Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как вернуть деньги на карту

В современном мире безналичные платежи стали неотъемлемой частью финансовой жизни. Однако бывают ситуации, когда деньги уходят на не тот счет из-за ошибки плательщика, мошенничества других лиц или технического сбоя. В статье разберем, можно ли вернуть деньги на карту, какие способы для этого существуют и что предпринять в таких случаях.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Можно ли вернуть деньги на карту
  2. Как вернуть деньги, переведенные на карту
  3. Что делать, если перевел деньги не тому
  4. Что делать, если перевел деньги мошенникам

Можно ли вернуть деньги на карту

Возврат денег на карту возможен, но сложность обратной операции и ее длительность  зависят от обстоятельств перевода. Приведем примеры основных сценариев:

1. Ошибочный перевод – отправитель случайно указал неверные реквизиты. Возможны несколько вариантов развития ситуации:
— деньги переведены по несуществующим реквизитам;
— деньги переведены по существующим реквизитам, но не тому лицу, которому было нужно.
2. Мошенничество – деньги переведены под воздействием обмана и ушли злоумышленникам.
3. Техническая ошибка банка – система дала сбой, и платеж ушел не туда.

В большинстве случаев деньги можно вернуть, но процесс может занять время и потребовать взаимодействия с банком или даже с судом.

Как вернуть деньги, переведенные на карту

Предположим, плательщик произвел перевод, но незамедлительно обнаружил ошибку в реквизитах получателя. В этом случае есть смысл попытаться отменить зачисление денег  одним из нижеперечисленных способов:
— через приложение банка. Некоторые банки (например, Т, Сбербанк) позволяют отменить перевод в течение некоторого времени после его совершения.  Если операция еще не прошла, можно связаться с оператором банка и попросить ее остановить.
Если деньги все-таки успели уйти, дальнейший план действий зависит от того, существуют ли в реальности реквизиты, по которым был осуществлен перевод:
1) деньги отправлены на несуществующие реквизиты. Это лучший сценарий для возврата средств из всех возможных. Реквизитами могут быть номер карты, расчетного счета или мобильный телефон для перевода через СБП.
Обычно после проведения операции  баланс карты тут же уменьшается. Но фактически деньги сразу не уходят, так как на совершение платежа нужно время. Они блокируются в платежной системе на некоторый период (обычно обработка перевода занимает до 24 часов).
Если указанные реквизиты недействительны, банк не сможет завершить операцию. В этом случае средства автоматически разблокируются и вернутся на  счет отправителя. Тогда плательщику даже не придется предпринимать дополнительных действий для возврата денег.

Проверить, был ли платеж успешным, можно в истории операций через личный кабинет банка. Если возле перевода отображается значок часов, значит, средства еще не ушли получателю и находятся в системе. Но вот узнать наверняка, существуют ли указанные при переводе реквизиты, можно только после обработки платежа. Если деньги не вернулись, стало быть, они поступили реальному получателю. Для уточнения деталей можно обратиться в службу поддержки банка;

2) если деньги переведены по реально существующим реквизитам на карту неизвестного физического лица, следует обратиться в банк с просьбой предоставить информацию о получателе. Результат такого запроса может быть отрицательным — банк вправе, сославшись на закон о банковской тайне, отказать в предоставлении такой информации. Но практика показывает, что бывают и положительные решения.

Так, в Решении Наримановского районного суда Астраханской области от 08.07.2025 по делу № 2-809/2025 указано, что клиент банка перевела по ошибке денежные средства в размере 100 тыс. рублей неизвестному человеку, после чего запросила в банке информацию о личности получателя. В ответ на ее просьбу  ПАО «Банк ВТБ» сообщил данные владельца карты, на которую поступили деньги. В дальнейшем плательщице удалось взыскать средства через суд.
Если банк все же отказывается сообщать сведения о получателе, плательщик вправе обратиться в суд по своему местожительству. В исковом заявлении необходимо попросить суд установить личность получателя посредством направления соответствующего запроса в банк. На такой официальный запрос кредитные организации точно ответят.
Очевидная ошибка в реквизитах получателя платежа может стать дополнительным козырем в пользу истца. Например, явная схожесть в номерах телефонов того лица, которому предназначались деньги, и фактического получателя перевода, скорее всего, будет трактоваться судом как доказательство ошибки.

К примеру, в ходе рассмотрения дела № 2-2258/2025 Кировский районный суд Красноярска учел то обстоятельство, что номер телефона, по которому истец собирался перевести деньги, и номер, по которому он их в итоге отправил, имели отличие всего лишь в одной цифре. Подтвердились и другие указанные в иске доводы, в частности — об истинном предназначении денежных средств (истец должен был заплатить данную сумму за медуслуги, оказанные ему стоматологической клиникой). В итоге иск удовлетворили (Решение Кировского районного суда города Красноярска от 03.07.25 по делу № 2-2258/2025).

Что делать, если перевел деньги не тому

Порядок возврата зависит от типа операции и конкретного адресата. Разберем несколько наиболее распространенных ситуаций:

— допущена ошибка в реквизитах юридического лица. Скорее всего, платеж автоматически аннулируется и деньги вернутся отправителю. В противном случае нужно обращаться в банк;
— деньги перечислены другому получателю. К примеру, отправитель хотел оплатить коммунальные услуги, но случайно внес реквизиты образовательного учреждения, куда перечисляет средства за ребенка. В такой ситуации нужно обращаться напрямую к получателю с заявлением, в котором необходимо подробно описать ситуацию, приложить подтверждающие документы и попросить вернуть ошибочно переведенные деньги. Как вариант — можно попросить зачесть перевод в счет будущих платежей (если с данной организацией плательщика тоже связывают договорные отношения);
— деньги перечислены на счет другого физического лица. План действий в этой ситуации аналогичен описанному выше алгоритму в случае с переводом на чужую карту. Для начала нужно выяснить, кому ушли деньги, а дальше попытаться договориться с получателем. Если он отказывается возвращать полученные средства, следует подавать в суд исковое заявление о возврате неосновательного обогащения.
Важно понимать, что одного только факта перевода денежных средств на чужой счет может быть недостаточно для того, чтобы выиграть дело. Суд сочтет получение денежных средств неосновательным обогащением при одновременном соблюдении трех условий:
1) факта приобретения или сбережения денежных средств;
2) приобретение или сбережение за счет другого лица;
3) отсутствие сделки либо закона, обосновывающих приобретение или сбережение денег (Апелляционное определение Мосгорсуда от 04.06.2024 по делу № 2-2632/2022).
При рассмотрении указанного дела истцу не удалось доказать, что банковская карта, с которой якобы были ошибочно перечислены деньги на счет ответчика, принадлежала истцу. В связи с этим в удовлетворении иска ему отказали.
Аналогично отказ получил и истец по другому делу. Его с ответчиком связывали договорные отношения, однако сумма, указанная в договоре, была в полтора раза меньше той суммы, которая в итоге была перечислена на счет ответчика. В суде истец пытался доказать, что столь крупный перевод был произведен по ошибке. Подтверждением этого, по мнению плательщика, являлось отсутствие у ответчика обязательств отдать эти деньги, в том числе договор, заключенный на меньшую сумму. Однако суды пришли к иному мнению. Они указали, что отсутствие договоренности о возврате денежных средств не свидетельствует о том, что перевод был совершен ошибочно и на стороне ответчика за счет истца возникло неосновательное обогащение. В итоге в иске тоже отказали (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2024 по делу № 88-30938/2024).

Что делать, если перевел деньги мошенникам

К потере денег могут привести не только ошибки и невнимательность, но также и действия мошенников. Если средства переведены  злоумышленникам, важно действовать быстро и грамотно.
На первом этапе важно понять, что речь идет именно об аферистах. Преступники могут использовать разные схемы, но чаще всего жертвы замечают обман в таких ситуациях:
— перевод на основании поддельного документа — письма из «банка» или от «родственника»;
— оплата за несуществующий товар (на Avito, в соцсетях и т.д.);
— финансовая пирамида или «инвестиционный проект», который исчез с деньгами;
— фейковый сбор на лечение, помощь и т. д.;
— скимминг (копирование карты через поддельные терминалы или сайты).
При подозрении на обман главное не паниковать, но действовать быстро и четко.

Вот примерный план действий. Если перевод еще не завершен, можно попробовать:

  • отменить операцию в приложении банка (если такая функция имеется и доступна);
  • позвонить в банк по горячей линии и попросить остановить платеж.

Если деньги уже ушли, следует:

1. Позвонить в банк по телефону горячей линии.

2. Сообщить о мошенничестве и попросить заблокировать карту, чтобы предотвратить новые списания.

3. Уточнить, можно ли отозвать перевод (если платеж внутрибанковский или через СБП).

4. В некоторых случаях, если оплата производилась картой, имеет смысл подать заявку на так называемый чарджбэк (англ. chargeback). Это процедура оспаривания платежа через банк-эмитент.  Работает она не всегда. В настоящее время владельцам российских карт  Visa / Mastercard эта процедура вряд ли поможет, так как из-за санкций применить ее сложно.

5. Написать обращение в  банк.

В кредитную организацию нужно подать заявление с описанием мошеннических действий, а также особенностей совершенного платежа (указать дату события, переведенную сумму, реквизиты получателя). Такое заявление можно заполнить онлайн на сайте банка либо передать его лично, посетив отделение или офис кредитной организации (в разных банках порядок приема подобных обращений может существенно отличаться). Кроме того, в банке следует запросить справку о движении средств — она пригодится для обращения в полицию.

6. Стоит помнить, что в некоторых случаях в  мошенническом списании денег может быть вина банка, поэтому не стоит ограничиваться одним только обращением в кредитную организацию.

Так, в 2024 году Ленинским районным судом города Кирова  было рассмотрено дело по иску гражданки Платуновой, со счета которой ООО «Озон Банк» произвел необоснованное списание на сумму 259 тыс.рублей. Обнаружив, что с ее счета уходят деньги, истица пыталась связаться с банком, чтобы отменить платежи, но ей сначала никто не отвечал, а потом сотрудники сообщили, что деньги уже списаны и ничего поделать нельзя, кроме как заблокировать карту.

В итоге женщина обратилась в суд, где выяснилось, что на момент ее обращения в банк денежные средства еще не были зачислены на счет получателя платежа. В результате суд взыскал с банка в пользу истицы списанные денежные средства (Решение  Ленинского районного суда города Кирова от 24.04.2024 по делу N 2-1747/2024).

Заявление в полицию о мошенничестве (ст. 159 УК РФ) можно подать разными способами:)

  • онлайн через госуслуги;
  • лично в отделении.

В заявлении нужно подробно описать ситуацию и приложить к нему все имеющиеся подтверждающие документы: переписку с мошенниками, их реквизиты и пр.
Когда заявление будет принято в работу, его податель получит талон-уведомление с номером производства. По этому номеру можно будет отслеживать дальнейшую судьбу заявления.

Чтобы застраховаться от подобных ситуаций, надо соблюдать простые правила безопасности:
— проверять получателя перед переводом;
— не переводить деньги незнакомцам (даже под давлением);
— включать подтверждение по СМС для крупных платежей.
— использовать «защищенные» платежи   при покупках с рук;
— не вводить данные карты на подозрительных сайтах.

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь