перемещения определенных видов грузов и применительно к направлениям перевозки.
При этом не любой договор морской перевозки относится к фрахтованию.
В судебной практике отмечается, что по закону, помимо договора морской грузоперевозки, предусматривается еще два вида фрахтования морских судов:
а) фрахтование судна без экипажа — бербоут-чартер. По этому ГПД судовладелец обязуется за плату предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок неукомплектованное экипажем и неснаряженное судно для доставки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания;
б) фрахтование судна на время или тайм-чартер. В этом случае судовладелец обязуется за плату предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перемещения грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. В тайм-чартере должны быть указаны наименование сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные. К примеру, грузоподъемность, грузовместимость, скорость, а также район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм- чартера (ст. 200 КТМ).
На это обстоятельство обратили внимание арбитры Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 02.04.2007 по делу № А55-36875/2005.
Суды отмечают, что тайм-чартер как разновидность фрахтования судна относится к группе договоров имущественного найма. Поэтому, принимая во внимание основную цель этого договора, к которой относится пользование и владение имуществом, его можно относить к договорам аренды транспортных средств (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 № 15АП-1269/2011).
При этом обращается внимание на разные условия соглашений касательно транспортировки товаров морским путем от тайм-чартера, которые составляют основные отличия этих договорных конструкций:
1. Разные цели этих ГПД. Цель соглашения морской транспортировки — оказание услуг по перемещению ценностей из порта отправления в порт назначения. В то время как целью тайм-чартера является предоставление судна во временное пользование.
2. Предмет ГПД морской грузоперевозки — это деятельность по перемещению товаров морем. Предметом тайм-чартера как разновидности договора аренды являются судно и услуги экипажа.
3. При морской транспортировке право пользования и владения судном принадлежит судовладельцу. По условиям тайм-чартера фрахтователю принадлежит право пользования судном.
4. Различным является целевое использование судна. По тайм-чартеру существует возможность зафрахтовать судно для иных, чем перевозка груза, целей торгового мореплавания. К примеру, для перевозки пассажиров, промыслов водных ресурсов, лоцманской и ледокольной проводки.
5. При морской перевозке капитан и члены экипажа судна подчиняются судовладельцу по вопросам, относящимся к управлению этим ТС, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа, а также по вопросам коммерческой эксплуатации судна. В случае тайм-чартера для капитана и других членов экипажа обязательными становятся распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.
6. Арендная плата или фрахт по тайм-чартеру не зависит от наличия на судне груза, его количества, эффективности эксплуатации судна. По договору морской транспортировки размер платежей определяется в зависимости от веса или объема доставляемого товара с учетом его специфических свойств, а также количества дополнительных портов захода.
7. Риск повреждения и гибели судна по соглашению на транспортировку по морю в любом случае несет судовладелец. По договору тайм-чартера фрахтователь несет риск повреждения и гибели судна, произошедших в связи с его коммерческой эксплуатацией.
8. По ГПД на морскую транспортировку обязанность перевозчика по приведению судна в мореходное состояние заключается в подготовке судна к доставке определенного груза в отдельном географическом районе. Зафрахтованное в тайм-чартер судно должно быть мореходным к началу срока, на которое оно зафрахтовано. Судовладелец не обязан всякий раз заново приводить трюма или иные грузовые помещения судна в состояние, которое отвечает особенностям каждой конкретной перевозки, осуществляемой в период действия этих соглашений.
Также отметим, что порядок оплаты и расчетов сторон по чартеру или ГПД на морскую грузоперевозку не может повлиять на правовую природу этих контрактов. Поскольку порядок расчетов сторон не является существенным условием ГПД на транспортировку грузов по морю (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2018 № Ф08-5984/2018).
Заключение договора морской перевозки груза
Коносамент — единственный документ, который может свидетельствовать о заключении и наличии соглашения на транспортировку в части отношений между отправителем и перевозчиком.
Этот документ подтверждает, что перевозчик принял груз к перевозке, то есть в свое ведение.
Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.
Поскольку такой ГПД заключается с перевозчиком, на него возлагаются права и обязанности относительно груза, представленного для транспортировки. И именно капитан судна, как уполномоченное лицо, является законным представителем перевозчика (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу № А41-К2-12314/07).
Содержанием коносамента по норме статьи 144 КТМ являются сведения:
а) о перевозчике и месте его нахождения;
б) порте погрузки;
в) дате приема груза перевозчиком в порту погрузки;
г) об отправителе и месте его нахождения;
д) порте выгрузки;
е) получателе, если он указан отправителем;
ж) грузе. Нужно указывать данные, необходимые для его идентификации, число мест или предметов и массу груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
з) внешнее состояние груза и его упаковки;
и) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
к) время и место выдачи коносамента;
л) число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;
м) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.
Коносамент не подтверждает права собственности на перевозимый груз. Он является:
а) документом, свидетельствующим о заключении договора перевозки;
б) основанием выдачи груза указанному в нем лицу.
Указание в коносаментах в качестве отправителя иных лиц не свидетельствует о приобретении указанными лицами права собственности на экспортируемые товары.
Ответственность перевозчика по договору морской перевозки грузов
Согласно пункту 1 статьи 150 КТМ перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз и выгружать.
Перевозчик отвечает за утрату или повреждение принятого для транспортировки товара либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи (п. 4 ст. 166 КТМ).
При этом речь идет о возмещении ущерба, который возникает в следующих размерах:
а) стоимость утраченного груза — при утрате товара;
б) сумма, на которую понизилась его цена при повреждениях;
в) объявленная стоимость — в случае утраты товара, принятого для перевозки с объявлением его ценности.
За перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется контрактом на транспортировку.
Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если фрахт не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза.
Общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен или должен выгружаться с судна исходя из условий соглашения на морскую перевозку.
Стоимость перевозимых товаров определяется исходя из цены, определенной на биржевых торгах или из рыночной стоимости (ст. 169 КТМ).
Упущенная выгода не входит в состав возмещаемых перевозчиком убытков в случае утраты или повреждения груза.
Вы можете оставить первый комментарий