Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Казначейское сопровождение

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

В ряде случаев участнику госзакупок нужно открывать специальные счета в Федеральном казначействе либо в уполномоченном банке. В таких случаях получить бюджетные средства исполнитель госконтракта может только после проверки их целевого использования. О том, какие особенности нужно при этом учитывать, расскажем в нашей статье.
Содержание

  1. Казначейское и банковское сопровождение
  2. Казначейское сопровождение по закону № 44-ФЗ
  3. Случаи, когда требуется казначейское сопровождение
  4. В каком порядке осуществляется казначейское сопровождение
  5. Правила казначейского сопровождения
  6. Лицевой счет казначейского сопровождения
  7. Средства участников казначейского сопровождения
  8. Изменения в казначейском сопровождении
  9. Нарушения в казначейском сопровождении

Казначейское и банковское сопровождение

Сопровождение в Федеральном казначействе РФ — одна из форм госконтроля за расходованием целевых средств, выделенных из бюджета исполнителю в рамках контракта для госнужд, направленная на повышение эффективности осуществления госрасходов с целью соблюдения принципа их адресности.

Суть этого механизма заключается в отслеживании уполномоченным госведомством порядка движения бюджетных денег, которые выделяет государство. При этом расчеты проходят через лицевые счета, открытые в подразделениях ведомства.

Участниками казначейского сопровождения являются юрлица, ИП, физлица — производители товаров, работ, услуг, получающие финансирование, использование которого осуществляется после подтверждения соответствия условиям или целям, установленным при предоставлении таких средств.

Порядок сопровождения бюджетных средств урегулирован:

а) Бюджетным кодексом — в главе 24.4;
б) Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – закон № 44-ФЗ;
в) Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», далее – закон № 223-ФЗ;
г) Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», далее – закон № 275-ФЗ;
д) правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством РФ, правилами расширенного казначейского сопровождения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024;
е) правилами осуществления в 2025 году банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.12.2023 № 2185.

Кроме того, в 2025 году особенности использования средств, предоставляемых отдельным юрлицам и ИП, урегулированы ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – закон № 419-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 11.12.2024 № 1752 «О порядке перечисления в 2025 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях».

Виды казначейского контроля:

а) базовый —  все платежи проводят через специальный лицевой счет без дополнительных проверок;
б) расширенный — все платежи проводят через специальный лицевой счет и при этом дополнительно проверяют целевое расходование бюджетных средств.
Наряду с казначейским предусмотрен банковский учет контрактов, обеспечивающий контроль за целевым использованием средств, предоставленных для их финансового обеспечения (ст. 35 закона № 44-ФЗ).

Ключевое различие в этих механизмах госконтроля за расходованием бюджетных средств: в рамках банковского обслуживания деньги поступают на счет поставщика в коммерческом банке, а при казначейском — в Федказначейство (ТОФК).

Формы банковского обслуживания бюджетных средств:

а) простой мониторинг,
б) расширенный,
в) обособленный банковский контроль при казначейском учете денежных средств.

Правила осуществления банковского обслуживания не применяют к контрактам, средства по которым подлежат казначейскому сопровождению (п. 2 Постановления Правительства РФ от 20.09.2014 № 963).

В связи с этим Минфин отмечал, что одновременное осуществление казначейского и банковского контроля в отношении одного госконтракта бюджетным законодательством не предусмотрено (письмо Минфина РФ от 18.03.2024 № 02-17-09/24241).

Исключение — обособленный банковской контроль при казначейском обеспечении обязательств.

Казначейское сопровождение по закону № 44-ФЗ

Контроль за целевым расходованием бюджетного финансирования при исполнении госконтрактов осуществляется в случаях:

1) установления авансовой формы расчетов. Так, федеральному сопровождению подлежат авансовые платежи:

а) по контрактам или договорам ГПХ, источником финансирования которых являются субсидии и бюджетные инвестиции;
б) по госконтрактам, заключенном в целях гособоронзаказа на сумму 100 тыс. рублей и более;
в) по контрактам или ГПД, заключаемым на сумму 50 тыс. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями. При этом лицевые счета для ФБУ и АУ должны быть открыты в Федеральном казначействе РФ, а источником финансирования должны быть субсидии государства;
г) по контрактам, заключаемым для нужд Крыма и Севастополя, до 31 декабря 2026 года;
д) выплачиваемые в повышенном размере — не менее 80 процентов стоимости, но в пределах лимитов бюджетных обязательств. Это касается госконтрактов или ГПД, заключаемых:
— до 31 декабря 2026 года включительно;
— в отношении промышленных товаров по установленному перечню, поставляемых для государственных, муниципальных нужд, а также для нужд обороны и безопасности страны;
— при установлении запрета на допуск таких товаров, происходящих из иностранных государств, или ограничений допуска таких товаров;

2) расчетов на сумму от 3 тыс. рублей по госконтрактам с единственным поставщиком, а также расчетов по контрактам и ГПД, заключаемым в рамках таких госконтрактов на сумму от 3 тыс. рублей;

3) расчетов на сумму от 3 тыс. рублей по госконтрактам, заключаемым в целях ГОЗ, а также расчетов по контрактам и ГПД, заключаемым в целях выполнения этих госконтрактов на сумму более 3 тыс. рублей.

Указанное следует из статьи 5 закона № 419-ФЗ, ч. 66, 67 ст. 112 закона № 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 11.10.2024 № 1363.
Если расчеты по госконтракту, в том числе с учетом авансов, подлежат казначейскому сопровождению, информация об этом указывается заказчиком в извещении о закупке или приглашении и включается в текст контракта (п. 10 и 18 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст. 73 закона № 44-ФЗ, письмо Минфина РФ от 29.09.2023 № 02-14-11/92935).

Случаи, когда требуется казначейское сопровождение

Порядок финансового контроля, осуществляемого казначейством, определен главой 24.4 БК, ст. 5 закона № 419-ФЗ.

Он предусматривает, что контролю со стороны Федказначейства подлежит расходование не всех госсредств, а только целевых, выделение которых осуществляется в следующих случаях:

а) по госконтрактам и договорам, заключенным в рамках законов № 44-ФЗ или № 223-ФЗ;
б) контрактам и соглашениям, заключенным при условии, что заказчик по ним является получателем целевых средств, предоставленных для исполнения госконтрактов;
в) соглашениям о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций в соответствии со ст. 80 БК;
г) грантам в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставляемые в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК;
д) договорам о предоставлении взносов в уставные капиталы и вкладов в имущество юрлиц или их дочерних обществ, если источником финансирования служат вышеуказанные субсидии, гранты и бюджетные инвестиции.

Казначейское сопровождение может применяться в различных ситуациях, когда необходимо обеспечить контроль за расходованием бюджетных средств на нужды государства.

Как правило, к наиболее распространенным случаям, требующим финансового контроля, относится:

а) исполнение государственных или муниципальных контрактов на сумму свыше установленного порога;
б) выполнение ГОЗ;
в) проекты, финансируемые из средств государственных внебюджетных фондов;
г) проекты, направленные на решение социально значимых задач. К примеру, строительство школ, больниц, развитие инфраструктуры и т.д.

В каком порядке осуществляется казначейское сопровождение

Механизм казначейского сопровождения реализуется с помощью:

а) открытия в органах Федерального казначейства РФ специальных счетов для зачисления и использования выделенных бюджетных средств, в том числе авансов;
б) присвоения госконтракту специального идентификатора, который надо указывать во всех связанных с ним документах;
в) надзора за движением средств — контролируется каждое списание и зачисление;
г) ведения исполнителем раздельного учета доходов, затрат, произведенных для достижения результатов, установленных при выделении целевых средств по каждому государственному или муниципальному контракту;
д) отчетности — исполнители обязаны предоставлять регулярные отчеты о движении денег и исполнении контрактных обязательств.

Правила казначейского сопровождения

Правила казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством РФ, утверждены в Постановлении Кабмина РФ от 24.11.2021 № 2024.

Они заключаются в следующем:

а) контроль ведется на казначейском счете для осуществления и отражения операций с целевыми средствами участников финконтроля и отражаются на аналитических разделах, открываемых по каждому государственному или муниципальному контракту, договору, соглашению, на лицевом счете участника финконтроля;
б) операции с целевыми средствами, отраженными на лицевых счетах, проводятся после осуществления ТОФК санкционирования расходов;
в) ТОФК проводят бюджетный мониторинг при открытии лицевых счетов и осуществлении операций по ним;
г) обмен документами между ТОФК, получателем средств федерального бюджета и участником финконтроля осуществляется с применением УКЭП;
д) информация об операциях по зачислению и списанию целевых средств размещается в информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство РФ.

Лицевой счет казначейского сопровождения

Для расходования бюджетных средств по госконтракту с условием о финансовом контроле со стороны Федерального казначейства РФ нужно открыть лицевой счет с кодом 71. Такой порядок открытия лицевых счетов ТОФК утвержден Приказом Федерального казначейства РФ от 22.12.2021 № 44н.

Счет открывается сразу после заключения контракта.

Для открытия счета в ТОФК нужно представить:
а) заявление на открытие лицевого счета по форме 0531368;
б) карточку образцов подписей к лицевым счетам;
в) контракт или выписку из него, если в контракте есть сведения гостайны;
г) иные документы, предусмотренные законодательными и иными НПА.

Номер лицевого счета можно заранее зарезервировать — только если контракт еще не заключен.
В случае если в течение шести месяцев после этого необходимый комплект документов на открытие счета не представлен, зарезервированный номер аннулируют.

Формирование документов, необходимых для резервирования, открытия, переоформления, изменения реквизитов, закрытия лицевого счета, осуществляется:

а) с использованием ГИИС «Электронный бюджет»;
б) с помощью ЕИС — если счет открывается на основании контракта, сведения о котором размещены в реестре контрактов;
в) на бумаге — при отсутствии технической возможности.

Проверка поступивших документов ТОФК проводится в течение двух дней:

а) с момента поступления документов;
б) со дня представления заявителем карточки образцов подписей — если документы сформированы с помощью ЕИС.

Если документы приняты без замечаний, счет должны открыть не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки. При этом ему присваивают номер, который отражается в выписке из лицевого счета.

После этого ТОФК пришлет заявителю и заказчику информацию о реквизитах открытого лицевого счета. На это отведен один рабочий день после того, как соответствующая запись внесена в книгу регистрации лицевых счетов.

Кроме того, ТОФК обязано сообщить налоговикам об открытии такого счета.

Средства участников казначейского сопровождения

Предусмотрены случаи, когда поставщик или исполнитель госконтракта не может расходовать бюджетные средства с лицевого счета. Они отмечены в пункте 8 письма Минфина РФ от 30.12.2021 № 09-02-06/108295.

К примеру, нельзя потратить деньги в качестве вклада в уставный капитал или имущество другой компании, включая дочернюю.

Средства участников, в отношении которых ведется казначейский контроль, расходуются на цели, определенные заказчиком.

Направления расходов этих средств должны соответствовать целям контракта. К примеру, заказчик может разрешить расходовать средства:

а) на оплату фактически поставленных исполнителем товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
б) закупку сырья и материалов;
в) содержание помещений;
г) оплату труда, в том числе на начисления и социальные выплаты;
д) выплаты лицам, не состоящим в штате участника казначейского сопровождения, привлеченным к субподрядным работам.

Как правило, перечисление денежных денежные средства юрлица с лицевого счета, открытого в ТОФК, на обычный расчетный счет, открытый в коммерческом банке, не допускается. Но есть исключения.

К примеру, разрешается перечислять деньги:

а) для оплаты обязательств в соответствии с валютным законодательством;
б) перечисления зарплаты, социальных выплат, иных выплат в пользу сотрудников, а также лицам, не состоящим в штате, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении средств;
в) оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в случае, если поставщик, подрядчик или исполнитель не привлекает для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг иных юрлиц;
г) возмещения произведенных поставщиком, подрядчиком, исполнителем расходов при условии представления документов-оснований, копий платежных документов, подтверждающих оплату произведенных расходов;
д) оплаты обязательств по накладным расходам.

Минфин рекомендовал предусматривать следующие условия о перечислении средств с лицевого счета на счет, открытый в банке: после исполнения контракта или его отдельного этапа и при представлении в ТОФК акта приема-передачи товара, акта выполненных работ или оказанных услуг, иных подтверждающих документов.

Изменения в казначейском сопровождении

В 2025 году механизм сопровождения распространяется на субсидии юрлицам, предоставляемым в соответствии с концессионными соглашениями, гранты в форме субсидий федеральным, региональным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям.

Кроме того, снизили с 100 тыс. до 50 тыс. рублей цену контрактов, заключаемых федеральными, региональными, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, авансовые платежи по которым подлежат финансовому контролю.

Также действуют новые правила расширенного казначейского сопровождения контрактов по ГОЗ. Теперь расширенное казначейское сопровождение осуществляется в отношении расчетов по госконтрактам ГОЗ, заключенным с единственными поставщиками на сумму более 100 млн рублей, а также расчетов по контрактам, заключаемым в целях их исполнения на сумму более 3 млн рублей.

Нарушения в казначейском сопровождении

Ответственность за нарушения требований, установленных в отношении финконтроля, может грозить как заказчику, так и исполнителю.

К заказчику предъявят претензии, если он не включит в госконтракт условие о казначейском сопровождении, когда это является обязательным (п. 2 ст. 242.23 БК РФ).

В этом случае должностным лицам заказчика грозит штраф по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в размере 15 тыс. рублей, а если нарушение допустил уполномоченный сотрудник юрлица — в размере 50 тыс. рублей.

Исполнитель, который нарушит условие о целевом расходовании госсредств, может быть подвергнут административному наказанию или уголовному преследованию.

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ в виде:

а) штрафа от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет — для должностных лиц;
б) штрафа в размере от 5 до 25 процентов от суммы средств, полученных из бюджета и использованных не по целевому назначению — для юрлиц.

Нецелевое расходование госсредств по статье 285.1 УК РФ наказывается штрафом до 100 до 300 тыс. рублей. Нарушителю может грозить также лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь