Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Побочные продукты животноводства

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Закон о побочных продуктах животноводства
  2. Требования к обращению побочных продуктов животноводства
  3. Переработка побочных продуктов животноводства
  4. Уведомление о побочных продуктах животноводства в Россельхознадзор

Закон о побочных продуктах животноводства

До 2023 года побочные продукты животноводства (ППЖ): навоз и помет не имели специального правового регулирования. Возникали проблемы применения к указанным веществам законодательства об отходах производства и потребления (далее – отходы). Загвоздкой являлось то, что ППЖ не оказывают негативного воздействия на окружающую среду в отличие от отходов. Навоз и помет являются сырьем для производства органических удобрений, которые используются в сельскохозяйственной деятельности (почти полностью перерабатываются).

Указанная правовая неопределенность устранена Федеральным законом от 14.07.2022 № 248-ФЗ (далее – закон № 248), вступившим в силу с 1 марта 2023 года. Документ закрепил:

Понятие ППЖ и значение терминов, связанных с процессом их обращения ППЖ – вещества (навоз, помет, подстилка, стоки), которые:

  • образуются при содержании СХ-животных;
  • используются в СХ-производстве.

ППЖ не признаются агрохимикатами

Принадлежность ППЖ.

Указанное нововведение позволяет отражать объект в бухгалтерском и налоговом учёте, призвано облегчить его оборот

Собственниками являются организации, предприниматели (в том числе, КФХ), которые:

  • содержат СХ-животных;
  • производят СХ-продукцию;
  • приобретают ППЖ в результате совершения сделок
Право субъектов, задействованных в СХ-производстве, классифицировать образующиеся в ходе такого производства вещества на ППЖ и отходы.
Возможность признания ППЖ отходами при выявлении нарушений обращения с ними

Это влечет необходимость внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

СХ-производители, принявшие решение об отнесении веществ к ППЖ и соблюдающие требования к их обращению, освобождаются от такой платы

Требования к обращению побочных продуктов животноводства

«Обращение» применительно к ППЖ является обобщенным понятием. Оно включает в себя хранение (складирование), обработку и переработку (подготовку к использованию и реализации), транспортировку (перемещение), реализацию и использование (удобрение почвы).

Общие правила обращения с ППЖ установлены в ст. 7 закона № 248. Более детально указанный вопрос урегулирован Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 № 1940 (далее – постановление № 1940). В документе правила обращения с ППЖ разделены на блоки в зависимости от процедуры, которая с ними осуществляется.

В данной статье перечислять указанные требования в полном объеме не станем. Обратим внимание на некоторые основные моменты.

Запреты Предписания
Хранить вне специализированных площадок, отвечающих установленным требованиям.
Обратите внимание, что такие площадки не являются объектами размещения отходов
Можно временно размещать ППЖ твердой фракции в обработанном или переработанном виде в буртах на землях СХ-назначения (на период внесения в почву)
Загрязнять окружающую среду среды Использование ППЖ должно исключать негативное воздействие на почву
Использовать (вносить в почву) непереработанные ППЖ Вносить в почву можно, соблюдая расстояние 300 м от жилой застройки. Смыв в водные объекты должен быть исключен
Дороги для перемещения необработанных ППЖ не должны пересекаться с дорогами, по которым транспортируются корма, продукты животного происхождения Перевозить можно с использованием оборудования, которое исключает загрязнение среды обитания человека
Если животные круглый год или сезонно содержатся на пастбище, не осуществляются хранение (в указанный период) и переработка
Передавать ППЖ можно исключительно субъектам, которые производят СХ-продукцию

Соблюдение указанных требований проверяется в рамках государственного земельного надзора (пп. 3 п. 2 ст. 71 ЗК РФ), государственного ветеринарного контроля (пп. 3 п. 1.1 ст. 8 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1).

Нарушение правил обращения с ППЖ влечет административную ответственность. Для этого в КоАП РФ введена новая статья 10.8.1.
Элементы состава правонарушения и квалифицирующие признаки имеют следующие характеристики.

Объект Общественные отношения в области исключения загрязнение окружающей среды и ее компонентов
Субъект Должностные лица, ИП, а также организации
Объективная сторона Характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении правил обращения
Субъективная сторона Умысел или неосторожность
Квалифицирующие признаки Причинение вреда здоровью людей или окружающей среде.
Возникновение эпидемии или эпизоотии

Основная форма наказания – штраф (от 30 до 600 тыс. рублей в зависимости от субъекта и обстоятельств). Альтернативная форма – административное приостановление деятельности (до 90 суток).

Статья 10.8.1 КоАП РФ действует с 03.05.2024, и практика по ней уже начала формироваться.

Обратим внимание, что некоторые вопросы, затрагивающие порядок обращения с ППЖ, включаются в иные подзаконные специальные подзаконные акты (ветеринарные правила). К примеру, правила содержания крупного рогатого скота указывают на необходимость создания условий для обеззараживания навоза. Навозохранилище должны располагаться на территории хозяйства вне здания, в котором содержится скот (п. 11 Приказа Минсельхоза РФ от 21.10.2020 № 622). При этом стоит учитывать, что ответственность за нарушение ветеринарных правил наступает по другим статьям КоАП РФ (в частности, по ст. 10.6).

Приведем пример ситуации, которая дошла до суда, в целях иллюстрации процедуры привлечения к административной ответственности.
Прокуратура проводила проверку соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства в отношении главы КФХ, который разводил коз. По результатам проверки выявились признаки составов нескольких административных правонарушений.

Состав
(часть статьи КоАП РФ)
Действия, которые образуют объективную сторону Действия (бездействие) главы КФХ
Ч. 1 ст. 10.6 Нарушение ветеринарных правил содержания овец и коз
(Приказ Минсельхоза России от 01.11.2022 № 774)
Глава допустил следующие нарушения:
— не огородил полностью свое хозяйство, дезинфекционный барьер не установил;
— не учел расстояние от места содержания коз до жилого помещения;
— возвел стены, перегородки и перекрытия помещения для содержания коз из неокрашенного дерева (оказались неустойчивы к дезинфекции);
— не предоставил сведения о проведении дератизации, дезакаризации и дезинсекции не реже одного раза в год
Ч. 3 ст. 10.8 Нарушение ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (Приказ Минсельхоза России от 11.11.2024 № 677) Глава неправильно утилизировал последы, которые образуются при получении молодняка
Ч. 1 ст. 10.8.1 Нарушение требований к порядку обращения с ППЖ (постановление № 1940)

Глава складировал козий навоз на земельном участке без водонепроницаемой основы. С боковых сторон отсутствовали бортики и канавки для стока избыточной влаги.

Специальной площадки не имелось

Прокуратура подготовила три постановления о возбуждении административных дел (по каждому вменяемому правонарушению) и передала материалы в управление Россельхознадзора для рассмотрения по существу. Ведомство признало главу КФХ виновным в совершении трех административных правонарушений с назначением ему наказания за каждое в виде штрафа. Глава обратился в суд за обжалованием.
Суд указал, что выводы о совершении главой трех административных правонарушений являются обоснованными. При этом наказание должно быть назначено как за совершение одного правонарушения, поскольку в рассматриваемом случае обстоятельства совершения вменяемых деяний были выявлены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия. Глава КФХ должен нести административную ответственность по ч. 1 ст. 10.8.1 КоАП РФ, как более строгую, предусматривающую взыскание штрафа в размере 50 тыс. рублей.

При этом суд учел, что глава привлекается к ответственности впервые, предпринимает меры по строительству площадки для хранения навоза, имеет на иждивении четырех детей. В результате штраф был заменен на предупреждение (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025 № 07АП-890/2025).

Переработка побочных продуктов животноводства

Переработка ППЖ охватывается понятием «обработка» и представляет собой подготовку веществ на специализированных площадках к их использованию (реализации).

Поэтому действия по переработке должны производиться с соблюдением общих предписаний в части обращения с ППЖ и специальных правил, касающихся указанной процедуры.

                           Требование Комментарии (основаны на разъяснениях, приведенных в письме Минсельхоза России от 27.01.2023 № 24/198)
1. Процедура должна осуществляться на специализированной площадке Технические требования не установлены. Можно руководствоваться СП 289.1325800.2017
2. Должны использоваться методы, которые предотвращают загрязнение окружающей среды

Не допускается переработка ППЖ вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами (в том числе сточными водами от населенных пунктов).

Технология определяется самостоятельно.

В помощь приходит нормативно- техническая документация, в частности, ИТС 41-2023 (справочник по наилучшим доступным технологиям при интенсивном разведении свиней)

3. Переработанные продукты не должны содержать патогенных и болезнетворных микроорганизмов (сальмонелл, гельминтов, цисты кишечных патогенных простейших)

Примеси токсичных элементов (пестицидов) допускаются в рамках установленных величин (приложение к ПП № 1940)

Соблюдение указанных требований должно подтверждаться результатами лабораторных исследований.

Периодичность не установлена.

Подтверждение результатами лабораторных исследований должно проводиться до реализации партии иному лицу

 

Уведомление о побочных продуктах животноводства в Россельхознадзор

Было упомянуто, что собственник классифицирует вещества на ППЖ и отходы. О своем решении он должен уведомить территориальный орган Россельхознадзора по месту образования ППЖ. Требования к уведомлению и состав сведений, подлежащих отражению в нем, утверждены Приказом Минсельхоза России от 07.10.2022 № 671.

Образец заполнения уведомления размещен на официальном сайте Россельхознадзора (https://fsvps.gov.ru/files/obrazec-zapolnenija-uvedomlenija-ob-otnesenii-veshhestv-obrazuemyh-pri-soderzhanii-selskohozjajstvennyh-zhivotnyh-k-pobochnym-produktam-zhivotnovodstva-2/).

Уведомление направляется ежегодно (до 31.12.2025 следует подать уведомление на 2026 год). Те субъекты СХ-производства, которые только зарегистрировались, могут подать уведомление на оставшийся период года в течение двух месяцев со дня регистрации.

Способы предусмотрены различные: личное обращение, направление почтой, извещение в электронном виде (в том числе, через портал «Госуслуги»).
При необходимости информация, изложенная в уведомлении, может быть скорректирована. Так, если уведомление на 2025 год было направлено до 31.12.2024, допустимо направить корректирующее уведомление на 2025 год до 31.12.2025 (письмо Минсельхоза России от 28.06.2024 № 24/1987).

Примечание редакции:

В статье поговорим об актуальном правовом регулировании вопросов обращения с веществами, которые неизбежно образуются при содержании сельскохозяйственных животных.
Расскажем о действующих предписаниях и ответственности, которые грозят за их нарушение.

"Справочник руководителя"

В бесплатном электронном сборнике рассмотрены способы сокращения расходов компании, методы эффективной мотивации персонала, даны наглядные примеры снижения налогов и взносов. Также собрана основная информация о правах и обязанностях руководства компаний, приведены основные меры поддержки бизнеса, предоставляемые государством.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь