Объекты накопленного вреда — это наследие прошлой экономической деятельности, которое продолжает оказывать негативное воздействие на экологию и здоровье населения. К ним относятся:
— загрязненные территории;
— объекты, у которых в настоящее время нет хозяев;
— места размещения отходов, обязанности по устранению которых не были выполнены своевременно.
Правовое регулирование в данной области основано на Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт устанавливает комплексный подход к работе с такими объектами – от их выявления и оценки до полной ликвидации. В статье рассмотрены все этапы этого процесса, включая ведение государственного реестра и порядок проведения инвентаризации.
Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
Содержание
- Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде
- Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде
- Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде
- Инвентаризация объектов накопленного вреда
- Порядок ликвидации объектов накопленного вреда
Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде
В соответствии со статьей 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ все вредоносные источники подлежат инвентаризации. Она включает в себя:
— выявление объектов;
— их обследование;
— оценку.
Таким образом, оценивание объекта вредного влияния — один из этапов инвентаризации. Его проводят после выявления и первичного обследования источника накопленного вреда. Регулируется проведение оценки Постановлением Правительства РФ от 23.11.2023 г. № 1967.
Цели у этого этапа следующие:
I. Определение масштабов причиненного ущерба.
II. Разработка эффективных мер по его ликвидации.
Согласно пункту 2 статьи 32 ФЗ № 7-ФЗ оценка проводится по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 № 1644. В ходе нее проводится категорирование выявленных объектов. В частности, устанавливается ряд основных параметров, регламентированных законодательством, а именно:
1. Прежде всего определяют, какие загрязняющие вещества выделяются, их объем или масса, а также объем или масса отходов производства и потребления с указанием классов их опасности.
2. Одновременно оценивается площадь территорий и компонентов природной среды, таких как почва, воздух и водные объекты, которые подверглись негативному воздействию.
3. Важной частью работы является анализ уровня негативного воздействия. На этом этапе определяется:
— способность загрязняющих веществ к миграции;
— риски загрязнения источников питьевого водоснабжения;
— возможность возникновения иных экологических рисков.
4. Особое внимание уделяется оценке воздействия объекта на жизнь и здоровье граждан.
Проведение большинства этапов обследования и оценки (за исключением анализа рисков для здоровья людей) организует специальный федеральный орган, уполномоченный Правительством РФ (как правило, это Росприроднадзор). Он вправе привлекать к этой деятельности свои подведомственные учреждения. Однако субъекты РФ или органы местного самоуправления также могут проводить эту работу, если согласуют свои действия с указанным федеральным органом. Общий порядок проведения таких мероприятий устанавливается правительством.
Оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан проводит другой уполномоченный федеральный орган — Роспотребнадзор. Результаты проверки передаются в органы, проводящие общее обследование объекта. Методику, по которой оценивается риск для здоровья людей, утверждает этот специализированный орган.
Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде
Выявление источников накопленного вреда является первоначальным этапом в общей системе работы с ними. Эта деятельность заключается в систематическом сборе, обработке и анализе сведений о территориях, где осуществлялась в прошлом хозяйственная деятельность, которая могла привести к негативным последствиям для экологии. Основная задача этого этапа – обнаружить и предварительно охарактеризовать потенциально опасные объекты.
Правила обнаружения источников отрицательного воздействия длительного характера на экологию определены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2023 № 2239.
В соответствии с этим документом занимаются выявлением вредоносных источников:
- на муниципальных землях — органы местного самоуправления;
- на иных территориях — органы государственной власти субъектов РФ;
- в особых случаях — Росприроднадзор или его подведомственные учреждения.
При поступлении информации о том, что в каком-либо месте находится источник вредного воздействия на экологию, указанные органы о организации должны начать проверку. Им необходимо уложиться в следующие сроки:
1) региональные и муниципальные органы должны завершить проверку в течение не более 60 рабочих дней со дня поступления обращения. В отдельных случаях возможно увеличение длительности проверки до 12 месяцев, но для этого нужно, чтобы глава субъекта РФ принял соответствующее решение;
2) Росприроднадзор обязан уложиться в срок, определенный в поручении председателя или зампредседателя Правительства РФ.
Выявление проводится разными способами. Используются:
— дистанционное наблюдение;
— визуальный осмотр территории;
— применение специальных технических средств;
— запросы информации через межведомственное взаимодействие;
— получение выписок из ЕГРН.
Отдельно следует остановиться на критериях, по которым определяют, является ли конкретное место источником накопленного вреда. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.12.2023 № 2335 территория или объект капитального строительства признается таким объектом только при одновременном соответствии следующим критериям.
| Критерии | Суть критерия | Что означает на практике |
| Наличие неустраненного вреда | Вред причинен прошлой деятельностью, обязанность по устранению не выполнена. На территории отсутствуют конкретные неликвидированные объекты (горные выработки, затонувшее имущество, радиоактивные отходы, опасные ГТС и др.) | Государство берет на себя ответственность за проблемы, не относящиеся к текущей хозяйственной деятельности и оставшиеся от прошлого |
| Отсутствие частных прав | Земля и объекты не находятся в частной собственности, владении или пользовании | Проблема подлежит решению за счет публичных средств |
| Невозможность привлечения виновного | Информация о причинителе вреда отсутствует, либо физическое лицо умерло, либо юридическое лицо ликвидировано | Закон следует принципу «загрязнитель платит». Если его нет или его нельзя установить, обязанность по ликвидации переходит к государству |
| Превышение нормативов | Содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы качества окружающей среды и (или) санитарно-гигиенические нормативы | Критерий имеет четкое количественное выражение. Оно подтверждается инструментальными измерениями и лабораторными анализами |
Результаты выявления оформляются в виде свода данных в течение 10 рабочих дней и включают в себя следующее:
— сведения об объекте и его характеристиках, точное местоположение и площадь территории;
— выписки из ЕГРН;
— вид хозяйственной деятельности, в результате которой мог быть причинен вред;
— наличие на территории объектов капитального строительства и отходов, а также компоненты природной среды, подвергающиеся негативному воздействию;
— данные о соответствии критериям объектов накопленного вреда;
— информацию о нахождении в особых зонах (Арктика, Байкал, ООПТ и др.).
Полученные данные направляются в Росприроднадзор в течение 5 рабочих дней. Если объект не соответствует установленным критериям, данные в Росприроднадзор не передают.
Выявление источников накопленного вреда служит основой для последующих этапов – обследования и оценки.
Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде
Все объекты, которые накопили в себе отрицательное воздействие на экологию, подлежат включению в специальный госреестр (ст. 80.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Учет их ведет Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды). Основанием для внесения сведений в реестр служат результаты проведенной инвентаризации таких объектов.
Основные сведения, содержащиеся в реестре:
— уникальный порядковый номер и название объекта;
— подробное описание его местоположения;
— площадь загрязненной территории или акватории;
— данные о количестве жителей, которые могут пострадать от негативного воздействия объекта;
— даты включения в реестр и впоследствии исключения из него;
— интегральный показатель влияния объекта, который рассчитывается с учетом масштаба и степени его негативного воздействия на экологию и здоровье людей.
Включению нового объекта в общий перечень предшествуют следующие шаги:
— анализ и рассмотрение материалов, полученных в ходе инвентаризации;
— принятие решения о включении объекта в реестр или об отказе в таком включении;
— определение приоритетности ликвидации объектов, то есть формирование перечня тех, с которых необходимо начать работу в первую очередь;
— актуализация информации об объекте по мере поступления новых данных;
— исключение объекта из реестра после полной ликвидации накопленного вреда.
Сведения из Государственного реестра являются общедоступными. Они публикуются в федеральной государственной информационной системе о состоянии окружающей среды, а также на официальном сайте Минприроды России.
Порядок ведения реестра регламентирован Постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 № 2268.
Инвентаризация объектов накопленного вреда
Как было отмечено, инвентаризация объектов накопленного вреда охватывает весь первоначальный комплекс мероприятий по выявлению рассматриваемых объектов, их обследованию и оценке. Таким образом, инвентаризация – это обобщающее понятие, комплексно обозначающее весь процесс, описанный в предыдущих разделах настоящей статьи.
На основании результатов инвентаризации вредные объекты включают в государственный реестр, происходит дальнейшее планирование бюджетных расходов на их ликвидацию.
Порядок ликвидации объектов накопленного вреда
Обезвреживание источников негативного воздействия на экологию осуществляется в соответствии со статьей 80.3 ФЗ Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также с порядком, который введен в действие Постановлением Правительства РФ от 27.12.2023 № 2323.
Ликвидация проводится только в отношении объектов, которые уже включены в государственный реестр объектов накопленного вреда.
Организацией занимаются органы и учреждения, на территориях которых расположен вредоносный объект:
1) на муниципальных землях — органы местного самоуправления или подведомственные им учреждения;
2) на иных территориях — органы государственной власти субъектов РФ или подведомственные им учреждения;
3) в особых случаях — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Финансирование работ осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Организация ликвидации включает в себя:
— проведение необходимых обследований;
— разработку и утверждение проекта ликвидации;
— проведение работ по ликвидации в соответствии с проектом.
Проекты уничтожения или обезвреживания источников негативного воздействия должны предусматривать применение наилучших доступных технологий. При их отсутствии допускается использование экономически эффективных технологий, не превышающих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Проверка достоверности определения сметной стоимости проектов осуществляется уполномоченным федеральным органом, за исключением случаев, когда проекты подлежат государственной экспертизе в соответствии с градостроительным законодательством.
Уполномоченный федеральный орган осуществляет постоянное наблюдение за ходом ликвидации с использованием:
— дистанционных методов наблюдения;
— визуального контроля на месте;
— специальных технических средств;
— отбора и анализа проб;
— анализа отчетности.
При выявлении отступлений от утвержденного проекта уполномоченный орган уведомляет об этом соответствующие органы власти.
Объект считается ликвидированным при наличии положительного заключения от органа, осуществлявшего наблюдение за ходом работ.
После ликвидации проводится восстановление территорий, подвергшихся вредному воздействию (рекультивация земель, очищение водоемов).
Вы можете оставить первый комментарий