Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Изменения в работе с персональными данными в 2024 году

Над статьей работали:

Изменения в работе с персональными данными происходят постоянно. В нашей статье расскажем о последних нововведениях в этой области, а также приведем основные правила обработки личных данных граждан, актуальные в 2024 году.

Ужесточение ответственности за обработку персональных данных

23 декабря 2023 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 12.12.2023 № 589-ФЗ. Он повысил штрафы за обработку персональных данных без письменного согласия гражданина и нарушение требований к содержанию такого согласия (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ):

Субъект правонарушения

Штраф до 23.12.2023

Штраф с 23.12.2023

Гражданин от 6 тыс. до 10 тыс. рублей от 10 тыс. до 15 тыс. рублей
Должностное лицо от 20 тыс. до 40 тыс. рублей от 100 тыс. до 300 тыс. рублей
Компания от 30 тыс. до 150 тыс. рублей от 300 тыс. до 700 тыс. рублей

Повысился и штраф за совершение этого нарушения повторно (ч. 2.1 ст. 13.11 КоАП РФ):

Субъект правонарушения Штраф до 23.12.2023 Штраф с 23.12.2023
Гражданин от 10 тыс. до 20 тыс. рублей от 15 тыс. до 30 тыс. рублей
Должностное лицо от 40 тыс. до 100 тыс. рублей от 300 тыс. до 500 тыс. рублей
ИП от 100 тыс. до 300 тыс. рублей от 500 тыс. до 1 млн рублей
Компания от 300 тыс. до 500 тыс. рублей от 1 млн до 1,5 млн рублей

Закон № 589-ФЗ с 23.12.2023 также предусмотрел для банков, МФЦ и ряда других юрлиц новый состав административного правонарушения – нарушение требований к тому, как размещать и обновлять биометрические персональные данные в единой системе. Штраф за такое нарушение составляет (ст. 13.11.3 КоАП РФ):

• для должностных лиц от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;
• для компаний – от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Как защитить персональные данные сотрудников

Методы защиты персональных данных сотрудников отличаются в зависимости от того на каких носителях такие данные представлены. Требования к организации защиты личных сведений граждан на бумажных носителях подробно не описаны. Ключевое требование – принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных работников от неправомерного использования или утраты либо обеспечить принятие таких мер (п. 7 ст. 86 ТК РФ, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Поэтому мы рекомендуем:
• хранить личные данные на бумажных носителях в специальных помещениях. Нужно раздельно хранить персональные данные (материальные носители), которые обрабатываются в разных целях (п. 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687);
• организовать особый режим доступа в эти помещения. В частности, утвердить перечень лиц, имеющих доступ в такие помещения (п. 13 Положения № 687);
• организовать охрану помещений, например, оборудовать их сигнализацией, металлическими самозакрывающимися дверьми, решетками на окнах.

В некоторых случаях необходимо хранить личные сведения граждан в железных шкафах. Например, это касается документов воинского учета, содержащих персональные данные работников (п. 21 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Организовать защиту персональных данных, которые хранятся в информационных системах, непросто. Поэтому, как правило, привлекают специализированную организацию или ИП, у которых есть лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (п. 2 Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, утвержденных Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21).

В частности, для защиты потребуется:

• определить тип угрозы безопасности персональных данных (п. 7 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119);
• подобрать один из четырех уровней защиты сведения, исходя из типа угрозы, в соответствии с п. п. 8 — 16 Требований № 1119.

От этого и будет зависеть комплекс мер. Например, если по итогам определения типа угрозы специалист предложит обеспечить минимальный (четвертый) уровень защищенности персональных данных работников, потребуется (п. 13 Требований № 1119):

• обезопасить помещения, в которых размещена информационная система, от неконтролируемого проникновения или неправомерного доступа;
• обеспечить сохранность носителей персональных данных;
• утвердить перечень лиц, имеющих в силу трудовых обязанностей доступ к данным в информационной системе;
• защитить информацию с помощью средств, прошедших процедуру оценки соответствия, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.

Кроме того, необходимо взаимодействовать с госсистемой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ. В частности, потребуется уведомлять о компьютерных инцидентах, из-за которых личные сведения граждан неправомерно переданы, распространены и так далее. Порядок взаимодействия утвержден Приказом ФСБ России от 13.02.2023 № 77.

Если передача данных привела к нарушению прав сотрудников, то работодатель обязан в течение 24 часов с момента ее выявления уведомить Роскомнадзор (п. 1 ч. 3.1 ст. 21 Закона № 152-ФЗ):

• об инциденте и его предполагаемых причинах;
• возможном вреде, причиненном правам работников;
• мерах, принятых по устранению последствий инцидента;
• лице, которое уполномочено взаимодействовать с Роскомнадзором по вопросам, связанным с инцидентом.

По выявленному факту компания обязана провести внутреннее расследование. О его результатах нужно уведомить Роскомнадзор в течение 72 часов с момента обнаружения передачи данных. Кроме того, надо предоставить сведения о лицах, из-за которых произошел инцидент (если такие есть) (п. 2 ч. 3.1 ст. 21 Закона № 152-ФЗ).

Порядок и условия взаимодействия Роскомнадзора с операторами в рамках ведения реестра учета инцидентов в области персональных данных утверждены Приказом Роскомнадзора от 14.11.2022 № 187.

Уведомление Роскомнадзора

Работодатель, собирая, храня, используя, передавая или уничтожая данные, относящиеся к любому физическому лицу, является оператором. До начала обработки личных сведений граждан он обязан уведомить Роскомнадзор о своем намерении обрабатывать такие сведения, за исключением ряда случаев (ч. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ). Так, без уведомления Роскомнадзора можно проводить обработку персональных данных (ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ):

• включенных в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
• если оператор обрабатывает данные исключительно без использования средств автоматизации;
• в случаях, предусмотренных законодательством РФ о транспортной безопасности.

Уведомление нужно составить по форме, приведенной в Приложении № 1 к Приказу Роскомнадзора от 28.10.2022 № 180. Документ должен быть подписан уполномоченным лицом (ч. 3 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Роскомнадзор на основании уведомления в течение 30 дней с даты его поступления вносит сведения в реестр операторов (ч. 4 ст. 22 Закона № 152-ФЗ). Информация об этом размещается на официальном сайте Роскомнадзора, а также на Портале персональных данных (п. 3.5 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94).

Обо всех изменениях, которые произошли в течение месяца, нужно сообщить в Роскомнадзор не позднее 15-го числа следующего месяца. Если компания прекратила обработку персональных данных, нужно уведомить Роскомнадзор в течение 10 рабочих дней с даты прекращения обработки (ч. 7 ст. 22 Закона № 152-ФЗ). Данные уведомления необходимо составлять по формам, приведенным в Приложениях № № 2 и 3 к Приказу № 180.

Если организация намерена осуществлять трансграничную передачу персональных данных, следует также направить в Роскомнадзор соответствующее уведомление. Оно подается отдельно от уведомления о намерении осуществлять обработку личных данных (ч. 3 ст. 12 Закона о № 152-ФЗ).

За непредставление или несвоевременное представление уведомления предусмотрена административная ответственность: предупреждение или штраф для должностных лиц — от 300 до 500 рублей, для юридических лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Положение о защите персональных данных

Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с учетом требований ТК РФ и иных федеральных законов (ст. 87 ТК РФ). Данная норма обязывает работодателя принять локальный акт, который будет регулировать порядок хранения и использования личных сведений сотрудников. Таким актом обычно является Положение об обработке и защите персональных данных. Его можно разработать в произвольной форме, так как нормативной нет. В Положении нужно описать все действия связанные с обработкой и защитой данных (хранение, использование данных и так далее). Для каждой цели обработки документ должен определять категории и перечень персональных данных, способы, сроки их обработки и хранения (ст. 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ).

Работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами, устанавливающими порядок обработки и защиты персональных данных, а также их права и обязанности в этой области (п. 8 ст. 86 ТК РФ).

Политика обработки персональных данных

Работодатель должен разработать документ, определяющий политику в отношении обработки личных сведений граждан (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ). Его структуру и содержание можно установить самостоятельно (Письмо Роскомнадзора от 19.10.2021 № 08-71063). При этом целесообразно руководствоваться Рекомендациями, изданными Роскомнадзором.

Документ должен включать в себя, в частности, сведения о цели сбора персональных данных, правовых основаниях их обработки, объеме и категориях обрабатываемых данных, порядке и условиях их обработки.

Необходимо опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к политике обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите таких данных. Документ можно разместить на официальном сайте компании или на информационном стенде в офисе, если сайта нет.

Если компания осуществляет сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, то она обязана (ч. 2 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ, Письмо Роскомнадзора от 19.10.2021 № 08-71063):

• опубликовать политику обработки персональных данных в соответствующей сети, в том числе на страницах принадлежащего ей сайта, с помощью которых собираются сведения;
• обеспечить возможность доступа к этому документу с использованием средств такой сети.

По запросу Роскомнадзора необходимо представить документы, определяющие политику обработки персональных данных, и подтвердить, что были приняты необходимые меры, в том числе в рамках такой политики (ч. 4 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на обработку персональных данных

По общему правилу работодатель вправе обрабатывать персональные данные сотрудника с его письменного согласия (п. 1 ч. 1 ст. 6, абз. 1 ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Есть случаи, когда оно не требуется. К примеру, согласие не нужно, если работодатель сообщает личные сведения сотрудника третьей стороне, чтобы предупредить угрозу его жизни и здоровью. Или обрабатывает их для осуществления и выполнения обязанностей, возложенных на него законодательством (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ, ст. 88 ТК РФ, п. 4 Разъяснений Роскомнадзора).

Поскольку в случае возникновения спора доказать получение согласия работника на обработку его персональных данных должен работодатель (ч. 3 ст. 9 Закона № 152-ФЗ), целесообразно оформить такое согласие письменно. В некоторых случаях письменная форма согласия прямо предусмотрена законом (ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Например, письменное согласие работника требуется:

• при получении персональных данных работника у третьей стороны (п. 3 ст. 86 ТК РФ);
• при передаче личных сведений работника третьим лицам, кроме тех случаев, когда это необходимо для предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях (абз. 2 ст. 88 ТК РФ);
• для обработки специальных категорий персональных данных работника, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений (п. 4 ст. 86 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ). К этим данным относятся сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни.

Работодатель с согласия сотрудника вправе поручить обработку его персональных данных (ведение кадрового, бухгалтерского учета и так далее) другому лицу (ч. 3 ст. 6 Закона № 152-ФЗ, абз. 2 п. 5 Разъяснений Роскомнадзора). Ответственность перед сотрудником за действия указанного лица несет работодатель (ч. 5 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). Если обработка поручена иностранному физическому или юридическому лицу, ответственность перед сотрудником несет и работодатель, и это лицо (ч. 6 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Отдельно от других согласий нужно оформлять согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения. При этом работнику нужно дать возможность определить их перечень по каждой категории, указанной в согласии на обработку. Он вправе также установить, например, запрет на передачу (кроме предоставления доступа) данных неограниченному кругу лиц (ч. 1, 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Требования к содержанию такого согласия утверждены Приказом Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18.

Сотрудник в любое время вправе отозвать согласие на обработку персональных данных (ч. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). В подобной ситуации продолжение обработки личных сведений работника без его согласия возможно при наличии оснований, перечисленных в п. п. 2 — 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Закона № 152-ФЗ (ч. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Использование биометрических персональных данных

Биометрические персональные данные – это сведения о физиологических и биологических особенностях человека, по которым можно установить его личность (ч. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ). Как правило, к ним относят (Письма Минцифры России от 17.07.2020 № ОП-П24-070-19433, Роскомнадзора от 10.02.2020 № 08АП-6782):

• фотографическое изображение человека;
• видеоизображение человека;
• дактилоскопические данные;
• информация о радужной оболочке глаза;
• результаты анализов ДНК;
• данные о голосе.

Обрабатывать биометрические данные может любое лицо — оператор персональных данных при условии соблюдения общего порядка обработки личных сведений граждан и особых требований к порядку обработки биометрических данных.

В установленных случаях такая обработка осуществляется с использованием единой биометрической системы (ЕБС). Использовать ЕБС в целях аутентификации физлиц могут только те организации и ИП, которые соответствуют критериям, установленным ч. 7 ст. 10 Закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных…» от 29.12.2022 № 572-ФЗ.

Помимо ЕБС, компании и ИП могут использовать для аутентификации физлиц другие информационные системы. Это системы аккредитованных организаций, осуществляющих аутентификацию на основе биометрических персональных данных физлиц. Использовать их могут те организации и ИП, которые соответствуют критериям, установленным ч. 8 ст. 16 Закона № 572-ФЗ.

Если же организация или ИП хранят биометрические данные вне информационных систем, например на бумаге, то нет специальных критериев, которым нужно соответствовать. Также нет специальных критериев для тех организаций и ИП, которые хранят биометрические данные в своей информационной системе, но проверяют их соответствие не автоматизированным способом, а с участием человека — уполномоченного должностного лица (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона № 572-ФЗ).

Обрабатывать, в том числе хранить, биометрические данные можно (п. 10 ст. 3, ч. 10 ст. 19 Закона № 152-ФЗ):

• с использованием информационных систем;
• без использования таких систем.

Использовать и хранить биометрические данные вне информационных систем можно только на таких материальных носителях и с применением такой технологии хранения информации, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения (ч. 10 ст. 19 Закона № 152-ФЗ).

Требования к материальным носителям и технологиям их хранения вне информационных систем установлены Постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 512. Как правило, тип материального носителя компания вправе выбрать сама (п. 7 Требований № 512). Это может быть, например, внешний жесткий диск, карта памяти, внешний SSD-накопитель, USB-накопитель. Необходимо вести учет количества таких материальных носителей и присваивать каждому носителю свой уникальный идентификационный номер, который позволяет точно определить оператора, осуществившего запись биометрических персональных данных на материальный носитель (п. 8 Требований № 512).

При хранении биометрии вне информационных систем нужно обеспечить регистрацию фактов несанкционированной повторной и дополнительной записи информации после ее извлечения из такой системы (п. 11 Требований № 512).

Банки, МФЦ и иные организации в случаях, определенных федеральными законами, размещают с согласия физлица его биометрические данные в ЕБС. Это делается бесплатно при личном присутствии физлица после проведения идентификации (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 572-ФЗ).

В единой системе размещаются и обрабатываются (ч. 4 ст. 3 Закона № 572-ФЗ):

• изображение лица, полученное с помощью фото- и видеоустройств;
• запись голоса, полученная с помощью звукозаписывающих устройств.

Порядок обработки биометрии ЕБС, а также Требования к параметрам биометрических персональных данных, к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для их обработки утверждены Приказом Минцифры России от 12.05.2023 № 453.

При обработке биометрии в информационных системах операторам персональных данных необходимо использовать средства защиты информации, обеспечивающие их безопасность от угроз. Такие угрозы безопасности установлены, в частности, в:

• Перечне угроз безопасности, утвержденном Приказом Минцифры России от 05.05.2023 № 445. Применимо, в частности, к операторам — организациям (за исключением организаций финансового рынка), информационные системы которых взаимодействуют с ЕБС;
• Перечне угроз безопасности, утвержденном Приказом Минцифры России от 05.05.2023 № 446. Применимо к операторам — организациям (за исключением организаций финансового рынка), обрабатывающим указанные данные, векторы ЕБС, в информационных системах, осуществляющих аутентификацию на основе биометрических данных физлиц и ЕБС.

В общем случае биометрия хранится в ЕБС не менее 50 лет с момента размещения (п. 20 Приложения № 1 к названному Приказу). Векторы единой биометрической системы, которые используются в целях аутентификации лица, разрешено использовать не дольше пяти лет (в определенных случаях — не более двух лет) со дня размещения в ЕБС биометрических данных, в результате преобразования которых получены соответствующие векторы (п. 17 Приложения № 2, п. 10 Приложения № 3 к Приказу № 453).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь