Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Комиссии по нелегальной занятости

В России начал действовать новый закон, который регулирует вопросы занятости населения. Он предусматривает образование в российских регионах специальных комиссий по борьбе с незаконным трудом и различными серыми схемами в этой сфере. В нашем материале поговорим о том, как регулируется на нормативном уровне процесс создания этих органов. Рассмотрим порядок и цель образования комиссий, разберем их ключевые функции.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание:

  1. Создание межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости
  2. Чем будет заниматься комиссия по нелегальной занятости
  3. Положение о межведомственной комиссии по нелегальной занятости

Создание межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости

Создание рассматриваемых межведомственных комиссий предусмотрено ст. 67 нового Закона о занятости от 12.12.2023 № 565-ФЗ. В них входят представители исполнительных органов регионов, налоговиков, трудовых инспекций, Соцфонда, профсоюзов – по согласованию. Состав комиссии утверждает руководитель регионального правительства. По приглашению председателя комиссии или его зама, но без включения в состав этого органа, в заседаниях могут принимать участие представители российской прокуратуры (пп. 3, 6 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 571).

Комиссия может приглашать на заседания и представителей работодателей. Они вправе изложить свою позицию при рассмотрении в отношении них вопросов (пп. «а», «г» п. 13 Постановления Правительства РФ от 03.05.2024 № 571):

  • о применении труда физлиц без надлежащего оформления трудовых отношений;
  • незаконном заключении гражданско-правовых договоров с людьми, которые фактически выполняют трудовые функции;
  • выплате заработка, величина которого меньше МРОТ.

Комиссии по борьбе с серыми схемами в сфере занятости относятся к постоянно действующим органам. Они проводят заседания по мере необходимости, однако эти мероприятия не должны проходить реже чем раз в квартал. Заседания могут проводиться в разных форматах: в очном или с помощью видеоконференции.

Решения таких комиссий оформляют протоколом (пп. 5, 7, 8 Постановления Правительства РФ от 03.05.2024 № 571). Такие итоговые документы направляют всем ее членам, а также работодателям, по которым рассматривались вопросы на заседаниях (п. 9 Постановления Правительства РФ от 03.05.2024 № 571).

Вся актуальная информация о работе межведомственной комиссии должна размещаться на официальном сайте правительства каждого российского субъекта (пп. «г» п. 15 Постановления Правительства РФ от 03.05.2024 № 571).

Комиссия не вправе привлекать субъектов к ответственности, в том числе и выписывать им штрафы. Однако она может направить сведения о незаконной занятости в контролирующие органы, чтобы те провели мероприятия госконтроля (п. 2 ч. 2 ст. 67 Закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ). Так, данные о несоблюдении порядка оформления трудовых отношений и о фактах выплаты месячной зарплаты ниже уровня МРОТ комиссия передает в ГИТ (п. 16 Постановления Правительства РФ от 03.05.2024 № 571).

Чем будет заниматься комиссия по нелегальной занятости

Рассматриваемые межведомственные комиссии призваны бороться с серыми схемами при трудоустройстве: с выплатами заработка ниже МРОТ, зарплатами в конвертах, с оформлением гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Для того чтобы противодействовать нелегальной занятости, комиссия выполняет следующие действия (п. 2 ч. 2 ст. 67 Закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ, пп. «б», «в» п. 12 Постановления Правительства РФ от 03.05.2024 № 571):

  • анализирует письменные обращения физлиц и компаний о фактах и признаках незаконной занятости;
  • направляет в контролирующие органы информацию для проведения контрольных мероприятий.

При этом такая комиссия имеет право:

  • запрашивать у налоговиков данные и информацию, в том числе относящиеся к налоговой тайне;
  • направлять запросы в органы госвласти и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды для получения информации, включающей персональные данные и сведения о хозяйствующих субъектах, у которых объемы оказываемых услуг по совершенным государственным или муниципальным контрактам не соответствуют количеству сотрудников, указанному в отчетности;
  • рассматривать ситуации, когда трудовая деятельность осуществляется с нарушением порядка оформления трудовых отношений.

Налоговые органы передают в комиссию сведения и информацию, если (ч. 4 ст. 67 Закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ, перечень, утвержденный Приказом Минтруда РФ от 02.02.2024 № 40н):

  • были начислены выплаты ниже МРОТ не меньше чем 10 физлицам и их доля превышает 10 процентов от общего числа сотрудников. При этом учитывают суммы выплат за каждый месяц отчетного квартала, уменьшенные на величину базы по договорам ГПХ. В сведениях укажут число физлиц, которым выплачена зарплата, и информацию о них по данным раздела 3 формы расчета по страховым взносам, утвержденной Приказом ФНС РФ от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@;
  • при налоговой проверке выявлены факты или признаки нелегальной занятости. В составе сведений передадут краткое описание нарушения, то есть выписку из решения по проверке;
  • есть взаимодействие со средней продолжительностью длиннее трех месяцев более чем с 10 самозанятыми, среднемесячный доход которых превышает 20 тыс. рублей. В сведениях укажут количество самозанятых, их среднемесячный доход и среднее количество месяцев взаимодействия с ними, среднюю долю дохода, полученного самозанятым от компании или коммерсанта, от общего дохода физлица в период взаимодействия, среднее количество чеков самозанятых в месяц;
  • отклонение среднемесячной оплаты труда превысило 35 процентов от среднего значения данного показателя в российском регионе с учетом отрасли и категории работодателя. В сведениях укажут количество физлиц, которым выплатили зарплату, среднемесячные размеры оплаты труда у работодателя и в субъекте с учетом отрасли и категории работодателя;
  • применяется ККТ. В сведениях укажут адрес и место установки (применения) кассовых аппаратов, их заводской и регистрационный номера, а также реквизиты фискальных документов: кассира, его ИНН, дату, время, адрес и место расчетов.

В состав сведений включат также информацию, связанную с проверяемым лицом: его наименование, ИНН и другие сведения.

Комиссия не может доначислить налоги, страховые взносы и привлечь к налоговой ответственности за нарушения, связанные с нелегальной занятостью. Она передает информацию в налоговые органы для проведения контрольных мероприятий, в том числе выездных проверок (п. 2 ч. 2 ст. 67 Закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ).

Информацию о нарушении порядка оформления трудовых отношений и о фактах выплаты месячного заработка ниже МРОТ комиссия направляет в ГИТ (п. 16 Постановления Правительства РФ от 03.05.2024 № 571). Если ГИТ установит, что нарушен порядок оформления трудовых отношений, могут привлечь к административной ответственности:

  • за уклонение от оформления трудового договора либо заключение договора ГПХ, который фактически регулирует трудовые отношения. Если это нарушение совершено впервые, должностных лиц оштрафуют на сумму от 10 до 20 тыс. рублей, компании — от 50 до 100 тыс. рублей. Совершение такого правонарушения лицом, прежде уже подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, повлечет для должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, а для юрлиц — штраф от 100 до 200 тыс. рублей (ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • за невыплату или неполную выплату в срок зарплаты и других выплат в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо за установление зарплаты меньше МРОТ. Если это нарушение совершено впервые, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 10 до 20 тыс. рублей, юрлиц — от 30 до 50 тыс. рублей. Совершение такого правонарушения лицом, прежде уже подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, повлечет штраф для должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, для юрлиц — штраф от 50 до 100 тыс. рублей (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

По общему правилу, если нарушений несколько, штраф назначат за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

ГИТ может также направить материалы в суд, чтобы признать отношения, возникшие на основании договора ГПХ, трудовыми (ч. 1 ст. 19.1 ТК РФ). Если договор признают таковым, это повлечет дополнительные последствия. Так, работодателю придется выплатить сотруднику недополученные суммы за весь период работы по гражданско-правовому договору, которые бы ему полагались, если бы он трудился по трудовому договору.

Кроме того, налоговый орган может применить статью 54.1 НК РФ и пересчитать налоги и страховые взносы с учетом действительных отношений работодателя и работника (п. 2 письма ФНС РФ от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674). Какие именно налоги и взносы будут доначислены, зависит от того, с кем был заключен договор: самозанятым, коммерсантом со статусом ИП или обычным физлицом.

Так, если гражданско-правовой с самозанятым переквалифицируют в трудовой договор, налоговики начислят:

  • страховые взносы на ОПС, ОМС и по ВНиМ, а также пени на сумму доначисленных взносов и штраф (п. 3 ст. 8, пп. 1, 3, 9 ст. 75, пп. 1, 3 ст. 122, пп. 1 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ). Размер штрафа составит в общем случае 20 процентов от суммы неуплаченных взносов, а при умышленной неуплате — 40 процентов этой суммы;
  • НДФЛ, который работодатель должен был исчислить, удержать и перечислить в бюджет, а также пени и штраф (пп. 1, 3 ст. 75, пп. 1, 2, 10 ст. 226 НК РФ). Размер штрафа — 20 процентов от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 123 НК РФ).

Кроме того, работодателей, у которых выявят факты незаконной занятости, включат в общедоступный реестр таких работодателей. С первого января 2025 года его должен вести Роструд в порядке, определенном российским правительством (ч. 6 ст. 67 Закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ).

Положение о межведомственной комиссии по нелегальной занятости

Положение о межведомственной комиссии утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 571. Этот документ начал действовать с 12 мая 2024 года. Им установлены общие положения относительно образования и деятельности таких коллегиальных органов, определены их права и задачи.

Правительствам российских субъектов рекомендовано в срок, не превышающий трех месяцев с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.05.2024 № 571:

  • образовать в регионе межведомственную комиссию по противодействию нелегальной занятости;
  • утвердить свое региональное положение о данном органе;
  • утвердить состав такой межведомственной комиссии;
  • определить перечень муниципальных образований, на территориях которых будут действовать рабочие группы такой комиссии, входящие в ее состав;
  • утвердить положение о создании и деятельности указанных рабочих групп.
эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь