Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как стать участником проекта «Сколково»

В статье рассмотрим порядок приобретения статуса резидента «Сколково», а также преимущества, которые он дает компаниям.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Что дает статус участника «Сколково»
  2. Требования к участникам «Сколково»
  3. Получение статуса участника «Сколково»
  4. Отчетность участника «Сколково»
  5. Утрата статуса участника «Сколково»

Что дает статус участника «Сколково»

Участие в проекте «Сколково» дает компаниям ряд преимуществ. Так, предусмотрены льготы для указанных юридических лиц:
• они не уплачивают налог на прибыль (п. 246.1 НК РФ);
• освобождение от НДС (ст. 145.1 НК РФ);
• не платят налог на имущество (п. 20 ст. 381 НК РФ);
• применяют пониженные тарифы страховых взносов, составляющие 15 процентов (п. 9 ст. 427 НК РФ). Указанная ставка применяется к выплатам, размер которых превышает 1,5-кратный МРОТ. К той части суммы, которая не превышает указанный размер, применяют единый тариф страховых взносов (п. 1 ст. 423, п. 3 ст. 425, п. 2.4 ст. 427 НК РФ).

Все указанные выше преференции могут быть использованы компанией до тех пор, пока она является резидентом «Сколково». В общем случае срок, в течение которого компания имеет статус участника проекта, составляет 10 лет.

Требования к участникам «Сколково»

Определены следующие условия, которые позволяют включить организацию проект «Сколково» (пп. 1, 2 ст. 6, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ):
• юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• учредительными документами юридического лица предусмотрено осуществление им исключительно исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов;
• компания принимает на себя обязательства осуществлять исследовательскую деятельность и коммерциализацию ее результатов в соответствии с законодательством и соблюдать правила проекта;
• деятельность лиц, участвующих в реализации проекта, должна соответствовать его целям;
• резиденты должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Кроме этого, управляющая компания может установить дополнительные условия, которым должно соответствовать юрлицо, изъявившее желание стать участником проекта (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ).

Нужно пояснить, что управляющая компания — это лицо, которое осуществляет следующие функции (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ):
• организационное руководство и координация деятельности по реализации проекта, в том числе:
— утверждение документов, содержащих правила проекта, и обеспечение их соблюдения;
— согласование иных документов, необходимых для осуществления функций управляющей компании документы;
— обеспечение взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, между собой и с органами государственной власти, органами местного самоуправления;
• организует исследовательскую деятельность и коммерциализацию ее результатов, включая содействие их осуществлению, в том числе:
— принимает решения о предоставлении или лишении статуса участника проекта;
— ведет реестр участников проекта и предоставляет органам государственной власти и органам местного самоуправления документы, подтверждающие статус резидента;
— предоставляет сервисы или организует их предоставление для осуществления исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов. В данном случае подразумевается предоставление целого ряда услуг, в том числе юридическое сопровождение бухгалтерских, маркетинговых услуг по правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и защите прав на них, по привлечению инвестиций,  продвижению продукции (услуг) участников проекта, услуг технологического брокера и иных услуг, необходимых для осуществления коммерциализации результатов исследовательской деятельности;
— предоставляет или организует предоставление услуг таможенного представителя в отношении товаров, перемещаемых в целях реализации проекта;
— предоставляет возможность участникам использовать объекты инфраструктуры территории центра;
• представляет документы, необходимые для возмещения понесенных резидентами затрат по уплате таможенных платежей;
• популяризирует научно-техническую и инновационную деятельность;
• осуществляет иные функции, предусмотренные федеральным законодательством, решениями Президента РФ, а также уставом управляющей компании.

Важно, что управляющая компания не может являться учредителем организации, претендующей на получение статуса резидента «Сколково» (п. 3.1 ст. 10 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ). Однако она вправе принимать участие в инвестиционной деятельности с целью коммерциализации результатов исследовательской деятельности. В таком случае она уже может быть членом или акционером резидента проекта. При этом все участники должны иметь равные права и обязанности, управляющая компания не должна отдавать предпочтение тем организациям, в которых она является членом или акционером (пп. 3.1, 3.3 ст. 10 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ).

Получение статуса участника «Сколково»

Порядок получения статуса регламентирует «Положение о присвоении и утрате статуса участника проекта «Сколково» от 07.06.2022». Ознакомиться с ним можно на официальном сайте проекта.

Так, для получения статуса необходимо подать соответствующую заявку (ст. ст. 4, 8 положения).

Порядок их рассмотрения зависит от вида участника. Различают следующие их разновидности (ст. 2 положения):
• Стартап – это участник, который осуществляет исследовательскую деятельность, начало коммерциализации результатов которой предполагается не позднее чем через 3 года после присвоения ему статуса резидента;
• центр прикладных исследований (ЦПИ) — это компания, которая осуществляет исследовательскую деятельность по прикладным исследованиям, начало коммерциализации результатов которой ожидается не позднее чем через 10 лет после получения статуса участника проекта;
• исследовательский центр партнера (ИЦП) – это организация в форме хозяйственного общества, в уставном капитале которого более чем 50 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции, прямо или косвенно принадлежащие партнеру, и которая осуществляет исследовательскую деятельность и коммерциализацию ее результатов в соответствии с соглашением о партнерстве.

Итак, для организаций, которые являются стартапом, предусмотрены такие этапы рассмотрения заявки (п. 4 положения):
• рассмотрение заявки на экспертизу. Этот этап делится на две стадии:
— проверка по формальным признакам;
— экспертиза по существу;
• рассмотрение заявки на статус.

Для ЦПИ рассмотрение заявки состоит из следующих этапов:
• проверка заявки на статус по формальным признакам;
• первичная экспертиза заявки на статус по существу;
• экспертиза заявки на статус по существу, проводимая КНС.

Для ИЦП предусмотрен всего один этап рассмотрения – это проверка заявки на статус по формальным признакам (формальная проверка).

Рассмотрим порядок чуть подробнее на примере стартапа.

В первую очередь стоит сказать о том, что положение устанавливает требования как к потенциальному участнику, так и к проекту, который он собирается реализовывать.

Итак, потенциальный резидент должен отвечать следующим критериям (ст. 5 положения):
• соискатель является организацией, созданной в соответствии с требованиями законодательства РФ и, кроме этого, на момент рассмотрения заявки фонд, дочерние общества фонда не входят в состав учредителей (участников) соискателя;
• в составе участников (членов, акционеров) потенциального резидента отсутствуют иностранные юрлица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденные Минфином перечни государств и территорий со льготными режимами налогообложения и являющиеся офшорными зонами. А также компании, которые используют для промежуточного владения активами в РФ (офшорные компании);
• учредительные документы компании содержат положение об осуществлении ею исключительно исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов;
• соискатель принимает на себя обязательства осуществлять исследовательскую деятельность и коммерциализацию ее результатов в соответствии с законодательством и правилами проекта;
• соискатель не является юрлицом, утратившим статус участника проекта по истечении предельного срока пребывания в статусе участника проекта. Также оно не должно быть досрочно утратившим статус участника проекта либо утратившим статус участника проекта в результате реорганизации. Исключение: с даты досрочной утраты статуса участника проекта или утраты статуса участника проекта в результате реорганизации прошло 5 и более лет;
• в фирменном наименовании соискателя отсутствует слово «Сколково», а также слова, производные от слова «Сколково»;
• сведения о соискателе, а также о его гендиректоре или об учредителях не должны содержаться в реестрах:
— «Недобросовестные юридические лица, досрочно исключенные из реестра участников проекта»;
— «Недобросовестные поставщики фонда»;
— «Недобросовестные получатели грантов фонда»;
— недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), который предусмотрен федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ;
— недобросовестных подрядных организаций, который предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615;
• сведения о соискателе, включенные в ЕГРЮЛ, не содержат записи регистрирующего органа о недостоверности сведений, а также о ликвидации или реорганизации юрлица, включая сведения о признании его несостоятельным (банкротом) и принятом регистрирующим органом решении о предстоящем исключении юрлица из единого реестра;
• сведения о соискателе в ЕГРЮЛ содержат указание на вид экономической деятельности Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, предусматривающий научные исследования и разработки.

К инновационному проекту стартапа предъявляют следующие требования, причем они должны быть соблюдены одновременно (п. 6 положения):
• проект должен соответствовать хотя бы одному из инновационных приоритетов, список которых утверждается приказом фонда;
• создаваемый в процессе его реализации продукт или технология должны обладать потенциальными конкурентными преимуществами перед доступными на российском рынке аналогами, а также иметь существенный потенциал коммерциализации;
• реализация проекта теоретически обоснованна и не противоречит основополагающим научным принципам;
• ключевые исследователи, разработчики и менеджеры проекта обладают необходимыми для его успешной реализации и относящимися к его тематике знаниями, научным или индустриальным опытом и предпринимательским потенциалом.

Для проведения первого этапа проверки заявки соискатель должен заполнить анкету (ст. 8 положения). При этом соискатель имеет право подавать сразу несколько заявок по разным проектам. Важно, что подача каждой следующей анкеты возможна только после того, как фонд примет решение по ранее направленной заявке.

По одному проекту потенциальный резидент может направить не более трех заявок. Заявитель вправе отозвать поданную заявку в любое время до того, как ее направят на экспертизу.

На проведение соответствия участника формальным признакам отведено 5 дней (ст. 9 положения). В рамках этого этапа проверят:
• проверку полноты и правильности оформления заявки, комплектность прилагаемых к ней документов;
• соответствие проекта требованиям, установленным положением, а также определят инновационный приоритет.

Если комплект документов заявителя окажется неполным или их оформление не будет отвечать требованиям, установленным положением, ему будет направлено соответствующее уведомление, где будут указаны недочеты и предложено их исправить.

Если соискатель в течение 30 дней после направления указанного уведомления не представит недостающие или правильно оформленные документы, его заявка будет оставлена без рассмотрения.

Если с документами все в порядке, формальная проверка будет считаться законченной и документы направят для проверки по существу. Этот этап проводится в сроки, которые определяются фондом и осуществляется экспертной коллегией, сформированной из числа экспертов по выбранному направлению (ст. 10 положения).

Результатом рассмотрения заявки на этом этапе могут стать следующие решения:
• проект соответствует всем требованиям подпунктов положения;
• проект не соответствует хотя бы одному из требований документа;
• информации, представленной заявителем, недостаточно для проведения экспертизы, по существу, о чем заявили более 50 процентов членов экспертной коллегии, принявших участие в заседании.

В случае когда принято положительное решение, соискателю в течение 1 дня будут направлены копия протокола коллегии и уведомление.

Если проект не соответствует вышеуказанным требованиям, заявителю также будет направлено уведомление об этом.

Если же коллегии будет недостаточно сведений или документов, она может запросить их у соискателя. При этом последний имеет право только единожды за все время проведения указанного этапа рассмотрения заявки направить экспертам документы. Важно, что срок проведения рассмотрения по существу на время, которое требуется для направления недостающих сведений, не продлевается.

В случае непредставления необходимых документов и информации заявка будет оставлена без рассмотрения. О чем соискателю также будет сообщено в течение одного дня после подписания коллегией протокола.

Заключительным этапом является рассмотрение заявления о присвоении статуса участника проекта. Для этого соискатель также должен направить анкету. Сделать это он может в течение 6 месяцев после того, как коллегия одобрила проект (ст. 11 положения).

Помимо анкеты необходимо представить следующие документы:
• заявление о намерении стать участником проекта, подписанное руководителем соискателя;
• копия учредительного документа с отметкой регистрирующего органа;
• протокол заседания экспертной коллегии, установившей соответствие проекта стартапа заявителя по предварительной экспертизе требованиям положения, подписанный не ранее 6 месяцев до даты подачи заявки на присвоение статуса. В случае если указанный срок истек, по письменному ходатайству заявителя фонд может продлить его до 12 месяцев с даты подписания протокола;
• письменное согласие заявителя на предоставление соискателю права на реализацию проекта стартапа для целей присвоения статуса (если указанные лица не совпадают);
• реестр акционеров (для АО), подписанный уполномоченным лицом реестродержателя.

Проверить заявку и приложенные к ней документы фонд обязан в течение 3 дней, начиная со дня, следующего за датой поступления.

Будет осуществлена проверка на соответствие по таким критериям:
• правильность оформления, полнота информации и представленных документов;
• соответствие заявителя требованиям, установленным положением;
• отсутствие у соискателя действующего статуса участника проекта.

В случае обнаружения недочетов в документах или отсутствия необходимой информации фонд направит соискателю уведомление с требованием об устранении недостатков. Если в течение 30 дней они не будут исправлены, заявку оставят без рассмотрения.

Если же заявка соискателя соответствует установленным требования, то в течение 3 дней будет принято решение о присвоении лицу статуса резидента (ст. 19 положения).

В течение одного дня после принятия указанного решения лицо будет внесено в реестр участников проекта.

Отчетность участника «Сколково»

Резиденты проекта «Сколково» должны сдавать отчетность 4 раза в течение года.

Предусмотрены следующие виды отчетов:
• квартальные. Таковых всего два и сдавать их нужно в период с 1 по 12 апреля (по итогам I квартала) и с 1 по 12 октября (по итогам 9 месяцев).
• полугодовой. Срок его представления — с 1 по 20 июля;
• годовой. Представить его нужно в период с 1 февраля по 5 апреля года, следующего за отчетным. Важно, что фонд может изменить даты направления отчета.

Все указанные виды отчетности направляются участниками проект через личный кабинет.

Налоговую отчетность резиденты сдают в общеустановленном порядке. Если они пользуются льготами и не платят НДС и налог на прибыль, декларации по ним сдавать не нужно.

Утрата статуса участника «Сколково»

Лицо может утратить статус резидента «Сколково» в следующих случаях (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ, ст. 21 положения):
• истечение предельного срока пребывания в статусе участника проекта. Напомним, что этот срок составляет 10 лет (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ);
• ликвидация или реорганизация юридического лица. Исключением является реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии у каждого участника в слиянии юридического лица статуса участника проекта на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц;
• досрочная утрата статуса по решению фонда. Это возможно в следующих случаях:
— участник самостоятельно решил выйти из проекта;
— резидент не соблюдал требования законодательства или нарушил правила проекта. В этом случае его исключат из реестра принудительно.

Сведения о прекращении статуса вносят в реестр участников.

После того как лицо утратит статус участника, оно впредь не сможет пользоваться предоставленными налоговыми льготами и платить страховые взносы по пониженным тарифам (п. 2 ст. 145.1, п. 2 ст. 246.1, п. 20 ст. 381, п. 9 ст. 427 НК РФ). Так:
• по налогу на прибыль право на льготу будет утрачено с начала года, в котором был утрачен статус резидента. Налог нужно будет восстановить и уплатить в бюджет с начала года;
• по налогу на имущество и НДС пользоваться льготой нельзя с момента утраты статуса резидента «Сколково»;
• пониженными тарифами по страховым взносам нельзя пользоваться с 1-го числа месяца, в котором лицо перестало быть резидентом.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь