Расскажем, как можно решить спор с налоговой инспекцией посредством заключения мирового соглашения, в каких случаях допускается подписание указанного документа сторонами спора. Также рассмотрим порядок его заключения.
Над статьей работали:
Автор: Лилия Новикова; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Понятие мирового соглашения
- Как заключить мировое соглашение
- Практика заключения мирового соглашения с налоговой
Понятие мирового соглашения
Мировое соглашение представляет собой документ, которым оппоненты фиксируют условия прекращения спора между ними.
Соглашение может быть заключено по делам (глава 1 письма ФНС РФ от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590@):
• об оспаривании ненормативных правовых актов;
• о взыскании недоимки, доначисленной по результатам налоговой проверки.
Допускается решение спора о взыскании долга мирным путем и в спорах о банкротстве (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
При этом установлены ограничения относительно предмета договоренностей с налоговой. Так, нельзя включить в соглашение следующие условия (глава 2 письма ФНС РФ от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590@, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50):
• о снижении установленной налоговой ставки;
• об изменении правил исчисления пеней;
• об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям.
Также мирное урегулирование не предусмотрено по спорам о привлечении лица к административной ответственности и по делам об оспаривании нормативных актов.
В рамках заключаемого соглашения с ИФНС стороны могут договориться о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате задолженности, а также о тех суммах, срок уплаты которых еще не наступил (пп. 1, 3 ст. 61 НК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50, глава 3 письма ФНС РФ от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590@).
Предоставление отсрочки (рассрочки) при этом возможно только в том случае, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств (п. 2 ст. 64 НК РФ, глава 3 письма ФНС РФ от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590@):
• причинение налогоплательщику ущерба в результате наступления чрезвычайных обстоятельств;
• непоступление (несвоевременное поступление) финансирования из бюджета, в том числе в счет оплаты работ (услуг), произведенных в рамках государственного или муниципального контракта;
• угроза возникновения признаков несостоятельности должника в случае единовременной уплаты им налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов;
• имущественное положение гражданина исключает возможность единовременной уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов;
• компания осуществляет деятельность, имеющую сезонный характер;
• наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и (или) сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕЭС;
• невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки. В указанном случае налоговый орган может предоставить право на отсрочку (рассрочку) платежа только при условии обеспечения задолженности банковской гарантией.
Важно, что наличие возбужденного уголовного дела в отношении должника за неуплату налогов и сборов не является основанием для отказа в заключении мирового соглашения.
Одним из оснований для отказа в предоставлении рассрочки (отсрочки) является факт обжалования налогоплательщиком обязанности по уплате задолженности. Однако это не будет препятствием для заключения мирового соглашения, так как, подписывая его, лицо признает свою обязанность по оплате долга (п. 3.2.1 письма ФНС РФ от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590@).
Срок, на который мировым соглашением будет установлена рассрочка или отсрочка платежа, не может превышать общеустановленный. Напомним, что это три и один год соответственно (п. 1 ст. 64 НК РФ, глава 5 письма ФНС РФ от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590@).
Как заключить мировое соглашение
Утверждается мировое соглашение судом, который рассматривает дело. При этом стороны могут прибегнуть к процедуре мирного урегулирования спорного вопроса на любой стадии процесса, в том числе и на этапе исполнительного производства (ч. 1, 4 ст. 139, ч. 1 ст. 141 АПК РФ).
Вопрос об утверждении соглашения рассматривается в процессе судебного заседания, о котором участники должны быть извещены. Если надлежащим образом уведомленные лица не явились в суд и при этом не просили о рассмотрении вопроса в их отсутствие, заседание проводиться не будет.
Стороны вправе договориться и о тех вопросах, которые не относятся напрямую к предмету судебного разбирательства, относящихся к предыдущим налоговым периодам, а также не охваченных решением налогового органа, оспариваемым в судебном порядке (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50).
Важно учитывать, что условия мирового соглашения не должны противоречить действующему законодательству и нарушать права и законные интересы третьих лиц. В противном случае суд откажет в его утверждении (ч. 3 ст. 139, ч. 6 ст. 141 АПК РФ, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.05.2019 № 305-ЭС18-25601 по делу № А40-150430/2014, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.07.2025 № Ф08-3738/2025 по делу № А63-9896/2021).
Полномочия суда при решении вопроса об утверждении мирного соглашения ограничены. Так, он не вправе утвердить документ только в части, вносить в него изменения, в том числе исключать отдельные его условия (ч. 8 ст. 141 АПК РФ).
Если соглашение содержит положения, нарушающие законные интересы и права третьих лиц или противоречат законодательным нормам, то суд вправе предложить сторонам исключить указанные условия.
ФНС РФ были даны рекомендации о том, какие условия должны быть предусмотрены в мировом соглашении, а именно (главы 4, 7 письма ФНС РФ от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590@):
• о наличии на дату подписания соглашения об урегулировании спора отрицательного сальдо ЕНС в размере, не превышающем оспариваемую сумму;
или
• нулевого или положительного сальдо ЕНС в случае принятия судом обеспечительных мер по спорным суммам с одновременным соблюдением требования об отсутствии у налогоплательщика задолженности по иным решениям налогового органа по проверке, в том числе не учитываемым в совокупной обязанности в связи с принятием судебных обеспечительных мер. Указанное условие не считается нарушенным, если у налогоплательщика на дату подписания документа об урегулировании спора имеется иная задолженность, подлежащая уплате по результатам налоговой проверки, в отношении которой также рассматривается вопрос о заключении соглашения об урегулировании спора;
• о наличии положительного сальдо ЕНС налогоплательщика в предусмотренном графиком платежей размере на дату наступления срока, установленного указанным графиком платежей, до учета соответствующей суммы задолженности, сформированной оспариваемым решением, в совокупной обязанности налогоплательщика и с учетом предоставления рассрочки (отсрочки) в рамках заключения соглашения об урегулировании спора;
• о полном погашении требований о задолженности единовременно до даты подписания соглашения;
или
• о полном или поэтапном погашении долга ежемесячно, ежеквартально, пропорционально, равными долями после подписания соглашения.
Кроме этого, условия должны быть сформулированы таким образом, чтобы не возникло неясностей, которые могли бы привести в дальнейшем к спорам относительно исполнения договоренностей.
Согласовывать проект соглашения должна Межрегиональная инспекция ФНС РФ по управлению долгом по инициативе налоговой инспекции (МИУДОЛ) (глава 7 письма ФНС РФ от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590@).
При решении вопроса об утверждении документа компетентный орган будет оценивать реальную возможность лица погасить задолженность по истечении оговоренного в нем срока.
Поэтому вместе с проектом соглашения в МИУДОЛ ФНС направляет целый пакет документов, позволяющих оценить финансовое состояние должника и его платежеспособность, это:
• оценочная карта налогоплательщика;
• проекты договоров залога, поручительства, сведения от налогоплательщика о намерении получить банковскую гарантию;
• отчет о стоимости имущества, предлагаемого в залог;
• актуализированная на дату направления проекта соглашения об урегулировании спора информация о текущем финансовом и имущественном состоянии, платежеспособности налогоплательщика, его поручителя и (или) залогодателя по соглашению об урегулировании спора;
• документы, необходимые для предоставления отсрочки (рассрочки) платежа, закрепленные в пп. 4, 5 ст. 64 НК РФ;
• заключение Управления ФНС России по субъекту, межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам о наличии (отсутствии) оснований для согласования соглашения об урегулировании спора.
МИУДОЛ должен приступить к изучению указанных выше документов не позднее 14 дней с даты их поступления. По итогам рассмотрения должно быть сделано заключение о том, возможно ли заключение мирового соглашения или нет, которое направляется в ответственное структурное подразделение ФНС в течение 5 дней.
Утверждение мирового соглашения влечет следующие последствия, в зависимости от этапа рассмотрения спора (ч. 13 ст. 141 АПК РФ):
• при его заключении в суде первой инстанции производство по делу будет прекращено полностью или в части. Все зависит от объема договоренностей участников;
• при утверждении на этапе апелляционного, кассационного или надзорного рассмотрения, это повлечет отмену судебного акта и прекращение производства по делу;
• если решение по спору уже вступило в силу, заключение соглашения на этом этапе повлечет прекращение исполнения судебного акта, но он при этом останется в силе;
• в случае когда стороны прибегли к примирительной процедуре на этапе рассмотрения заявления о распределении судебных расходов, это приведет к прекращению производства по указанному спору.
Практика заключения мирового соглашения с налоговой
Рассмотрим случаи из практики.
1. Суд откажет в утверждении мирового соглашения, если усомнится в реальной возможности исполнения должником его условий, а также в том, что будут соблюдены интересы всех кредиторов в споре о банкротстве (Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.02.2024 по делу № А38-7167/2019).
2. Утверждение судом договоренностей между инспекцией и должником в деле о несостоятельности возможно только в том случае, когда у последнего отсутствует непогашенная задолженность перед кредиторами предшествующих очередей (Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.07.2024 по делу № А45-5412/2023, Определение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2019 по делу № А53-27996/2015).
3. Отсутствие в соглашении условий о начислении процентов на период действия соглашения между сторонами не будет признано основанием для отказа в его утверждении и не нарушит интересы налогового органа (Определение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 по делу № А60-17038/2020).
4. Если должник не исполняет взятые на себя обязательства добровольно, будет использован принудительный порядок взыскания, посредством выдачи исполнительного листа (Определение Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2020 по делу № А76-3153/2015).
5. Кроме этого, налоговая вправе требовать реализации заложенного имущества, которым был обеспечен долг по уплате налогов и сборов, если должник не исполняет взятые на себя обязательства (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.08.2024 N Ф05-9462/2024 по делу № А40-211983/2023).
6. Заключенное мировое соглашение не мешает налоговому ведомству обратиться в суд с требованием к тому же должнику о взыскании иных задолженностей, которые не стали предметом их договоренности (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2019 по делу № А60-9136/2019).
Вы можете оставить первый комментарий