Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Поведение в суде

Человек может оказаться в суде при рассмотрении уголовного дела в качестве свидетеля, потерпевшего или даже обвиняемого. А может быть стороной гражданского процесса в случае развода или взыскания алиментов. Предприниматель свои интересы вправе отстаивать в арбитражном суде. Для адвоката и прокурора посещение органа правосудия связано с их работой. Несмотря на такие разные ситуации, есть общие правила поведения в судах, которые установлены процессуальным законодательством. Они направлены на обеспечение безопасности всех присутствующих в заседании людей, поддержание авторитета судьи и устранение всего того, что может оказать влияние на разбирательство. В нашем материале разберем, какие правила поведения в суде установлены на законодательном уровне, а также поговорим о том, какое поведение считается недобросовестным. Рассмотрим, как должны себя вести сотрудники органа правосудия.

Правила поведения в суде

Понятие «суд» многозначно. Это и орган госвласти, и разбирательство дел, и здание, где вершится правосудие. Правила поведения во время участия в заседании и при посещении здания суда отличаются, как и последствия их нарушения.

Правила поведения в здании суда вне заседаний не урегулированы нормативными актами на федеральном уровне. Их устанавливают председатели судов, беря за основу типовые правила, утверждаемые Советом судей РФ (пп. 1, 2 п. 1 ст. 6.2 Закона от 26.06.1992 № 3132-1, пп. 1, 2 ч. 3 ст. 35 Закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ).

Согласно разделу 5 типовых правил, утвержденных Постановлением Совета судей РФ от 18.04.2003 № 101, в зданиях суда установлен пропускной режим. Посетители могут попасть в суд в рабочее время, представив паспорт. В нерабочее время, в выходные или праздничные дни люди в здание суда допускаются лишь по разрешению председателя суда. Это касается не только посетителей, но также судей и работников суда.

Предъявление документов, удостоверяющих личность, при посещении здания суда не является ограничением прав граждан на доступ к правосудию и не может рассматриваться как нарушение принципа публичности судебного разбирательства. На это указывает Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2006 № КАС06-220.

Люди, прибывающие в суд, проходят проверку с помощью металлодетекторов. Это нужно, чтобы выявить наличие запрещенных предметов. Для этого посетители и находящиеся при них сумки или портфели могут быть подвергнуты осмотру и проверке судебными приставами, которые обеспечивают порядок в судах. Не пропустят в здание людей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. При грубом или агрессивном поведении человека на приеме его прекратят.

Правила пребывания посетителей в зданиях судов, а также правила поведения в ходе заседаний, содержатся на стендах внутри зданий и на официальных сайтах судов в интернете (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ). За их несоблюдение вне судебных заседаний нарушителям могут сделать замечание. Судьи и судебные приставы, обеспечивающие порядок, вправе также давать распоряжения о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Их неисполнение, если распоряжение дано вне судебного заседания, повлечет административную ответственность по ст. 17.3 КоАП РФ в виде штрафа от 1 до 3 тыс. рублей. Если такое распоряжение дано судьей, то его неисполнение может грозить арестом до 15 суток. Административная ответственность при этом наступит не за нарушение правил поведения в суде, а за неисполнение законных распоряжений судей и судебных приставов (Постановление ВС РФ от 17.07.2023 № 46-АД23-8-К6).

Во время судебного заседания действуют специальные правила поведения. Их устанавливают на федеральном уровне процессуальные кодексы: УПК, ГПК, АПК, КАС. Такие правила доводятся до всех присутствующих лиц председательствующим судьей в подготовительной части заседания.

Правила поведения в судебных заседаниях в разных видах судопроизводства схожи. Везде они направлены на обеспечение безопасности присутствующих на заседании людей, поддержание авторитета суда и устранение факторов, которые могут оказать влияние на разбирательство.

Нарушение порядка в судебном заседании – это в первую очередь несоблюдение нормативно установленных правил поведения в зале суда. Но также сюда можно отнести и любое другое поведение, которое мешает нормальному ходу разбирательства. При этом может не соблюдаться этика, демонстрироваться неуважение к суду или к участникам процесса, нарушаться распоряжения председательствующего.

В уголовном процессе несоблюдением порядка в судебном заседании считают действия участников процесса, которые препятствуют судебному разбирательству, свидетельствуют о неуважении к суду или нарушают установленный ст. 257 УПК РФ регламент. Вместе с тем не должно рассматриваться как нарушение порядка в зале судебного заседания заявление участниками заседания ходатайств, возражений на действия судьи, обвинителя, защитника, отстаивание своих прав и позиции.

Согласно статье 257 УПК РФ при входе судей в зал заседаний все присутствующие в нем люди встают. Участники судебного разбирательства обращаются к суду, дают свои показания и делают заявления стоя. Отступить от этого правила можно только с разрешения председательствующего.

Участники судебного разбирательства, а также другие присутствующие в зале люди, обращаются к суду с фразами: «Уважаемый суд», а к судье – «Ваша честь».

Согласно статье 258 УПК РФ если человек, участвующий в заседании, нарушает порядок, не подчиняется распоряжениям председательствующего или судебного пристава, обеспечивающего порядок, его предупреждают о недопустимости такого поведения. Но могут применить и более жесткие меры: удалить из зала заседания, отключить от видео-конференц-связи или наложить денежное взыскание в размере до 2 500 рублей в порядке, установленном ст. 117 и 118 УПК РФ.

В гражданском судопроизводстве действуют правила, установленные ст. 158 ГПК РФ. Согласно тексту данной нормы при входе судей в зал судебного заседания все присутствующие люди также встают. Стоя, участники процесса дают свои показания и объяснения, выслушивают объявление решений или определений суда, которыми заканчивается дело. К судьям они обращаются со словами: «Уважаемый суд!»

В ходе судебного разбирательства должен соблюдаться порядок в заседании и обеспечиваться безопасность всех участников процесса. К нарушителям порядка в соответствии со ст. 159 ГПК РФ могут быть применены следующие меры:

  • ограничение выступления участника разбирательства;
  • удаление из зала судебного заседания, отключение от видео-конференц-связи или веб-конференции после сделанного предупреждения;
  • наложение судебного штрафа.

В ситуации когда в действиях человека, нарушающего порядок в судебном заседании, есть признаки преступления, судья представляет соответствующие материалы в органы дознания или предварительного следствия, чтобы те возбудили уголовное дело в отношении нарушителя.

Схожий порядок в судебном заседании и последствия его нарушения установлены ст. 154 АПК РФ. В административном судопроизводстве участники разбирательства и другие присутствующие в зале заседания граждане обязаны соблюдать порядок согласно ст. 144 КАС РФ.

Недобросовестное поведение в суде

Что такое недобросовестное поведение в отечественном законодательстве, четко не расшифровывается. Это понятие не является синонимом незаконного поведения. Недобросовестность означает, что лицо злоупотребляет предоставленными ему правами или пользуется ими в нарушение основополагающих принципов.

Чаще всего недобросовестное поведение в процессе выражается в том, что одна из сторон пытается затянуть рассмотрение спора, чтобы выиграть время. Обычно судьи негативно реагируют на такое затягивание дела. Но если этого не происходит, то участник процесса вправе самостоятельно указать на недобросовестное поведение другой стороны.

На практике недобросовестное поведение реализуют с помощью подачи необоснованных заявлений и ходатайств, неявки на заседание, несвоевременного предоставления доказательств, привлечения третьих лиц, предъявления встречных исков. Такие действия напрямую не нарушают закон и могут являться процессуальным правом сторон. Но недобросовестный участник процесса совершает их, лишь чтобы отложить проведение разбирательства на более поздний срок, а выигранное время использовать в собственных целях, к примеру, для вывода своих активов.

Правила поведения работников аппарата суда

Постановлением Совета судей РФ от 27.04.2006 № 156 установлены правила поведения сотрудников аппаратов судов. В нем конкретизированы нормы законодательства, относящиеся к служебному поведению таких государственных гражданских служащих. Правила от 27.04.2006 № 156 признаются обязательными для работников аппаратов всех судов, входящих в судебную систему нашей страны.

Вышеуказанные правила возлагают на работников аппаратов судов дополнительные обязанности по соблюдению правовых и этических норм в служебном поведении, не указанные в законе. Такой работник должен сообщать начальнику о любых усилиях со стороны склонить его к нарушению этических норм. Он не вправе позволять, чтобы его личные или семейные отношения оказывали воздействие на служебное поведение или принимаемые им решения. Ему нельзя использовать служебное положение, чтобы добиться личной выгоды или удовлетворить частные интересы третьих лиц.

Правила от 27.04.2006 № 156 обозначают приоритеты в служебной деятельности работника аппарата суда. Данный работник, выполняя свои служебные обязанности, должен учитывать, что смысл судебной власти заключается в защите прав и свобод человека и гражданина. Такой сотрудник при любой ситуации обязан сохранять личное достоинство, оберегать свою честь, сторониться всего, что отбрасывает тень на авторитет судебной власти и пятнает репутацию суда. Он не должен позволять себе действия, способные опорочить его и уронить престиж судебной власти.

Правила от 27.04.2006 № 156 также определяют обязанности сотрудника аппарата суда во время службы. Такой специалист должен выполнять свои должностные обязанности честно и на совесть, поддерживать высокий профессиональный уровень, соблюдать должностной регламент. Его отличительными чертами должны быть верность своему делу, ответственное отношение к работе, соблюдение дисциплины, исполнительность и любовь к труду. Важно придерживаться правил внутреннего распорядка суда и свое рабочее время использовать для производительного труда. Сотрудник обязан воздерживаться от действий, мешающих другим работникам суда выполнять их служебные обязанности. Нельзя брать на себя выполнение обязанностей, не предписанных по должности. Пока происходит урегулирование служебного спора, важно продолжать исполнять свои обязанности, пытаясь решить конфликт в рамках закона. Работник аппарата суда должен выполнять поручения руководства, данные в рамках полномочий. Получив неправомерное поручение, требуется соблюдать определенный законом порядок действий. При этом к вопросу о правомерности решений руководства нужно подходить ответственно и корректно.

Работник аппарата суда не должен пытаться влиять на процесс разрешения дел судьями. Также в процессе своей работы он не вправе содействовать одной из сторон процесса и адвокатам или создавать впечатление о том, что это реально.

При общении с участниками разбирательства и посетителями, судьями и другими сотрудниками работник аппарата суда должен произвести соответствующее деловое впечатление. Нужно общаться дружелюбно, говорить ровным и спокойным тоном, без слишком активной жестикуляции. Данный сотрудник не должен реагировать на оскорбления, обвинения или критику в свой адрес со стороны посетителей, участников судебного разбирательства или других сотрудников суда встречными обвинениями и оскорблениями.

В разговоре с судьей, таким работникам нужно проявлять должное почтение и обращаться к нему в ходе судебного процесса: «Ваша честь».

Вне службы работник аппарата суда может заниматься любой деятельностью, выполнять другую оплачиваемую работу, если это не приведет к конфликту интересов, не будет нарушать профессиональную этику и противоречить нормам Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Даже вне работы такой человек не должен отзываться о других сотрудниках аппарата или посетителях, употребляя унижающие их выражения.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь