Над статьей работали:
Автор: Елена Хребтиевская; редактор: Александр Чепенко
Содержание
- Закон о побочных продуктах животноводства
- Требования к обращению побочных продуктов животноводства
- Переработка побочных продуктов животноводства
- Уведомление о побочных продуктах животноводства в Россельхознадзор
Закон о побочных продуктах животноводства
До 2023 года побочные продукты животноводства (ППЖ): навоз и помет не имели специального правового регулирования. Возникали проблемы применения к указанным веществам законодательства об отходах производства и потребления (далее – отходы). Загвоздкой являлось то, что ППЖ не оказывают негативного воздействия на окружающую среду в отличие от отходов. Навоз и помет являются сырьем для производства органических удобрений, которые используются в сельскохозяйственной деятельности (почти полностью перерабатываются).
Указанная правовая неопределенность устранена Федеральным законом от 14.07.2022 № 248-ФЗ (далее – закон № 248), вступившим в силу с 1 марта 2023 года. Документ закрепил:
| Понятие ППЖ и значение терминов, связанных с процессом их обращения | ППЖ – вещества (навоз, помет, подстилка, стоки), которые:
ППЖ не признаются агрохимикатами |
|
Принадлежность ППЖ. Указанное нововведение позволяет отражать объект в бухгалтерском и налоговом учёте, призвано облегчить его оборот |
Собственниками являются организации, предприниматели (в том числе, КФХ), которые:
|
| Право субъектов, задействованных в СХ-производстве, классифицировать образующиеся в ходе такого производства вещества на ППЖ и отходы. | |
| Возможность признания ППЖ отходами при выявлении нарушений обращения с ними |
Это влечет необходимость внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. СХ-производители, принявшие решение об отнесении веществ к ППЖ и соблюдающие требования к их обращению, освобождаются от такой платы |
Требования к обращению побочных продуктов животноводства
«Обращение» применительно к ППЖ является обобщенным понятием. Оно включает в себя хранение (складирование), обработку и переработку (подготовку к использованию и реализации), транспортировку (перемещение), реализацию и использование (удобрение почвы).
Общие правила обращения с ППЖ установлены в ст. 7 закона № 248. Более детально указанный вопрос урегулирован Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 № 1940 (далее – постановление № 1940). В документе правила обращения с ППЖ разделены на блоки в зависимости от процедуры, которая с ними осуществляется.
В данной статье перечислять указанные требования в полном объеме не станем. Обратим внимание на некоторые основные моменты.
| Запреты | Предписания |
| Хранить вне специализированных площадок, отвечающих установленным требованиям. Обратите внимание, что такие площадки не являются объектами размещения отходов |
Можно временно размещать ППЖ твердой фракции в обработанном или переработанном виде в буртах на землях СХ-назначения (на период внесения в почву) |
| Загрязнять окружающую среду среды | Использование ППЖ должно исключать негативное воздействие на почву |
| Использовать (вносить в почву) непереработанные ППЖ | Вносить в почву можно, соблюдая расстояние 300 м от жилой застройки. Смыв в водные объекты должен быть исключен |
| Дороги для перемещения необработанных ППЖ не должны пересекаться с дорогами, по которым транспортируются корма, продукты животного происхождения | Перевозить можно с использованием оборудования, которое исключает загрязнение среды обитания человека |
| Если животные круглый год или сезонно содержатся на пастбище, не осуществляются хранение (в указанный период) и переработка | |
| Передавать ППЖ можно исключительно субъектам, которые производят СХ-продукцию |
Соблюдение указанных требований проверяется в рамках государственного земельного надзора (пп. 3 п. 2 ст. 71 ЗК РФ), государственного ветеринарного контроля (пп. 3 п. 1.1 ст. 8 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1).
Нарушение правил обращения с ППЖ влечет административную ответственность. Для этого в КоАП РФ введена новая статья 10.8.1.
Элементы состава правонарушения и квалифицирующие признаки имеют следующие характеристики.
| Объект | Общественные отношения в области исключения загрязнение окружающей среды и ее компонентов |
| Субъект | Должностные лица, ИП, а также организации |
| Объективная сторона | Характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении правил обращения |
| Субъективная сторона | Умысел или неосторожность |
| Квалифицирующие признаки | Причинение вреда здоровью людей или окружающей среде. Возникновение эпидемии или эпизоотии |
Основная форма наказания – штраф (от 30 до 600 тыс. рублей в зависимости от субъекта и обстоятельств). Альтернативная форма – административное приостановление деятельности (до 90 суток).
Статья 10.8.1 КоАП РФ действует с 03.05.2024, и практика по ней уже начала формироваться.
Обратим внимание, что некоторые вопросы, затрагивающие порядок обращения с ППЖ, включаются в иные подзаконные специальные подзаконные акты (ветеринарные правила). К примеру, правила содержания крупного рогатого скота указывают на необходимость создания условий для обеззараживания навоза. Навозохранилище должны располагаться на территории хозяйства вне здания, в котором содержится скот (п. 11 Приказа Минсельхоза РФ от 21.10.2020 № 622). При этом стоит учитывать, что ответственность за нарушение ветеринарных правил наступает по другим статьям КоАП РФ (в частности, по ст. 10.6).
Приведем пример ситуации, которая дошла до суда, в целях иллюстрации процедуры привлечения к административной ответственности.
Прокуратура проводила проверку соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства в отношении главы КФХ, который разводил коз. По результатам проверки выявились признаки составов нескольких административных правонарушений.
| Состав (часть статьи КоАП РФ) |
Действия, которые образуют объективную сторону | Действия (бездействие) главы КФХ |
| Ч. 1 ст. 10.6 | Нарушение ветеринарных правил содержания овец и коз (Приказ Минсельхоза России от 01.11.2022 № 774) |
Глава допустил следующие нарушения: — не огородил полностью свое хозяйство, дезинфекционный барьер не установил; — не учел расстояние от места содержания коз до жилого помещения; — возвел стены, перегородки и перекрытия помещения для содержания коз из неокрашенного дерева (оказались неустойчивы к дезинфекции); — не предоставил сведения о проведении дератизации, дезакаризации и дезинсекции не реже одного раза в год |
| Ч. 3 ст. 10.8 | Нарушение ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (Приказ Минсельхоза России от 11.11.2024 № 677) | Глава неправильно утилизировал последы, которые образуются при получении молодняка |
| Ч. 1 ст. 10.8.1 | Нарушение требований к порядку обращения с ППЖ (постановление № 1940) |
Глава складировал козий навоз на земельном участке без водонепроницаемой основы. С боковых сторон отсутствовали бортики и канавки для стока избыточной влаги. Специальной площадки не имелось |
Прокуратура подготовила три постановления о возбуждении административных дел (по каждому вменяемому правонарушению) и передала материалы в управление Россельхознадзора для рассмотрения по существу. Ведомство признало главу КФХ виновным в совершении трех административных правонарушений с назначением ему наказания за каждое в виде штрафа. Глава обратился в суд за обжалованием.
Суд указал, что выводы о совершении главой трех административных правонарушений являются обоснованными. При этом наказание должно быть назначено как за совершение одного правонарушения, поскольку в рассматриваемом случае обстоятельства совершения вменяемых деяний были выявлены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия. Глава КФХ должен нести административную ответственность по ч. 1 ст. 10.8.1 КоАП РФ, как более строгую, предусматривающую взыскание штрафа в размере 50 тыс. рублей.
При этом суд учел, что глава привлекается к ответственности впервые, предпринимает меры по строительству площадки для хранения навоза, имеет на иждивении четырех детей. В результате штраф был заменен на предупреждение (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025 № 07АП-890/2025).
Переработка побочных продуктов животноводства
Переработка ППЖ охватывается понятием «обработка» и представляет собой подготовку веществ на специализированных площадках к их использованию (реализации).
Поэтому действия по переработке должны производиться с соблюдением общих предписаний в части обращения с ППЖ и специальных правил, касающихся указанной процедуры.
| Требование | Комментарии (основаны на разъяснениях, приведенных в письме Минсельхоза России от 27.01.2023 № 24/198) |
| 1. Процедура должна осуществляться на специализированной площадке | Технические требования не установлены. Можно руководствоваться СП 289.1325800.2017 |
| 2. Должны использоваться методы, которые предотвращают загрязнение окружающей среды |
Не допускается переработка ППЖ вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами (в том числе сточными водами от населенных пунктов). Технология определяется самостоятельно. В помощь приходит нормативно- техническая документация, в частности, ИТС 41-2023 (справочник по наилучшим доступным технологиям при интенсивном разведении свиней) |
|
3. Переработанные продукты не должны содержать патогенных и болезнетворных микроорганизмов (сальмонелл, гельминтов, цисты кишечных патогенных простейших) Примеси токсичных элементов (пестицидов) допускаются в рамках установленных величин (приложение к ПП № 1940) |
Соблюдение указанных требований должно подтверждаться результатами лабораторных исследований. Периодичность не установлена. Подтверждение результатами лабораторных исследований должно проводиться до реализации партии иному лицу |
Уведомление о побочных продуктах животноводства в Россельхознадзор
Было упомянуто, что собственник классифицирует вещества на ППЖ и отходы. О своем решении он должен уведомить территориальный орган Россельхознадзора по месту образования ППЖ. Требования к уведомлению и состав сведений, подлежащих отражению в нем, утверждены Приказом Минсельхоза России от 07.10.2022 № 671.
Образец заполнения уведомления размещен на официальном сайте Россельхознадзора (https://fsvps.gov.ru/files/obrazec-zapolnenija-uvedomlenija-ob-otnesenii-veshhestv-obrazuemyh-pri-soderzhanii-selskohozjajstvennyh-zhivotnyh-k-pobochnym-produktam-zhivotnovodstva-2/).
Уведомление направляется ежегодно (до 31.12.2025 следует подать уведомление на 2026 год). Те субъекты СХ-производства, которые только зарегистрировались, могут подать уведомление на оставшийся период года в течение двух месяцев со дня регистрации.
Способы предусмотрены различные: личное обращение, направление почтой, извещение в электронном виде (в том числе, через портал «Госуслуги»).
При необходимости информация, изложенная в уведомлении, может быть скорректирована. Так, если уведомление на 2025 год было направлено до 31.12.2024, допустимо направить корректирующее уведомление на 2025 год до 31.12.2025 (письмо Минсельхоза России от 28.06.2024 № 24/1987).
Вы можете оставить первый комментарий