Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Объекты культурного наследия

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Знаковые места и постройки на территории России, имеющие признанную историческую или научную ценность, обладают особым защитным статусом. Ими нельзя свободно распоряжаться, их запрещено сносить и уничтожать. Наоборот, их нужно беречь и поддерживать в изначальном состоянии. Для этого государством разработан особый порядок регулирования правоотношений, связанных с такими объектами, приняты соответствующие законы и другие нормативно-правовые акты. В статье изложено, какие территории и строения относятся к памятникам культурного наследия, каков их правовой режим и статус.
Содержание

  1. Объекты природного и культурного наследия
  2. Виды объектов культурного наследия
  3. Государственная охрана объектов культурного наследия
  4. Реестр объектов культурного наследия
  5. Территория объекта культурного наследия
  6. Использование объектов культурного наследия

Объекты природного и культурного наследия

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ культурное наследие народов РФ составляет:

1) недвижимое имущество,
2) иные объекты.

То и другое должно иметь историческую, археологическую, архитектурную, градостроительную, научную, техническую, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность либо являться предметом искусства, источником важной информации о том, как появилась и развивалась культура.

В рассматриваемой статье закона отдельно указано, что понимается под объектом археологического наследия. Главный признак таких объектов – они полностью или частично скрыты в земле или под водой и хранят следы жизнедеятельности людей, живших в прошлых эпохах. Получить информацию о таких местах можно только в процессе случайных находок либо спланированных археологических раскопок. Пример — беломорские петроглифы, то есть наскальные рисунки, выполненные людьми в глубокой древности.

Если в результате раскопок специалисты обнаруживают движимые вещи, их причисляют к археологическим предметам. Они тоже многое могут рассказать о прошлом и в связи с этим обладают большой значимостью.

Отдельно выделяется в законе так называемый культурный слой. Это наросший за определенное время уровень земли либо подводного дна. В нем тоже можно обнаружить следы деятельности людей из прошлого. Культурный слой считается таковым, если он формировался более ста лет.

От объектов культурного наследия следует отличать объекты природного наследия. Понятие последних дано в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Природным наследием считаются природные памятники и достопримечательности, обладающие уникальными свойствами и соответствующие критериям, установленным Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия. Главное отличие природного наследия от культурного в том, кто является создателем памятника. Культурное наследие – дело рук человеческих, в то время как природное наследие целиком и полностью сотворено природой. Примером объекта природного наследия можно назвать озеро Байкал или знаменитые Ленские столбы.

Виды объектов культурного наследия

Все виды объектов культурного наследия народа России перечислены в статье 3 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ. К ним относят:

1) памятники, среди которых выделяют:

— постройки, в том числе религиозного назначения. Обычно эти дома расположены на территориях, которые сложились исторически и тоже представляют собой особую ценность. Пример памятника – Зимний Дворец в Санкт-Петербурге;
— мемориальные квартиры – помещения, где в определенный период времени проживали известные люди, внесшие ценный вклад в культурную сферу нашей страны. В качестве примера можно привести мемориальную квартиру А.С. Пушкина на Арбате;
— мавзолеи. Это погребальные сооружения, которые включают в себя:
• помещение, где находятся останки умершего человека. Чаще всего это останки известного деятеля своей эпохи;
• зал, где проводятся поминальные обряды.
Самый, пожалуй, известный мавзолей на территории России – мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве;
— отдельные захоронения, имеющие историческую или культурную ценность. К ним можно отнести многочисленные военные захоронения, разбросанные по областям и республикам страны. Они напоминают о событиях Великой отечественной войны;
— произведения монументального искусства – это объекты, созданные в исторической взаимосвязи с тем местом, где они располагаются. Яркий пример — скульптура Родины-матери в Волгограде. Она символизирует самоотверженность советских воинов во время Второй мировой войны и расположена в месте наиболее кровопролитных и значимых для исхода войны боев;
— объекты науки и техники, включая военные. Такие объекты напоминают о важных событиях в научной сфере – открытиях и изобретениях, претворении в жизнь новаторских проектов в строительстве. В этой связи можно упомянуть музей воды в городе Санкт-Петербурге. Он расположен в водонапорной башне;
— объекты археологического наследия. Это места, где проводят раскопки, чтобы узнать о жизни людей в древности. В качестве примера можно упомянуть различные курганы (древние захоронения), городища и другие подобные территории;

2) ансамбли, а именно:

— группы памятников, то есть несколько взаимосвязанных объектов, объединенных общей территорией. Такие памятники могут иметь различное назначение – жилое, оборонительное, религиозное. Самый, пожалуй, очевидный пример – ансамбль Московского Кремля;
— произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары). Примером может служить дворцово-парковый ансамбль государственного музея-заповедника «Петергоф»;
— некрополи – комплекс разновременных захоронений. К примеру, захоронения у Кремлевской стены в Москве, где расположены могилы знаменитых государственных деятелей России, является именно некрополем;

3) достопримечательные места, к которым относят:

— творения, созданные руками человека либо совместно – человеком и природой, в том числе такие места, которые хранят память и зарождении и развитии народных промыслов. К примеру, поселок Гжель – родина знаменитой керамики в сине-белых тонах;
— центры исторических поселений, а также сохранившиеся части древней застройки. Историческая застройка, относящаяся к древним временам, имеется, к примеру, в старинном Суздале;
— места, хранящие память об истории образования различных этносов в России, с военными событиями или жизнью выдающихся людей. Так, усадьба Ясная поляна в Тульской области
– достопримечательное место, связанное с именем Л.Н. Толстого;
— места, где совершаются или в прошлом совершались религиозные обряды, а также иные религиозно-исторические места. В частности, можно назвать Соловецкий монастырь;
— места захоронений жертв массовых репрессий. Известное место подобного назначения в Москве – Бутовский полигон.

Государственная охрана объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия подлежат государственной охране. Статьей 6 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ определено, какие действия государство совершает для охраны рассматриваемого вида имущества, а именно:

1) обеспечивает формирование правовой базы, на основании которой происходит защита ценных памятников культуры от неправомерных действий различных лиц, поддерживается их сохранность. Другими словами, законодательные органы власти принимают законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере;

2) организует работу, направленную на выявление, постановку на учет и изучение объектов культурного наследия. В рамках этой задачи государство создает органы и организации, которым и поручается вести такую работу. В настоящее время в Санкт-Петербурге действует, к примеру, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, а в Москве — Департамент культурного наследия города Москвы. Это образованные государством региональные органы, которым доверено следить за тем, чтобы всеми участниками правоотношений — и юридическими лицами, и гражданами — соблюдались установленные нормы и требования в части охраны ценных памятников культуры. Помимо комитета, работают различные государственные музеи. Заведует всей этой деятельностью Министерство культуры РФ;

3) финансирует мероприятия по охране и поддержанию памятников в надлежащем состоянии;

4) оказывает материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих работу по обнаружению, учету и дальнейшей охране рассматриваемых объектов, организует управление их деятельностью.

Обязанности в сфере государственной охраны культурного наследия Российской Федерации распределяются между властными органами различных уровней.

Так, главой II Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ определено, на что уполномочены федеральные органы власти, на что – органы власти субъектов РФ, на что — организации местного самоуправления.

Реестр объектов культурного наследия

Статьей 15 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено, что все памятники наследия народа, которые находятся на территории России, должны быть включены в единый электронный реестр. В нем хранится вся информация об имеющихся памятниках культуры и важных исторических объектах. Указанные сведения – первичный источник информации о знаковых местах и предметах культурного наследия.

Правила ведения реестра устанавливает Правительство РФ в специальном документе – положении о едином госреестре. Формирование списка происходит в соответствии с требованиями ст. 16 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ. В общих чертах реестр пополняется новыми сведениями следующим образом:

1) региональные и муниципальные органы власти выявляют памятники, которые могут быть включены в рассматриваемый список. Эти памятники должны соответствовать признакам объекта культурного наследия, перечисленным в ст. 3 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Не исключена и инициатива заинтересованных юридических и физических лиц. Они тоже могут проводить работу по выявлению памятников культурного наследия и предлагать включить обнаруженные ими экземпляры в реестр. Свои предложения заинтересованные лица должны направлять в региональный орган охраны культурного наследия. Для этого достаточно составить заявление соответствующего содержания;
2) получив заявление, региональный орган в срок не более 90 календарных дней обязан организовать работу для оценки значимости объекта. Для этого могут быть привлечены специалисты;
3) если ценность памятника подтвердится, региональный орган выносит решение о включении его в перечень выявленных объектов. В течение трех рабочих дней с момента, как решение будет принято, региональный орган должен направить извещение об этом заинтересованному лицу, инициировавшему процесс;
4) памятник считается приобретшим статус выявленного объекта культурного наследия со дня принятия решения о включении его в реестр. Однако государственной охране он подлежит не с того момента, как его впишут в реестр, а со дня обнаружения. С этого дня такой объект уже нельзя, к примеру, снести;
5) в течение 5 рабочих дней, отсчитываемых от даты вынесения решения, региональный орган охраны обязан направить информацию о своем решении в виде его копии в орган регистрации прав;
6) после включения объекта, имеющего признаки памятника культурного наследия, в перечень выявленных, региональный орган организует его экспертизу. В заключении, составляемом по результатам исследования, указывают сведения, в совокупности позволяющие включить предмет экспертизы в реестр культурного наследия. В частности, указывают название, время возникновения или дату создания, адрес, категорию историко-культурного значения, вид, особенности, имеющие ценность, границы, фотоизображение;
7) по истечении не более 30 рабочих дней со дня получения заключения экспертов принимают решение о включении объекта в реестр.
Решение может быть отрицательным, если:

  • экспертами дано отрицательное заключение;
  • представлены недостоверные сведения об объекте (допустим, неверно указан год его создания);
  • объект уже включен в реестр.

Рассматриваемый реестр следует отличать от списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Российский реестр используется для внутригосударственного учета знаковых памятников, расположенных на территории нашей страны. А список ЮНЕСКО включает в себя лучшие мировые памятники. Некоторые российские образцы культурного наследия включены одновременно и в список ЮНЕСКО.

Территория объекта культурного наследия

Объекты культурного наследия занимают ограниченные участки земной поверхности. Помимо тех участков, на которых располагаются памятники, к ним могут относиться и соседние земли. Окружающие участки могут быть нужны для обслуживания построек. Также они зачастую связаны с ними исторически. Такие участки являются неотъемлемой частью памятников культуры и являются принадлежащей им территорией (ст. 3.1 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Правообладателями территорий, входящих в комплекс культурного наследия, могут быть:

1) государство,
2) муниципальные образования,
3) физические лица,
4) компании.

Важные с точки зрения культурного наследия ансамбли иногда включают в себя не только земли, но также леса, озера, реки и их части. При этом ограничение участков, входящих в состав объектов культурного наследия, может не совпадать с территориальными границами соответствующих земельных участков. Конкретная площадь участка и его расположение определяется документами памятника, в частности, проектом его границ, составленном на основании хранящихся в архиве данных). Зона объектов археологического наследия может устанавливаться с учетом необходимости проведения полевых работ.

Следует также отметить, что участки, принадлежащие памятникам культурного наследия, могут не состоять на государственном кадастровом учете. Однако в любом случае требуется составление проекта их границ в графической и текстовой форме в соответствии с требованиями Правительства РФ, предъявляемыми к подобного рода документам.

Законом предусмотрена возможность изменения границ территорий, относящихся к памятникам культуры. Корректировки могут вноситься, если обнаружены документы, из которых следует, что исторически границы были иными, нежели это определено действующим проектом.

Использование объектов культурного наследия

Законом предусмотрено множество ограничений, которые нужно соблюдать правообладателям имущества, имеющего культурную ценность. Так, в письме Минкультуры РФ от 22.02.2017 № 45-01.1-39-НМ «О направлении методических рекомендаций по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» определены основные принципы использования памятников культуры. Собственники и иные лица должны помнить, что запрещено:

1) проводить работы, в результате которых облик объекта будет изменен;
2) совершать действия, ухудшающие условия сохранности памятника;
3) хранить в помещениях объекта взрывчатые и огнеопасные материалы;
4) загрязнять интерьеры, фасад, территорию;
5) использовать помещения для производства, которое требует применения оборудования, при работе которого наблюдается вибрация или динамическое воздействие на окружающую среду;
6) помещать в памятниках культуры лаборатории и производства, которые создают неблагоприятный температурный режим или режим влажности, связаны с применением химических веществ, способных оказать вредное воздействие и привести к разрушению.

Нужно незамедлительно сообщать в орган охраны культурного наследия обо всех повреждениях, авариях и других обстоятельствах, приводящих к порче объекта.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь